Представляя собой концепцию переноса и декомпозиции стратегической цели организации для планирования и контроля операционной деятельности, Сбалансированная система показателей (ССП) или Balanced Scorecard (BSC) объединяет стратегические цели организации с ее ежедневными задачами и распространяет и разъясняет их всем своим работникам [6].
В данной работе мы попытались отразить достоинства и недостатки ССП, рассмотреть ее как основу инновационного развития организации, а также выявить проблемы, возникающие перед российскими предприятиями по внедрению Balanced Scorecard.
ССП обладает рядом преимуществ, которыми может воспользоваться организация, внедряя ее в процесс управления инновационной деятельностью.
Во-первых, ССП помогает выстроить необходимую систему координат и факторов действий в соответствии с ее стратегией на любых уровнях управления (как вертикальных, так и горизонтальных), связывая различные функциональные области (управление персоналом, финансы, ИТ и т.п.) и повышая результативность и качество передачи информации в целом.
Во-вторых, система сбалансированных показателей – это надежный инструмент контроля показателей эффективности реализации стратегии будущего состояния организации. При этом ССП дает возможность в целях контроля результатов использовать как количественные показатели, так и качественные характеристики, не поддающиеся количественному измерению.
В-третьих, СCП является достаточно гибким и универсальным инструментом, легко встраиваемым в общую корпоративную стратегию, не предполагающим кардинальных и болезненных изменений.
И самое главное, объединяя все процессы воедино, BSC представляет организацию как целостный рабочий механизм, направленный на достижение поставленной стратегической цели; система подходит не только для руководителей компании, но и для всех ее сотрудников [3].
Основная структурная идея BSC состоит в том, чтобы сбалансировать систему показателей в виде четырех групп по наиболее важным стратегическим направлениям: финансы, потребители, внутренние процессы и обучение и рост (таблица 1) [5].
Таблица 1 – Группы показателей ССП
Направление |
Содержание |
Финансы |
Финансовые показатели, отражающие процессы и результаты финансово-хозяйственной деятельности. |
Потребители |
Способность предприятия к удовлетворению потребностей клиента, выход на потенциально нового потребителя, доходы и достаток людей, количество возвращаемых товаров, а также объем рынка сбыта. |
Внутренние процессы |
Инновационные изменения, производственные работы, изготовление, сбытовая функция, объем запасов, снабжение основными ресурсами, обслуживание после выполнения продажи. |
Обучение и рост |
Персонал с его способностями и развитыми навыками, процент обученных и высококвалифицированных специалистов, информационные системы, позволяющие поставлять критическую информацию в режиме реального времени, организационные процедуры, обеспечивающие взаимодействие между всеми участниками процесса. |
Принцип «сбалансированности», выступающий основой ССП, предполагает, что все четыре группы показателей равны по значимости и по отношению к миссии и стратегии организации.
Авторы выделили шесть обязательных элементов, такие как перспективы (компоненты, которые помогают разбить стратегию на несколько частей с целью ее анализа и дальнейшей реализации), цели организации, показатели, количественные выражения уровня, которому должен соответствовать тот или иной показатель, причинно-следственные связи, позволяющие связывать в единую цепочку стратегические цели компании, и инициативы, которые бы способствовали достижению вышеназванных целей [2]. При этом каждый из шести необходимых элементов ССП может сильно детализироваться. Показатели и целевые значения могут задаваться при помощи формул, объектов измерения, источников данных, периодов предоставления отчетности, плановых дат достижения целевых показателей и т.п. Инициативы также требуют документирования графиков работ, определения ресурсов, рисков и преимуществ. Методика и по сей день активно внедряется и используется как в новых и быстрорастущих организациях, так и транснациональных компаниях; она позволяет решать ключевые проблемы любой организации, независимо от ее размера и цели существования.
Однако прошло более двадцати лет, но внедрение данной системы сбалансированных показателей в России до сих пор затрудненно, в том числе и в процесс управления инновационной деятельностью. При этом экспертами названы следующие особенности и характерные черты адаптации ССП к российскому рынку:
1. Сложность понимания методики BSC топ-менеджерами компаний и выбор инструментов стратегического управления из числа более простых, понятных и привычных. При этом отмечается, нецелесообразность применения ССП в первый год разработки и внедрения стратегического плана, однако дается рекомендация изучения данного инструмента в целях его освоения до момента, когда практическое применение его потребуется на этапе внедрения инновационной стратегии.
2. Сложность сбора первичной информации. В большей степени данная особенность затрагивает нефинансовые показатели, т.к. современные системы учета зачастую не позволяют организации получать качественную информацию для целей управления. Поэтому в первый год работы стратегического плана перед руководящим персоналом ставится цель по внедрению системы управленческого учета, а уже потом по повышению роста доли рынка по наиболее прибыльным продуктам
3. Уровень подготовки персонала, отвечающего за изменения стратегического плана. Несмотря на то, что процесс внедрения стратегического управления в компаниях всегда сопровождается обучением персонала, на осознание важности и необходимости преобразований времени требуется больше, чем хочется руководству. В связи с вышеперечисленными характеристиками случаи неудачного использования системы BSC в российских компаниях явление довольно частое. Причины этого как правило связаны с низким уровнем корпоративного управления, отсутствием элементарных инструментов и технологий управления (бюджетное, проектное управление и т.п.), неточность в прогнозировании требуемых временных границ на внедрение BSC и их необоснованное увеличение до нескольких лет и др.[4]. Российским менеджерам требуется почти революционное повышение квалификации, чтобы начать корректно оперировать категориями системы BSC, выявлять причинно-следственные связи между ключевыми факторами, а также грамотно работать с показателями и терминами бизнес-процессного подхода.
Тем не менее, в России система сбалансированных показателей имеет перспективы развития и потенциал с точки зрения ее применения на отечественных предприятиях. Она является действующим инструментом повышения эффективности управления и понимания стратегических целей компании ее сотрудниками. Актуальным моментом в процессе определения состава и структуры сбалансированных показателей является ее грамотное построение, ориентированное на объективную оценку реального состояния инновационного потенциала исследуемой организации, учет отраслевых особенностей протекания инновационных процессов и производственной системы, отражение основных стратегически важных для организации ресурсов, задействованных в инновационной деятельности и их результативности.
Список литературы
Kaplan R.S. and Norton D.P. – «The Balanced Scorecard - Measures that Drive Performance», Harvard Business Review, Feb. 1992;
Kaplan R.S. and Norton D.P. – "Using the balanced scorecard as a strategic management system", Harvard Business Review, Jan – Feb, 1996;
Власов В.С., «Выбор инновационной стратегии фирмы», Лаборатория книги, 2010.
«Как избежать ошибок при внедрении BSC», Финансовый директор, № 4, 2005;
Д.Нортон, Р.Каплан Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — Олимп-Бизнес, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-9693-0139-9 (0-87584-651-3)
Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. — Эксмо, 2010. — 160 с.