ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА В ЧАСТИ, СЛУЖБЕ МТО: СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА В ЧАСТИ, СЛУЖБЕ МТО: СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Волков Е.Н. 1, Шестериков А.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Особое место в воспи­тании личного состава занимает индивидуальная работа.

Индивидуальная работа дело непростое и требует немало усилий, специальных знаний и ответственности. Индивидуальная работа занимает важное место в воспитании личного состава служб и подразделений МТО, которые имеют такую особенность как частый отрыв от своих подразделении, отсутствие на общих воспитательных мероприятиях и комплек­тование подразделений МТО по остаточному принципу.

Индивидуальная работа должна вестись с учетом возрастных, социальных, индивидуальных особенностей военнослужащих служб и подразделений МТО с учетом их психологических свойств, жизненного и про­фессионального опыта.

Психолого-педагогические основы организации индивидуальной работы.

Индивидуальная работа занимает особое место в общей системе воспитания личного состава.

Что жe такое «индивидуальная работа»?

Индивидуальная работа - это система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому воспитуемому, направленная на максимально-целесообразный учет возрастных, социальных и индивидуальных особенностей личности в целях ее всестороннего развития и подго­товки к успешному выполнению поставленных задач.

Индивидуальная работа в армии — это систематиче­ская целенаправленная работа командиров и начальников с каждым во­еннослужащим с целью изучения его индивидуальных особенностей, вос­питания и мобилизации на решение задач, стоящих перед службой или подразделением.

Индивидуальная работа предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных и наиболее эффективных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослужащего и конкретной ситуации форм, методов и средств воспитательного воздействия.

Цель ИР – активизация человеческого фактора в воинской службе благодаря выявлению, учету и максимальному задействованию личностных качеств и психологических особенностей военнослужащих.

Индивидуальная работа выполняет комплекс функций тесно связанных с общими функциями воспитания, но реализуемых по отношению к конкретному военнослужащему.

Напомним эти функции.

Формирующая - предусматривает целенаправленную выработку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению;

Мобилизующая - способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение целей, стоящих перед ним или воинским коллективом;

Профилактическая - позволяет формировать у воинов установку на недопустимость и предупреждение отклонений от нормы в их поведении;

Развивающая – позитивное изменение интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;

Перевоспитывающая - устранение отдельных негативных качеств личности воинов.

Исходя из этих функций, индивидуальная воспитательная работа призвана решать ряд основных задач:

- постоянное и целеустремленное изучение индивидуальных особенностей каждого военнослужащего в динамике его развития;

- воспитание каждого воина с учетом его индивидуальных особенностей;

- формирование у личного состава высоких морально-психологических и боевых качеств;

- укрепление воинской дисциплины;

- мобилизации личного состава на успешное решение задач боевой подготовки, повышения боевой готовности.

Для повышения эффективности индивидуальной работы необходимо соблюдать определенные условия.

Такими условиями являются:

- во-первых, это близость к подчиненным. Здесь имеется в виду уваже­ние человеческого достоинства, традиций военнослужащих, ровное и равное отношение к подчиненным, забота и внимание к каждому солдату, сержанту, офицеру, гражданскому персоналу, доброжелательность и взаимопомощь;

- во-вторых, успех в руководстве и в воспитании достигается не силой власти, а силой авторитета. При этом авторитет служебный, должностной дол­жен дополняться авторитетом личным, моральным авторитетом;

- в-третьих, конкретность и эффективность индивидуальной работы во многом зависят от ее направленности, от педагогического мастерства офицера-воспитателя, его моральных и деловых качеств;

- в-четвёртых, необходима четкая, стройная система организации индивидуальной paбoты.

Организация индивидуальной работы в службах и подразделениях МТО включает це­лый комплекс мероприятий, проводимых всеми категориями должностных лиц.

Особенностью индивидуальной работы является то, что она может проводиться в любое время, в любой обстановке. Она не требует сбора людей, подготовки помещений, технических средств и средств наглядности и доступна каждому начальнику службы.

