Особое место в воспитании личного состава занимает индивидуальная работа.
Индивидуальная работа дело непростое и требует немало усилий, специальных знаний и ответственности. Индивидуальная работа занимает важное место в воспитании личного состава служб и подразделений МТО, которые имеют такую особенность как частый отрыв от своих подразделении, отсутствие на общих воспитательных мероприятиях и комплектование подразделений МТО по остаточному принципу.
Индивидуальная работа должна вестись с учетом возрастных, социальных, индивидуальных особенностей военнослужащих служб и подразделений МТО с учетом их психологических свойств, жизненного и профессионального опыта.
Психолого-педагогические основы организации индивидуальной работы.
Индивидуальная работа занимает особое место в общей системе воспитания личного состава.
Что жe такое «индивидуальная работа»?
Индивидуальная работа - это система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому воспитуемому, направленная на максимально-целесообразный учет возрастных, социальных и индивидуальных особенностей личности в целях ее всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению поставленных задач.
Индивидуальная работа в армии — это систематическая целенаправленная работа командиров и начальников с каждым военнослужащим с целью изучения его индивидуальных особенностей, воспитания и мобилизации на решение задач, стоящих перед службой или подразделением.
Индивидуальная работа предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных и наиболее эффективных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослужащего и конкретной ситуации форм, методов и средств воспитательного воздействия.
Цель ИР – активизация человеческого фактора в воинской службе благодаря выявлению, учету и максимальному задействованию личностных качеств и психологических особенностей военнослужащих.
Индивидуальная работа выполняет комплекс функций тесно связанных с общими функциями воспитания, но реализуемых по отношению к конкретному военнослужащему.
Напомним эти функции.
Формирующая - предусматривает целенаправленную выработку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению;
Мобилизующая - способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение целей, стоящих перед ним или воинским коллективом;
Профилактическая - позволяет формировать у воинов установку на недопустимость и предупреждение отклонений от нормы в их поведении;
Развивающая – позитивное изменение интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;
Перевоспитывающая - устранение отдельных негативных качеств личности воинов.
Исходя из этих функций, индивидуальная воспитательная работа призвана решать ряд основных задач:
- постоянное и целеустремленное изучение индивидуальных особенностей каждого военнослужащего в динамике его развития;
- воспитание каждого воина с учетом его индивидуальных особенностей;
- формирование у личного состава высоких морально-психологических и боевых качеств;
- укрепление воинской дисциплины;
- мобилизации личного состава на успешное решение задач боевой подготовки, повышения боевой готовности.
Для повышения эффективности индивидуальной работы необходимо соблюдать определенные условия.
Такими условиями являются:
- во-первых, это близость к подчиненным. Здесь имеется в виду уважение человеческого достоинства, традиций военнослужащих, ровное и равное отношение к подчиненным, забота и внимание к каждому солдату, сержанту, офицеру, гражданскому персоналу, доброжелательность и взаимопомощь;
- во-вторых, успех в руководстве и в воспитании достигается не силой власти, а силой авторитета. При этом авторитет служебный, должностной должен дополняться авторитетом личным, моральным авторитетом;
- в-третьих, конкретность и эффективность индивидуальной работы во многом зависят от ее направленности, от педагогического мастерства офицера-воспитателя, его моральных и деловых качеств;
- в-четвёртых, необходима четкая, стройная система организации индивидуальной paбoты.
Организация индивидуальной работы в службах и подразделениях МТО включает целый комплекс мероприятий, проводимых всеми категориями должностных лиц.
Особенностью индивидуальной работы является то, что она может проводиться в любое время, в любой обстановке. Она не требует сбора людей, подготовки помещений, технических средств и средств наглядности и доступна каждому начальнику службы.
Структурно организация индивидуальной работы включает взаимосвязанные этапы: подготовительный, целенаправленное педагогическое воздействие и результативный.