Структурно организация индивидуальной работы включает взаимосвязанные этапы: подготовительный, целенаправлен­ное педагогическое воздействие и результативный.

На подготовительном этапе определяется, что и как изучать в лич­ности подчиненного, прогнозируются перспективы, выбираются наи­более целесообразные средства, формы и методы достижения поставленных целей.

На втором этапе (этап целенаправленного педагогического воздействия), реализуя план индивидуальной работы с подчиненными, начальник службы различными педагогическими методами и приёмами воздействует на военнослужащих и добивается их активного участия в самосовершенствовании.

На третьем этапе (результативный этап), дается оценка полученных результатов при про­ведении индивидуальной работы, и вносятся необходи­мые коррективы в определении новых (более высоких) целей воспитания, а соответственно и путей их достижения.

В системном виде организация индивидуальной работы в подразделении включает комплекс задач, воспитательных мероприятий, педагогических приемов, проверенных практикой и направленных на формирование высоких качеств воина-патриота.

Рассмотрим организацию индивидуальной работы.

1. Определение целей и задач индивидуальной работы по отношению к отдельному военнослужащему.

Цели индивидуальной работыопределяются задачами, решаемыми подразделениями и службой, особенностями службы, учебы и быта воинов, особенности психологии коллектива и индивидуальными особенностями военнослужащих.

Задачи индивидуальной работы вытекают из целей и конкретизируются по отношению к каждому военнослужащему (изучение, воспитание, перевоспитание, коррекция поведения и т.д.).

2.Планированиеиндивидуальной работы.

Индивидуальная работа планируется всеми командирами, начальниками служб, заместителями по работе с личным составом. Такое планирование проводится ежемесячно и очень конкретно (по датам и категориям во­еннослужащих, конкретно по-фамильно).

В планах индивидуальной работы должны найти отражение следующие основные вопросы:

- изучение индивидуальных особенностей личности военнослужащего и прогноз её развития в процессе службы;

- индивидуальное воздействие на личность военнослужащего в целях его воспитания или перевоспитания;

- руководство самосовершенствованием (самовоспитанием, самообразованием, саморазвитием) военнослужащего;

- проверка и оценка результатов индивидуальной воспитательной работы.

3. Охват постоянным влиянием всех военнослужащих.

Индивидуальная работа проводится со всеми без исключения категориями военнослужащих и гражданского персонала. Ни один военнослужащий не должен остаться без внимания и без воспитательного воздействия.

Однако, как показывает практика, основные усилия необходимо сосредотачивать на работе с молодыми военнослужащими и военнослужащими, имеющими недостатки в службе, дисциплине, а также с военнослужащими, отнесёнными к четвёртой категории профессионально-психологического отбора и с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью.

4. Профессионально-психологический отбор специалистов служб МТО.

Для начальника службы важно умело использовать результаты профессионально-психологического отбора, обращая внимание, как на положительные стороны личности военнослужащего, так и на её недостатки.

5. Обучение практике индивидуальной работы младших командиров (командиров отделений, заместителей командиров взводов, начальников столовых, старших смен, начальников складов, начальников ремонтных мастерских и т.д.)

Обучение младших командиров практике индивидуальной работы организуется командирами (начальниками) и их заместителями по работе с личным составом. С этой целью проводятся специальные занятия (лекции, семинары, практические занятия), индивидуальные собеседования, обмен опытом работы с подчиненными, пропаганда передового опыта и др.

6.Изучение состояния индивидуальной работы в подразделениях и службах, анализ и контроль за ее организацией и деятельностью всех командиров и начальников со стороны вышестоящих командиров и начальников.

7. Использование в индивидуальной работе разнообразных методов, средств и форм работы с подчиненными, включая тщательное их изучение.

К методам индивидуальной работы относятся все методы психолого-педагогического изучения личности, её воспитания и перевоспитания, применительно к конкретному военнослужащему.

Индивидуальная работа начинается с изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего с использованием различных методов.