На подготовительном этапе определяется, что и как изучать в личности подчиненного, прогнозируются перспективы, выбираются наиболее целесообразные средства, формы и методы достижения поставленных целей.
На втором этапе (этап целенаправленного педагогического воздействия), реализуя план индивидуальной работы с подчиненными, начальник службы различными педагогическими методами и приёмами воздействует на военнослужащих и добивается их активного участия в самосовершенствовании.
На третьем этапе (результативный этап), дается оценка полученных результатов при проведении индивидуальной работы, и вносятся необходимые коррективы в определении новых (более высоких) целей воспитания, а соответственно и путей их достижения.
В системном виде организация индивидуальной работы в подразделении включает комплекс задач, воспитательных мероприятий, педагогических приемов, проверенных практикой и направленных на формирование высоких качеств воина-патриота.
Рассмотрим организацию индивидуальной работы.
1. Определение целей и задач индивидуальной работы по отношению к отдельному военнослужащему.
Цели индивидуальной работыопределяются задачами, решаемыми подразделениями и службой, особенностями службы, учебы и быта воинов, особенности психологии коллектива и индивидуальными особенностями военнослужащих.
Задачи индивидуальной работы вытекают из целей и конкретизируются по отношению к каждому военнослужащему (изучение, воспитание, перевоспитание, коррекция поведения и т.д.).
2.Планированиеиндивидуальной работы.
Индивидуальная работа планируется всеми командирами, начальниками служб, заместителями по работе с личным составом. Такое планирование проводится ежемесячно и очень конкретно (по датам и категориям военнослужащих, конкретно по-фамильно).
В планах индивидуальной работы должны найти отражение следующие основные вопросы:
- изучение индивидуальных особенностей личности военнослужащего и прогноз её развития в процессе службы;
- индивидуальное воздействие на личность военнослужащего в целях его воспитания или перевоспитания;
- руководство самосовершенствованием (самовоспитанием, самообразованием, саморазвитием) военнослужащего;
- проверка и оценка результатов индивидуальной воспитательной работы.
3. Охват постоянным влиянием всех военнослужащих.
Индивидуальная работа проводится со всеми без исключения категориями военнослужащих и гражданского персонала. Ни один военнослужащий не должен остаться без внимания и без воспитательного воздействия.
Однако, как показывает практика, основные усилия необходимо сосредотачивать на работе с молодыми военнослужащими и военнослужащими, имеющими недостатки в службе, дисциплине, а также с военнослужащими, отнесёнными к четвёртой категории профессионально-психологического отбора и с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью.
4. Профессионально-психологический отбор специалистов служб МТО.
Для начальника службы важно умело использовать результаты профессионально-психологического отбора, обращая внимание, как на положительные стороны личности военнослужащего, так и на её недостатки.
5. Обучение практике индивидуальной работы младших командиров (командиров отделений, заместителей командиров взводов, начальников столовых, старших смен, начальников складов, начальников ремонтных мастерских и т.д.)
Обучение младших командиров практике индивидуальной работы организуется командирами (начальниками) и их заместителями по работе с личным составом. С этой целью проводятся специальные занятия (лекции, семинары, практические занятия), индивидуальные собеседования, обмен опытом работы с подчиненными, пропаганда передового опыта и др.
6.Изучение состояния индивидуальной работы в подразделениях и службах, анализ и контроль за ее организацией и деятельностью всех командиров и начальников со стороны вышестоящих командиров и начальников.
7. Использование в индивидуальной работе разнообразных методов, средств и форм работы с подчиненными, включая тщательное их изучение.
К методам индивидуальной работы относятся все методы психолого-педагогического изучения личности, её воспитания и перевоспитания, применительно к конкретному военнослужащему.
Индивидуальная работа начинается с изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего с использованием различных методов.
Методами изучения личности, широко применяемыми в практике индивидуальной работы, являются:
- психолого-педагогическое наблюдение;
- индивидуальная познавательная беседа;
- психолого-педагогический эксперимент (естественный и искусственный - лабораторный);
- обобщение независимых характеристик;
- изучение документов и педагогической документации;
- письменные связи с родителями и трудовыми (учебными) коллективами;
-тестирование;
- социометрическое описание группы (отделения, взвода).
Наиболее доступными для начальника службы являются наблюдения и беседа.
Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью военнослужащего, его поведенческими реакциями, отношением к службе.
Наблюдение должно вестись системно, планово, на основе знаний о психике человека и основных закономерностях её проявления в процессе выполнения военно-профессиональных задач.
В ходе наблюдения оцениваются основные психические особенности военнослужащего:
- сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов (темперамент);
- особенности интеллектуальной сферы (при этом оценивается не отсутствие знаний, а умение оперировать наличной информацией, излагать мысли логично, системно, последовательно);
- черты характера, наличие нервозности, психопатических черт;
- эмоциональная возбудимость, устойчивость психики;
- мотивация к службе и дисциплинированность;
- организаторские, профессиональные и деловые качества и способности;
- отношение к коллективу, коммуникабельность, общественная активность и др. особенности личности.
Индивидуальная психологическая познавательная беседа.
Беседа представляет собой речевое общение, в процессе которого выявляются и решаются необходимые проблемы (в данном случае, изучение подчинённого).
Индивидуальные беседы проводятся для ознакомления с личностью по мере накопления вопросов возникающих в процессе наблюдения, изучения документов, анкетирования, опросов и т.д.
В ходе использования других методов, осуществляется углубленное изучение и накопление фактического материала по изучению личности военнослужащего.
На основе полученных при изучении военнослужащего данных планируется и проводится дальнейшая индивидуально-воспитательная работа с использованием всех методов воспитания (убеждения, примера, упражнения, поощрения, принуждения) и форм индивидуальной воспитательной работы.
Подробнее рассмотрим некоторые формы индивидуальной работы.
1. Индивидуальные психолого-педагогические беседы.
В данном случае индивидуальная беседа выступает как форма индивидуальной работы и решает цели и задачи по воспитанию и перевоспитанию конкретного военнослужащего.
Основное назначение индивидуальной беседы - воздействовать на сознание и чувства воинов. Главное достоинство беседы заключается в ее интимности, доверительности.
2. Индивидуальные задания и поручения.
Суть этой формы состоит в умении офицера увидеть в человеке положительное качество и использовать его для воспитания воина.
Виды индивидуальных заданий разнообразны:
а) учебные задания - используются с целью оказания помощи подчиненному лучше усвоить тот или иной раздел программы боевой и общественно-государственной подготовки.
б) служебные задания даются при несении внутренней и караульной служб, на хозяйственных и регламентных работах, боевых дежурствах, во время работы в сменах поваров, при организации рационализаторской работы и т.д.
в) общественные поручения проводятся офицерами с целью вовлечения воина в активную общественную, кулътурно-досуговую и спортивную работу.
3. Индивидуальная помощь подчиненному.
Эффективность индивидуальной помощи заключается в ее конкретности, в строгом учете особенностей личности.
Виды помощи могут быть различны:
- помощь в подготовке к занятиям, в выполнении функциональных обязанностей;
- повседневное внимание подчиненному;
- помощь в воспитании определенных черт характера выработке привычек правильного поведения.
Действенность этой формы ИР зависит от доброжелательности, чуткости искренности, уважения офицером своего подчиненного
4. Забота о подчиненном.
Проявляя заботу о подчиненном, об удовлетворении его нужд и потребностей офицер не только выполняет свою служебную обязанность, но и завоевывает расположенность на уважение подчиненного, получает возможность активнее и эффективнее влиять на воина.
5. Индивидуальный контроль за выполнением присяги, уставов, наставлений, приказов, распоряжений и поручений командиров и начальников.
Почему необходим индивидуальный контроль? Да потому что в зависимости от воспитанности один военнослужащий все требования выполняет добросовестно, другой - не добросовестно.
Индивидуальный контроль помогает воину добросовестно выполнять свои обязанности.