Методами изучения личности, широко применяемыми в практике индивидуальной работы, являются:

- психолого-педагогическое наблюдение;

- индивидуальная познавательная беседа;

- психолого-педагогический эксперимент (естественный и искусственный - лабораторный);

- обобщение независимых характеристик;

- изучение документов и педагогической документации;

- письменные связи с родителями и трудовыми (учебными) коллективами;

-тестирование;

- социометрическое описание группы (отделения, взвода).

Наиболее доступными для начальника службы являются наблюдения и беседа.

Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью военнослужащего, его поведенческими реакциями, отношением к службе.

Наблюдение должно вестись системно, планово, на основе знаний о психике человека и основных закономерностях её проявления в процессе выполнения военно-профессиональных задач.

В ходе наблюдения оцениваются основные психические особенности военнослужащего:

- сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов (темперамент);

- особенности интеллектуальной сферы (при этом оценивается не отсутствие знаний, а умение оперировать наличной информацией, излагать мысли логично, системно, последовательно);

- черты характера, наличие нервозности, психопатических черт;

- эмоциональная возбудимость, устойчивость психики;

- мотивация к службе и дисциплинированность;

- организаторские, профессиональные и деловые качества и способности;

- отношение к коллективу, коммуникабельность, общественная активность и др. особенности личности.

Индивидуальная психологическая познавательная беседа.

Беседа представляет собой речевое общение, в процессе которого выявляются и решаются необходимые проблемы (в данном случае, изучение подчинённого).

Индивидуальные беседы проводятся для ознакомления с личностью по ме­ре накопления вопросов возникающих в процессе наблюдения, изучения доку­ментов, анкетирования, опросов и т.д.

В ходе использования других методов, осуществляется углубленное изучение и накопление фактического материала по изучению личности военнослужащего.

На основе полученных при изучении военнослужащего данных планируется и проводится дальнейшая индивидуально-воспитательная работа с использованием всех методов воспитания (убеждения, примера, упражнения, поощрения, принуждения) и форм индивидуальной воспитательной работы.

Подробнее рассмотрим некоторые формы индивидуальной работы.

1. Индивидуальные психолого-педагогические беседы.

В данном случае индивидуальная беседа выступает как форма индивидуальной работы и решает цели и задачи по воспитанию и перевоспитанию конкретного военнослужащего.

Основное назначение индивидуальной беседы - воздействовать на сознание и чувства воинов. Главное достоинство беседы заключается в ее интимности, доверительности.

2. Индивидуальные задания и поручения.

Суть этой формы состоит в умении офицера увидеть в человеке положительное качество и использовать его для воспитания воина.

Виды индивидуальных заданий разнообразны:

а) учебные задания - используются с целью оказания помощи подчинен­ному лучше усвоить тот или иной раздел программы боевой и общественно-государственной подготовки.

б) служебные задания даются при несении внутренней и караульной служб, на хозяйственных и регламентных работах, боевых дежурствах, во время работы в сменах поваров, при организации рационализаторской работы и т.д.

в) общественные поручения проводятся офицерами с целью вовлечения воина в активную общественную, кулътурно-досуговую и спортивную работу.

3. Индивидуальная помощь подчиненному.

Эффективность индивидуальной помощи заключается в ее конкретности, в строгом учете особенностей личности.

Виды помощи могут быть различны:

- помощь в подготовке к занятиям, в выполнении функциональных обязанностей;

- повседневное внимание подчиненному;

- помощь в воспитании определенных черт характера выработке привычек правильного поведения.

Действенность этой формы ИР зависит от доброжелательности, чуткости искренности, уважения офицером своего подчиненного

4. Забота о подчиненном.

Проявляя заботу о подчиненном, об удовлетворении его нужд и потребностей офицер не только выполняет свою служебную обязанность, но и завоевывает расположенность на уважение подчиненного, по­лучает возможность активнее и эффективнее влиять на воина.

5. Индивидуальный контроль за выполнением присяги, уставов, наставлений, приказов, распоряжений и поручений командиров и начальников.