6. Критика- мoщнoe средство индивидуальной защиты.
Чтобы критика была наиболее действенной и результативной необходимо выполнить следующие условия:
- критика должна быть конкретной;
-критиковать надо за конкретные недостатки в поведении воина, в его службе;
- критика должна быть справедливой;
- критика должна быть своевременной;
-не следует использовать для критики старые факты;
- критика должна быть доброжелательной.
7. Дисциплинарная практика.
Поощрения и взыскания должны быть только индивидуальными. Коллективные взыскания и наказания вообще запрещены.
Поощрения и взыскания должны соответствовать степени заслуг или виновности.
Нельзя накладывать взыскания в состоянии раздражения.
Наказывая подчиненного нельзя его оскорблять и унижать его личное достоинство.
При поощрении необходимо соблюдать следующие условия: не поощрять только любимчиков, поощрения надо разнообразить и соблюдать принцип от меньшего к большему, поощрения надо использовать не очень часто.
8. Письма на родину военнослужащего - родителям, в трудовые коллективы, учебные заведения.
Письма на родину бывают трех видов:
- познавательные - с целью изучения личности военнослужащего;
- благодарственные - за отличную службу, учёбу;
- предупредительные - с просьбой принять активное участие в воспитании (перевоспитании) сына. Эти письма отравляются в случае, если воин имеет грубые нарушения.
Каковы же основные психолого-педагогические требования к письмам?
а) Письмо должно быть написано от руки или напечатано, отсылается первый экземпляр, чтобы не допускать трафаретности и формализма.
б) Военнослужащий должен быть ознакомлен с текстом или содержанием письма; в войсковой практике принято благодарственное письмо зачитывать перед строем подразделения или части.
в) Не допускать грамматических ошибок, исправлений и помарок в письме.
г) Рекомендуется учитывать даже сорт бумаги и конверта.
д) При подготовке предупредительного письма следует иметь в виду следующие рекомендации:
- не следует писать писем сгоряча; известны случаи глубокого переживания таких фактов родителями и самими военнослужащими, а последствия таких переживаний порой бывают трагичными;
- не следует без нужды отправлять такие письма; лучше зачитать текст письма военнослужащему и предупредить, что в случае дальнейших нарушений воинской дисциплины письмо будет отправлено.
Итак, мы рассмотрели формы индивидуальной работы.
При организации и проведении индивидуальной работы целесообразно учитывать наличие ряда «абстрактных типов» личности, чтобы правильно выбрать наиболее эффективные методы и формы индивидуального воздействия.
Психология выделяет ряд таких «абстрактных типов»: «позитивный», «аффективный», «циник», «неустойчивый», «романтик», «настороженный», «соглашатель», «пересмешник», «лидер», «козел отпущения».
Заканчивая рассмотрение сущности и организации индивидуальной работы, следует обратить внимание на важнейший элемент организации воспитательной работы - необходимость ведения каждым офицером педагогического дневника.
Начальнику службы МТО в своей практической работе приходится анализировать и хранить в памяти много различных сведений о своих подчиненных. Эти сведения рекомендуется отражать в педагогическом дневнике.
Наличие педагогического дневника, правильное, своевременное его ведение (заполнение) помогают анализировать поведение и оценивать подчиненного в целом.
В педагогическом дневнике кроме общих демографических данных рекомендуется отражать результаты наблюдения, материалы различных характеристик (письменных и устных), динамику профессионального и служебного роста, намечать пути устранения недостатков подчиненного, а также учет проводимых мероприятий с пoдчиненными.
Педагогический дневник - не догма. Единой формы ведения дневника не существует. Каждый офицер выбирает и устанавливает удобную и приемлемую для него форму дневника.
Таким образом, в данном вопросе рассмотрели сущность, содержание, задачи, систему и организацию, методы и формы индивидуальной работы.
Учитывая важность индивидуальной беседы, как формы индивидуальной работы, множества её вариантов, методику её подготовки и ведения рассмотрим более подробно в учебном пособии Шестерикова А.В., Хациевой И.А. Психология и педагогика: основы психологии личности военнослужащего и воинского коллектива.
Индивидуальная психолого-педагогическая беседа: методика подготовки и проведения.
Индивидуальная беседа представляет собой речевое общение с конкретным военнослужащим, в процессе которого выявляются и решаются необходимые проблемы.
Успех индивидуальной беседы зависит от подготовки к ней, от мастерства и умения офицера вести беседу непринужденно, творчески, учитывая при этом особенности воина.
Беседы могут проводиться преднамеренно по инициативе офицера-воспитателя, по плану воспитательной работы, и непреднамеренно, по инициативе подчиненных или в зависимости от сложившихся ситуаций.
В структурном плане, организация и проведение индивидуальной беседы включает в себя следующие компоненты:
- подготовительный период;
- основная часть (собственно беседа);
- подведение итогов беседы и постановка задач подчиненному.
Рассмотрим методические основы подготовки и ведения индивидуальных бесед.
Перед индивидуальной беседой необходимо:
- изучить результаты предыдущих бесед, результаты анкетирования, наблюдения и документы, характеризующие воинов (служебная характеристика, журнал учета боевой подготовки и др.);
- определять цели беседы, перечень и формулировки вопросов, на которые следует получить ответы.
Целями бесед могут быть:
- углубленное изучение личности подчинённого;
- побуждение воинов к большей активности при выполнении служебных обязанностей;
- установление причин плохого настроения, выяснение мотивов службы, причин и обстоятельств нарушения воинской дисциплины;
- помощь военнослужащему в решении стоящих перед ним задач и т.д.
При этом необходимо предусмотреть ряд обстоятельств:
- готов ли к обсуждению предлагаемой темы собеседник (это позволит оценить, не будет ли встреча заранее обречена на провал или на серьёзное препятствие);
- уверен ли офицер в благополучном исходе разговора (какие объективные и субъективные препятствия, можно ожидать, и насколько они серьёзны);
- уверен ли в том же собеседник;
- какой исход устраивает или не устраивает руководителя, собеседника, обоих (если беседа зайдёт в тупик, стоит ли пойти на компромисс);
- какие приёмы воздействия на собеседника целесообразно использовать в беседе (ссылка на авторитетное мнение, на опыт других, на важность решаемых задач и т.д.).
Чтобы придать беседе естественное течение и цельный характер, необходимо наметить порядок её проведения и очередность вопросов в едином потоке, то есть составить план беседы.
При этом необходимо заранее предусмотреть:
- какие вопросы необходимо задавать;
- какие вопросы может задать собеседник;
- как необходимо себя вести, если собеседник:
а) во всём соглашается;
б) решительно возражает;
в) не отреагирует на доводы;
г) выскажет недоверие;
д) попытается скрыть своё недоверие.
Необходимо соблюдать определенные требования к формулировке вопросов. Каковы же эти требования?
Основные требования к формулировке вопросов следующие:
- вопросы должны быть поставлены лаконично, кратко;
- следует избегать общих, неопределённых вопросов;
- необходимо избегать употребления трудных и неясных формулировок;
- следует избегать подсказывающих слов и формулировок предполагаемых вопросов;
- форма вопросов должна быть по возможности разнообразной.
Готовьте свой вопрос так, чтобы он был интересным и не дискуссионным. Если нужно получить «добро на несколько предложений, начинайте с легко выполнимого».