Почему необходим индивидуальный контроль? Да потому что в зависимо­сти от воспитанности один военнослужащий все требования выполняет добро­совестно, другой - не добросовестно.

Индивидуальный контроль помогает воину добросовестно выполнять свои обязанности.

6. Критика- мoщнoe средство индивидуальной защиты.

Чтобы критика была наиболее действенной и результативной необходимо выполнить следующие условия:

- критика должна быть конкретной;

-критиковать надо за конкретные не­достатки в поведении воина, в его службе;

- критика должна быть справедливой;

- критика должна быть своевременной;

-не следует использовать для критики старые факты;

- критика должна быть доброжелательной.

7. Дисциплинарная практика.

Поощрения и взыскания должны быть только индивидуальными. Коллектив­ные взыскания и наказания вообще запрещены.

Поощрения и взыскания должны соответствовать степени заслуг или ви­новности.

Нельзя накладывать взыскания в состоянии раздражения.

Наказывая подчиненного нельзя его оскорблять и унижать его личное дос­тоинство.

При поощрении необходимо соблюдать следующие условия: не поощрять только любимчиков, поощрения надо разнообразить и соблюдать принцип от меньшего к большему, поощрения надо использовать не очень часто.

8. Письма на родину военнослужащего - родителям, в трудовые коллек­тивы, учебные заведения.

Письма на родину бывают трех видов:

- познавательные - с целью изучения личности военнослужащего;

- благодарственные - за отличную службу, учёбу;

- предупредительные - с просьбой принять активное участие в воспитании (перевоспитании) сына. Эти письма отравляются в случае, если воин имеет грубые нарушения.

Каковы же основные психолого-педагогические требования к письмам?

а) Письмо должно быть написано от руки или напечатано, отсылается первый экземпляр, чтобы не допускать трафаретности и формализма.

б) Военнослужащий должен быть ознакомлен с текстом или содержанием письма; в войсковой практике принято благодарственное письмо зачитывать перед строем подразделения или части.

в) Не допускать грамматических ошибок, исправлений и помарок в письме.

г) Рекомендуется учитывать даже сорт бумаги и конверта.

д) При подготовке предупредительного письма следует иметь в виду следующие рекомендации:

- не следует писать писем сгоряча; известны случаи глубокого переживания таких фактов родителями и самими военнослужащими, а последствия таких переживаний порой бывают трагичными;

- не следует без нужды отправлять такие письма; лучше зачитать текст письма военнослужащему и предупредить, что в случае дальнейших нарушений воинской дисциплины письмо будет отправлено.

Итак, мы рассмотрели формы индивидуальной работы.

При организации и проведении индивидуальной работы целесообразно учитывать наличие ряда «абстрактных типов» личности, чтобы правильно выбрать наиболее эффективные методы и формы индивидуального воздействия.

Психология выделяет ряд таких «абстрактных типов»: «позитивный», «аффективный», «циник», «неустойчивый», «романтик», «настороженный», «соглашатель», «пересмешник», «лидер», «козел отпущения».

Заканчивая рассмотрение сущности и организации индивидуальной работы, следует обратить внимание на важнейший элемент организа­ции воспитательной работы - необходимость ведения каждым офицером педа­гогического дневника.

Начальнику службы МТО в своей практической работе приходится анализировать и хранить в памяти много различных сведений о своих подчиненных. Эти сведения рекомендуется отражать в педагогическом дневнике.

Наличие педагогического дневника, правильное, своевременное его ведение (заполнение) помогают анализировать поведение и оценивать подчиненно­го в целом.

В педагогическом дневнике кроме общих демографических данных рекомендуется отражать результаты наблюдения, материалы различных характери­стик (письменных и устных), динамику профессионального и служебного рос­та, намечать пути устранения недостатков подчиненного, а также учет прово­димых мероприятий с пoдчиненными.

Педагогический дневник - не догма. Единой формы ведения дневника не существует. Каждый офицер выбирает и устанавливает удобную и приемлемую для него форму дневника.

Таким образом, в данном вопросе рассмотрели сущность, содержание, задачи, систему и организацию, методы и формы индивидуальной работы.

Учитывая важность индивидуальной беседы, как формы индивидуальной работы, множества её вариантов, методику её подготовки и ведения рассмотрим более подробно в учебном пособии Шестерикова А.В., Хациевой И.А. Психология и педагогика: основы психологии личности военнослужащего и воинского коллектива.

Индивидуальная психолого-педагогическая беседа: методика подготовки и проведения.

Индивидуальная беседа представляет собой речевое общение с конкретным военнослужащим, в процессе которого выявляются и решаются необходимые проблемы.

Успех индивидуальной беседы зависит от подготовки к ней, от мастерства и умения офицера вести беседу непринужденно, творчески, учитывая при этом особенности воина.

Беседы могут проводиться преднамеренно по инициативе офицера-воспитателя, по плану воспитательной работы, и непреднамеренно, по инициативе подчиненных или в зависимости от сложившихся ситуаций.

В структурном плане, организация и проведение индивидуальной беседы включает в себя следующие компоненты:

- подготовительный период;

- основная часть (собственно беседа);

- подведение итогов беседы и постановка задач подчиненному.

Рассмотрим методические основы подготовки и ведения индивидуальных бесед.

Перед индивидуальной беседой необходимо:

- изучить результаты предыдущих бесед, результаты анкетирования, наблюдения и документы, характеризующие воинов (служебная характеристика, журнал учета боевой подготовки и др.);

- определять цели беседы, перечень и формулировки вопросов, на которые следует получить ответы.

Целями бесед могут быть:

- углубленное изучение личности подчинённого;

- побуждение воинов к большей активности при выполнении служебных обязанностей;

- установление причин плохого на­строения, выяснение мотивов службы, причин и обстоятельств нарушения воинской дисциплины;

- помощь военнослужащему в решении стоящих перед ним задач и т.д.

При этом необходимо предусмотреть ряд обстоятельств:

- готов ли к обсуждению предлагаемой темы собеседник (это позволит оценить, не будет ли встреча заранее обречена на провал или на серьёзное препятствие);

- уверен ли офицер в благополучном исходе разговора (какие объективные и субъективные препятствия, можно ожидать, и насколько они серьёзны);

- уверен ли в том же собеседник;

- какой исход устраивает или не устраивает руководителя, собеседника, обоих (если беседа зайдёт в тупик, стоит ли пойти на компромисс);

- какие приёмы воздействия на собеседника целесообразно использовать в беседе (ссылка на авторитетное мнение, на опыт других, на важность решаемых задач и т.д.).

Чтобы придать беседе естественное течение и цельный характер, необходимо наметить порядок её проведения и очередность вопросов в едином потоке, то есть со­ставить план беседы.

При этом необходимо заранее предусмотреть:

- какие вопросы необходимо задавать;

- какие вопросы может задать собеседник;

- как необходимо себя вести, если собеседник:

а) во всём соглашается;

б) решительно возражает;

в) не отреагирует на доводы;

г) выскажет недоверие;

д) попытается скрыть своё недоверие.

Необходимо соблюдать определенные требования к формулировке вопро­сов. Каковы же эти требования?

Основные требования к формулировке вопросов следующие:

- вопросы должны быть поставлены лаконично, кратко;

- следует избегать общих, неопределённых вопросов;

- необходимо избегать употребления трудных и неясных формулировок;

- следует избегать подсказывающих слов и формулировок предполагаемых вопросов;

- форма вопросов должна быть по возможности разнообразной.

Готовьте свой вопрос так, чтобы он был интересным и не дискуссионным. Если нужно получить «добро на несколько предложений, начинайте с легко выполнимого».