Во время беседы следует:
- установить контакт с подчиненным, расположить к себе воина, создать обстановку доверительности и откровенности;
- снять внутреннее напряжение воина, дать понять подчиненному, что ответы не будут преданы гласности;
- избегать внушающих вопросов;
- следить за ходом беседы, анализировать все высказанные соображения;
- каждый последующий вопрос задавать с учетом ответов на предыдущее;
- обосновывать свои суждения;
- следить, чтобы вопросы содержали слова «почему», «зачем», «когда», «как» (это исключит односложные ответы «да» или «нет»);
- следить не только за содержанием высказывания, но и за их формой, за выражением лица, тембром голоса, за жестикуляцией;
- помочь воину сделать правильную оценку своих поступков или поведения в целом, своего отношения к выполнению своих служебных обязанностей;
- вызвать у подчиненных желание измениться выработать у себя положительные черты и качества;
- убедить воина, что командиры начальники и товарищи хотят и могут ему помочь.
Если на доводы офицера последовали возрождения собеседника, то целесообразно:
- выслушать сразу несколько возражений (тем более что собеседник раздражается, если его перебивают, да еще на самом главном);
- не спешить с ответом, пока не поймете суть возражений (вот здесь собственная эмоциональность, холерический темперамент могут серьезноподвести);
- выяснить, действительно ли возражения вызваны разными точками зрения или, может быть, не удалось сформулировать суть дела.
Некоторые типы словесных реакций военнослужащего в ходе индивидуальной беседы:
а) самовосхваление – своеобразное выпячивание своих заслуг и успехов, пре увеличении своих возможностей и достоинств по сравнению с окружающими;
б) принижение своих достоинств, возможностей – цель убедить офицера в неспособности выполнить, какую либо функцию или задачу, что он хуже, чем о нём думают (стремлений уйти от ответственности);
в) самооправдание – стремление перенести черты своего характера или поведения на окружающих, представить себя и своё поведение в выгодном свете;
г) соглашательство – позиция непротиворечив всему, что говорит лицо, обладающее властью (стремление быстро освободиться от разговора).
На завершающем этапе беседы необходимо подвести её итоги, поставить задачи подчинённому на дальнейшую работу, выслушать пожелания и просьбы военнослужащих и соответствующим образом реагировать на них.
Беседа проводится наедине, без свидетелей, как свободный разговор.
Продолжительность беседы 30-45 минут. Если в ходе беседы не удалось полностью реализовать её цели, беседа переносится на другое время и повторяется.
После завершения индивидуальной беседы целесообразно:
- проанализировать ход беседы и достижение её цели;
- занести основные результаты беседы в педагогический дневник;
- наметить мероприятия по дальнейшей работе с подчинённым.
Методика подготовки и проведения познавательной (ознакомительной) беседы.
Индивидуальная психолого-педагогическая познавательная беседа является важнейшим методом изучения подчинённого. Она проводится при прибытии молодого военнослужащего в подразделение (в службу) или по мере накопления вопросов, возникших в процессе наблюдения и изучения документов военнослужащего.
Перед познавательной (ознакомительной) беседой необходимо:
- систематизировать результаты наблюдений;
- уточнить данные, полученные из документов, характеризующих личность военнослужащего (военный билет, карта профессионально-психологического отбора, служебная карточка, журнал учёта боевой подготовки и др.);
- при повторной беседе изучить материалы предыдущей;
- составить план предстоящей беседы, в котором отразить цели и содержание (вопросы) предстоящей беседы.
Цели ознакомительной беседы, как метода изучения личности – уточнение, изучение, выявление:
- автобиографических данных, семейного положения, состояния здоровья;
- деловых качеств подчинённого, его служебной мотивации;
- привычек и наклонностей, отношение к коллективу, впечатления о службе;
- трудностей, испытываемых военнослужащим в процессе деятельности, общения (особенно вновь прибывшие военнослужащие);
- нерешённых семейно-бытовых проблем и т.д.
В ходе беседы.
Вопросы необходимо формулировать с учётом вышеизложенных рекомендаций, чтобы получить исчерпывающие ответы, исходя их целей беседы.
1. Уточнить автобиографические данные:
- дата и место рождения, состав семьи и семейное положение;
- род занятий родителей, их влияние на воспитание сына;
- образование и специальность;
- занятия до призыва в армию;
- чем увлекался, что читал, какие фильмы смотрел;
- планы на будущее после службы в армии.
2. Выявить деловые качества и мотивацию на службу:
- первые впечатления о службе;
- знание общих и специальных служебных обязанностей военнослужащих;
- как помогает в их освоении уровень образования и гражданская специальность;
- какие качества необходимо выработать для овладения воинской специальностью;
- отношение к службе и функциональным обязанностям;
- есть ли желание и настрой на добросовестную службу.
3. Изучить и уточнить:
- положительные и особенно негативные привычки и наклонности (курение, потребление алкоголя, наркотических средств);
- особенности времяпровождения перед службой в армии;
- имелись ли приводы в милицию;
- как встретили в новом коллективе, первые впечатления о нём и сослуживцах;
- совпали ли до армейские представления о воинской службе с реальным положением в подразделении;
- устраивает ли система взаимоотношений с сослуживцами и младшими командирами.
4. Выявить:
- какие трудности испытывает военнослужащий в выполнении служебных обязанностей, в овладении специальностью, во взаимоотношениях с сослуживцами;
- нерешённые семейно-бытовые проблемы.
В завершающей части беседы целесообразно:
- убедить собеседника, что он преодолеет трудности и станет хорошим специалистом;
- показать, что военнослужащий не останется один на один со своими проблемами, командиры, начальники и сослуживцы ему помогут;
- пожелать успехов в службе и определить порядок и условия дальнейшего общения.
Методика подготовки и проведения индивидуальной психолого-педагогической беседы.
В данном случае индивидуальная беседа выступает как форма индивидуальной воспитательной работы и решает цели и задачи по воспитанию и перевоспитанию конкретного военнослужащего.
Основное назначение индивидуальной беседы - воздействовать на сознание и чувства воинов. Главное достоинство беседы заключается в ее интимности, доверительности.
Наиболее трудный вариант воспитательной беседы – беседа с военнослужащим склонным к нарушениям воинской дисциплины.
Перед индивидуальной беседой с нарушителем воинской дисциплины необходимо:
1. Проанализировать:
- поведение военнослужащего, случаи нарушения воинской дисциплины за время службы (если таковые имели место);
- меры дисциплинарного и общественного воздействия за предыдущие нарушения, их эффективность;
- коллективное мнение о поведении и проступках военнослужащего.
2. Составить план проведения беседы, в котором определить цели, ход и содержание беседы, предусмотреть возможное поведение, реакцию собеседника.
Цели беседы:
- выяснить и уточнить характер и причины нарушения воинской дисциплины;
- определить самооценку собственного поведения военнослужащего;
- убедить в неперспективности недисциплинированного поведения и показать пути его преодоления;
- определить пути педагогического воздействия по предупреждению правонарушений и меру дисциплинарного воздействия за совершённый проступок.
Содержание и последовательность беседы.
В начале беседы целесообразно напомнить военнослужащему предыдущие упущения по службе, нарушения воинской дисциплины и принимаемые меры воздействия.
В ходе беседы, придерживаясь определённой последовательности (плана) необходимо:
1. Уточнить характер и обстоятельства проступка (недостойного поведения).
2. Выяснить:
- причины и конкретный повод проступка;
- обстоятельства, способствующие нарушению дисциплины;
- на что надеялся военнослужащий, совершая проступок;
- как реагируют на совершённый проступок командиры подразделения, актив, сослуживцы.
3. Предложить военнослужащему оценить своё поведение, конкретный проступок, его последствия (в том числе – возможные).
4. Сформулировать своё видение проступка, его последствия для коллектива подразделения, службы.
5. Уточнить знания общих обязанностей военнослужащего и функциональных обязанностей по должности и проанализировать их фактическое выполнение (при необходимости напомнить основные положения военной присяги, уставов, должностных обязанностей).
6. Предложить военнослужащему определить пути исправления и какая требуется помощь со стороны командиров и начальников. Довести своё видение решения проблемы.
7. Дать понять, что проступок не останется безнаказанным (какие меры могут быть принятыми и возможные последствия).