Во время беседы следует:

- установить контакт с подчиненным, расположить к себе воина, создать обстановку доверительности и откровенности;

- снять внутреннее напряжение воина, дать понять подчинен­ному, что ответы не будут преданы гласности;

- избегать внушающих вопросов;

- следить за ходом беседы, анализировать все высказанные соображения;

- каждый последующий вопрос задавать с учетом ответов на предыдущее;

- обосновывать свои суждения;

- следить, чтобы вопросы содержали слова «почему», «зачем», «когда», «как» (это исключит односложные ответы «да» или «нет»);

- следить не только за содержанием высказывания, но и за их формой, за выражением лица, тембром голоса, за жестикуляцией;

- помочь воину сделать правильную оценку своих поступков или поведения в целом, своего отношения к выполнению своих служебных обязанностей;

- вызвать у подчиненных желание измениться выработать у себя положи­тельные черты и качества;

- убедить воина, что командиры начальники и товарищи хотят и могут ему помочь.

Если на доводы офицера последовали возрождения собеседника, то целесообразно:

- выслушать сразу несколько возражений (тем более что собеседник раздражается, если его перебивают, да еще на самом главном);

- не спешить с ответом, пока не поймете суть возражений (вот здесь собственная эмоциональность, холерический темперамент могут серьезноподвести);

- выяснить, действительно ли возражения вызваны разными точками зрения или, может быть, не удалось сформулировать суть дела.

Некоторые типы словесных реакций военнослужащего в ходе индивидуальной беседы:

а) самовосхваление – своеобразное выпячивание своих заслуг и успехов, пре увеличении своих возможностей и достоинств по сравнению с окружающими;

б) принижение своих достоинств, возможностей – цель убедить офицера в неспособности выполнить, какую либо функцию или задачу, что он хуже, чем о нём думают (стремлений уйти от ответственности);

в) самооправдание – стремление перенести черты своего характера или поведения на окружающих, представить себя и своё поведение в выгодном свете;

г) соглашательство – позиция непротиворечив всему, что говорит лицо, обладающее властью (стремление быстро освободиться от разговора).

На завершающем этапе беседы необходимо подвести её итоги, поставить задачи подчинённому на дальнейшую работу, выслушать пожелания и просьбы военнослужащих и соответствующим образом реагировать на них.

Беседа проводится наедине, без свидетелей, как свободный разговор.

Продолжительность беседы 30-45 минут. Если в ходе беседы не удалось полностью реализовать её цели, беседа переносится на другое время и повторяется.

После завершения индивидуальной беседы целесообразно:

- проанализировать ход беседы и достижение её цели;

- занести основные результаты беседы в педагогический дневник;

- наметить мероприятия по дальнейшей работе с подчинённым.

Методика подготовки и проведения познавательной (ознакомительной) беседы.

Индивидуальная психолого-педагогическая познавательная беседа является важнейшим методом изучения подчинённого. Она проводится при прибытии молодого военнослужащего в подразделение (в службу) или по мере накопления вопросов, возникших в процессе наблюдения и изучения документов военнослужащего.

Перед познавательной (ознакомительной) беседой необходимо:

- систематизировать результаты наблюдений;

- уточнить данные, полученные из документов, характеризующих личность военнослужащего (военный билет, карта профессионально-психологического отбора, служебная карточка, журнал учёта боевой подготовки и др.);

- при повторной беседе изучить материалы предыдущей;

- составить план предстоящей беседы, в котором отразить цели и содержание (вопросы) предстоящей беседы.

Цели ознакомительной беседы, как метода изучения личности – уточнение, изучение, выявление:

- автобиографических данных, семейного положения, состояния здоровья;

- деловых качеств подчинённого, его служебной мотивации;

- привычек и наклонностей, отношение к коллективу, впечатления о службе;

- трудностей, испытываемых военнослужащим в процессе деятельности, общения (особенно вновь прибывшие военнослужащие);

- нерешённых семейно-бытовых проблем и т.д.

В ходе беседы.

Вопросы необходимо формулировать с учётом вышеизложенных рекомендаций, чтобы получить исчерпывающие ответы, исходя их целей беседы.

1. Уточнить автобиографические данные:

- дата и место рождения, состав семьи и семейное положение;

- род занятий родителей, их влияние на воспитание сына;

- образование и специальность;

- занятия до призыва в армию;

- чем увлекался, что читал, какие фильмы смотрел;

- планы на будущее после службы в армии.