В завершающей части беседы целесообразно подвести итоги, где сформулировать и довести до военнослужащих:
- основные причины проступка и способствующие ему условия;
- меры дисциплинарного воздействия за совершённый проступок;
- порядок дальнейшего наблюдения за деятельностью военнослужащего.
По завершению беседы:
- проанализировать результаты состоявшейся беседы (что удалось выяснит, решить, что не получилось;
- определить какие меры педагогического воздействия целесообразно применить в дальнейшей работе с военнослужащим;
- основные моменты беседы занести в педагогический дневник.
Индивидуальная беседа по оценки и коррекции деятельности подчинённого.
В случаях, когда надо оценить работу, деловые качества подчинённого применяется своеобразная техника и тактика разговора:
- сначала разговаривайте с подчиненным о его службе, и только потом – о нем самом;
- прежде чем сообщить свою оценку, подведите его к тому, что бы он сам оценил себя;
- если самооценка выше, чем ваша, выясните - почему?
- упоминая о недостатках в службе оцениваемого, учитывайте, какова она в целом.
- если недостатки возникли отчасти по вашей вине: признайте это.
- не говорите с оцениваемым о других военнослужащих.
- не проводите повторного разговора вскоре после того, как вы наказали или распекли подчиненного.
- ясно формулируйте оценку, подчеркните, что верите, ему и не освобождайте его от выполнения служебных обязанностей.
- хорошим подчиненным дайте понять, что цените их заслуги, узнайте об их перспективах и чем вы можете помочь.
Помните, что важнее развитие достоинств, чем исправление ошибок подчиненных (работников).
Когда время беседы иссякнет, офицер должен плавно перейти к ее завершению. Он, например, может просто сказать: «А теперь давайте подведем итоги нашему разговору». Затем есть смысл задать вопросы типа. «Как Вы думаете, получился у нас разговор, или мы его продолжим завтра?» или «Вы хотели бы обсудить что-нибудь еще?». Это дает возможность выслушать пожелания и просьбы военнослужащих и соответствующим образом реагировать на них.
Индивидуальная беседа должна заканчиваться выводами, подведением итогов и постановкой задач подчиненному по дальнейшему совершенствованию. План беседы, вопросы, задаваемые воинам, их ответы и выводы из беседы рекомендуется после беседы заносить в педагогический дневник, который рекомендуется иметь каждому офицеру.
Таковы некоторые особенности подготовки и проведения различных индивидуальных психолого-педагогических бесед с военнослужащими.
Таким образом, индивидуальная беседа представляет собой речевое общение с конкретным военнослужащим, в процессе которого выявляются и решаются необходимые проблемы.
Заключение.
Таким образом, одним из основных и результативных методов работы с личным составом начальник службы МТО является индивидуальная работа.
Её эффективность зависит от качества ее организации, высокой ответственности и активной работы всех воспитателей, в том числе и начальник службы МТО, по воспитанию своих подчинённых.
Индивидуальная работа – это служебная и материальная ответственность всех начальников служб.
Важной формой индивидуальной работы с подчиненными по их изучению и воспитанию является индивидуальная психолого-педагогическая беседа.
Список использованной литературы.
Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Москва. ВИ 2017.
Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 г. №655.
Психология и педагогика. Военная психология /под ред. А.Г. Маклакова. – СПб. 2007.
Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уч. пособие / под общ. редакцией Н.И. Резника. М. 2005.
Проблемы воспитательной работы в подразделениях и службах материально-технического обеспечения. Уч. пособие.- Вольск ВВИТ. 2011.
Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уч. пособие под общей редакцией Н.И. Резника. М.2005.
Алехин И.А. и др. Психология и педагогика. Эл. Учебник.- М.: ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, 2016.
Шестериков А.В., Хациева И.А. Психология и педагогика: основы психологии личности военнослужащего и воинского коллектива. Электрон. Учеб. пособ.- Вольск.: ВВИМО. 2016.