2. Выявить деловые качества и мотивацию на службу:

- первые впечатления о службе;

- знание общих и специальных служебных обязанностей военнослужащих;

- как помогает в их освоении уровень образования и гражданская специальность;

- какие качества необходимо выработать для овладения воинской специальностью;

- отношение к службе и функциональным обязанностям;

- есть ли желание и настрой на добросовестную службу.

3. Изучить и уточнить:

- положительные и особенно негативные привычки и наклонности (курение, потребление алкоголя, наркотических средств);

- особенности времяпровождения перед службой в армии;

- имелись ли приводы в милицию;

- как встретили в новом коллективе, первые впечатления о нём и сослуживцах;

- совпали ли до армейские представления о воинской службе с реальным положением в подразделении;

- устраивает ли система взаимоотношений с сослуживцами и младшими командирами.

4. Выявить:

- какие трудности испытывает военнослужащий в выполнении служебных обязанностей, в овладении специальностью, во взаимоотношениях с сослуживцами;

- нерешённые семейно-бытовые проблемы.

В завершающей части беседы целесообразно:

- убедить собеседника, что он преодолеет трудности и станет хорошим специалистом;

- показать, что военнослужащий не останется один на один со своими проблемами, командиры, начальники и сослуживцы ему помогут;

- пожелать успехов в службе и определить порядок и условия дальнейшего общения.

Методика подготовки и проведения индивидуальной психолого-педагогической беседы.

В данном случае индивидуальная беседа выступает как форма индивидуальной воспитательной работы и решает цели и задачи по воспитанию и перевоспитанию конкретного военнослужащего.

Основное назначение индивидуальной беседы - воздействовать на сознание и чувства воинов. Главное достоинство беседы заключается в ее интимности, доверительности.

Наиболее трудный вариант воспитательной беседы – беседа с военнослужащим склонным к нарушениям воинской дисциплины.

Перед индивидуальной беседой с нарушителем воинской дисциплины необходимо:

1. Проанализировать:

- поведение военнослужащего, случаи нарушения воинской дисциплины за время службы (если таковые имели место);

- меры дисциплинарного и общественного воздействия за предыдущие нарушения, их эффективность;

- коллективное мнение о поведении и проступках военнослужащего.

2. Составить план проведения беседы, в котором определить цели, ход и содержание беседы, предусмотреть возможное поведение, реакцию собеседника.

Цели беседы:

- выяснить и уточнить характер и причины нарушения воинской дисциплины;

- определить самооценку собственного поведения военнослужащего;

- убедить в неперспективности недисциплинированного поведения и показать пути его преодоления;

- определить пути педагогического воздействия по предупреждению правонарушений и меру дисциплинарного воздействия за совершённый проступок.

Содержание и последовательность беседы.

В начале беседы целесообразно напомнить военнослужащему предыдущие упущения по службе, нарушения воинской дисциплины и принимаемые меры воздействия.

В ходе беседы, придерживаясь определённой последовательности (плана) необходимо:

1. Уточнить характер и обстоятельства проступка (недостойного поведения).

2. Выяснить:

- причины и конкретный повод проступка;

- обстоятельства, способствующие нарушению дисциплины;

- на что надеялся военнослужащий, совершая проступок;

- как реагируют на совершённый проступок командиры подразделения, актив, сослуживцы.

3. Предложить военнослужащему оценить своё поведение, конкретный проступок, его последствия (в том числе – возможные).

4. Сформулировать своё видение проступка, его последствия для коллектива подразделения, службы.

5. Уточнить знания общих обязанностей военнослужащего и функциональных обязанностей по должности и проанализировать их фактическое выполнение (при необходимости напомнить основные положения военной присяги, уставов, должностных обязанностей).

6. Предложить военнослужащему определить пути исправления и какая требуется помощь со стороны командиров и начальников. Довести своё видение решения проблемы.

7. Дать понять, что проступок не останется безнаказанным (какие меры могут быть принятыми и возможные последствия).

В завершающей части беседы целесообразно подвести итоги, где сформулировать и довести до военнослужащих:

- основные причины проступка и способствующие ему условия;

- меры дисциплинарного воздействия за совершённый проступок;

- порядок дальнейшего наблюдения за деятельностью военнослужащего.

По завершению беседы:

- проанализировать результаты состоявшейся беседы (что удалось выяснит, решить, что не получилось;

- определить какие меры педагогического воздействия целесообразно применить в дальнейшей работе с военнослужащим;

- основные моменты беседы занести в педагогический дневник.

Индивидуальная беседа по оценки и коррекции деятельности подчинённого.

В случаях, когда надо оценить работу, деловые качества подчинённого применяется своеобразная техника и тактика разговора:

- сначала разговаривайте с подчиненным о его службе, и только потом – о нем самом;

- прежде чем сообщить свою оценку, подведите его к тому, что бы он сам оценил себя;

- если самооценка выше, чем ваша, выясните - почему?

- упоминая о недостатках в службе оцениваемого, учитывайте, какова она в целом.

- если недостатки возникли отчасти по вашей вине: признайте это.

- не говорите с оцениваемым о других военнослужащих.

- не проводите повторного разговора вскоре после того, как вы наказали или распекли подчиненного.

- ясно формулируйте оценку, подчеркните, что верите, ему и не освобождайте его от выполнения служебных обязанностей.

- хорошим подчиненным дайте понять, что цените их заслуги, узнайте об их перспективах и чем вы можете помочь.

Помните, что важнее развитие достоинств, чем исправление ошибок подчиненных (работников).

Когда время беседы иссякнет, офицер должен плавно перейти к ее завершению. Он, например, может просто сказать: «А теперь давайте подведем итоги нашему разговору». Затем есть смысл задать вопросы типа. «Как Вы думае­те, получился у нас разговор, или мы его продолжим завтра?» или «Вы хотели бы обсудить что-нибудь еще?». Это дает возможность выслушать пожелания и просьбы военнослужащих и соответствующим образом реагировать на них.

Индивидуальная беседа должна заканчиваться выводами, подведением итогов и постановкой задач подчиненному по дальнейшему совершенствова­нию. План беседы, вопросы, задаваемые воинам, их ответы и выводы из беседы рекомендуется после беседы заносить в педагогический дневник, который рекомендуется иметь каждому офицеру.

Таковы некоторые особенности подготовки и проведения различных индивидуальных психолого-педагогических бесед с военнослужащими.

Таким образом, индивидуальная беседа представляет собой речевое общение с конкретным военнослужащим, в процессе которого выявляются и решаются необходимые проблемы.

Заключение.

Таким образом, одним из основных и результативных методов работы с личным составом начальник службы МТО является индивидуальная работа.

Её эффективность зависит от качества ее организации, высокой ответственности и активной работы всех воспитателей, в том числе и начальник службы МТО, по воспитанию своих подчинённых.

Индивидуальная работа – это служебная и материальная ответственность всех начальников служб.

Важной формой индивидуальной работы с подчиненными по их изучению и воспитанию является индивидуальная психолого-педагогическая беседа.

Список использованной литературы.

  1. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Москва. ВИ 2017.

  2. Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 г. №655.

  3. Психология и педагогика. Военная психология /под ред. А.Г. Маклакова. – СПб. 2007.

  4. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уч. пособие / под общ. редакцией Н.И. Резника. М. 2005.

  5. Проблемы воспитательной работы в подразделениях и службах материально-технического обеспечения. Уч. пособие.- Вольск ВВИТ. 2011.

  6. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уч. пособие под общей редакцией Н.И. Резника. М.2005.

  7. Алехин И.А. и др. Психология и педагогика. Эл. Учебник.- М.: ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, 2016.

  8. Шестериков А.В., Хациева И.А. Психология и педагогика: основы психологии личности военнослужащего и воинского коллектива. Электрон. Учеб. пособ.- Вольск.: ВВИМО. 2016.

Просмотров работы: 1889