РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Устинович А.К. 1, Никольская О.Л. 1
1ТГПУ Томск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: В настоящее время многие школы ставят в приоритет обучение детей. Подтверждение тому является огромное количество разработанных программ по различным направлениям внеурочной деятельности, в общем, и общеинтеллектуального направления в частности, предполагающих одну линию развития младших школьников – интеллекта по определенному предмету (например «Занимательная грамматика», «Информатика» и пр.). Однако для удовлетворения современной стратегической задачи образовательной политики необходимы разработки эффективных программ по всем направлениям внеурочной деятельности, обобщающие в себе все стороны развития личности младших школьников.

Проблема исследования обусловлена необходимостью поиска эффективной программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, предполагающей развитие и воспитание младшего школьника как личности.

Объект исследования: влияние внеурочной деятельности на становление личности младшего школьника.

Предмет исследования: развитие личности младшего школьника под влиянием внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.

Цель работы: выявить влияние внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления на развитие личности младшего школьника.

Гипотеза: влияниевнеурочной деятельности общеинтеллектуального направления на развитие личности младшего школьника будет эффективнее при условиях:

–грамотного педагогического подхода к разработке программы внеурочной деятельности, учитывающей возрастные особенности личности младших школьников и имеющей интегрированный характер;

– использования в работе разнообразных форм и методов взаимодействия с детьми младшего школьного возраста;

–создания условий для проявления и развития младшими школьниками своих интересов на основе свободного выбора и постижения духовно-нравственных ценностей.

Младший школьный возраст это период интенсивного формирования личности ребенка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни;

– становление личности младшего школьника бурно развивается под влиянием новых отношений с взрослыми (педагогами), сверстниками, новых видов деятельности (учения) и общения.

– школа для детей становится вторым домом, а школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, увлечений, своего «я». Воспитание и развитие детей происходит в любой момент их деятельности, поэтому организуется внеурочная деятельность, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности младших школьников;

– организация внеурочной деятельности закреплена в ФГОС НОО и имеет следующие виды: общеинтеллектуальный, социальный, общекультурный, спортивно-оздоровительный, духовно-нравственный. Каждый вид реализует определенные наклонности детей, в то время, как в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности младших школьников.

Останавливаясь непосредственно на внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, стоит отметить:

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности основано на организации познавательной и проектной деятельности младших школьников.

Внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления может быть реализована в форме кружков, экскурсий, викторин, игр, соревнований и пр. подходов, главное, чтобы направление их работы было как можно более обширным.

Педагог вправе самостоятельно определять и использовать формы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, учитывая, что она в обязательном порядке, должна соотноситься с урочной деятельностью младших школьников. Данное требование определено в ФГОС НОО.

Эмпирическое исследование данной работы, цель которого – исследование влияния внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности на становление личности младшего школьника, проходило в три этапа: на первом выявлялся исходный уровень показателей личностного развития младших школьников; на втором – была организована работа по разработанной программе внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности; на третьем – дана оценка эффективности проведенной работы.

Для проведения эксперимента были использованы следующие методики:

  1. Методики на выявление уровня интеллекта и самоопределения:

– Диагностика интеллектуальных способностей младших школьников (Э.Ф. Замбицявичене).

– «Кто я?» (М. Кун).

  1. Методики на выявление уровня смыслообразования:

–«Цветик-семицветик»

  1. Методики, направленные на определение нравственно-этической ориентации:

– Тест «Размышляем о жизненном опыте» (адаптированный вариант теста Н.Е. Щурковой для младших школьников).

  1. Методики, направленные на выявление коммуникативных особенностей младших школьников:

– «Выявление мотивов учащихся в делах классного общественного коллективов»

– Методика выявления коммуникативных склонностей (по Р.В. Овчаровой).

  • На констатирующем этапе уровень интеллектуального развития учащихся 2 «А» класса находится преимущественно на низком (25%) и ниже среднего (35%) уровне. Средний уровень интеллектуального развития наблюдается у 40% учащихся.

  • Уровень дифференцированности учащихся преимущественно средний (65%). Уровень обобщенности у учащихся находится на среднем (30%) и высоком (30%) уровне. Уровень самоотношения преимущественно средний (45%).

  • В желаниях и потребностях младших школьников доминирует личностно-эгоистическая направленность.

  • Доля учащихся, обладающих достаточной нравственной воспитанностью составляет 70%.

  • Учащиеся участвуют в общественно-полезной деятельности коллектива преимущественно в силу таких параметров как: личная выгода; ощущения своей значимости в коллективе и под влиянием интереса к содержанию деятельности.

  • Уровень развития коммуникативных склонностей учащихся преимущественно средний (50%) и ниже среднего (25%).

На формирующем этапе эксперимента была реализована программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Кладезь премудрости».

Формы занятий по программе предполагают коллективную и индивидуальную работу и включают в себя интеллектуальные игры, занятия-соревнования, беседу, практические работы, логические задания.

Реализация программы «Кладезь премудрости» реализуется строго во внеурочной деятельности в начальных классах в объеме 135 часов (1 класс – 33 ч., 2 класс – 34 ч., 3 класс – 34 ч., 4 класс – 34 ч.) по 45 минут 1 раз в неделю.

Основные разделы программы:

Школа и ее правила, ПДД, Мир нас окружающий, Внимание и логика, Познавательные игры, Зарядка для ума, Величественная математика, Литературные викторины, занимательный русский язык, проектная деятельность.

В реализации программы широко использовались такие формы работы:

Веселые загадки, инсценировки, игры-соревнования, познавательно-развлекательные игры, игры-путешествия, викторины, КВН, занимательные конкурсы, задания и упражнения на развитие логики, методы конструирования, экскурсии, составление проектов.

Задания разнообразные по смыслу, интересные, занимательные. Дети очень активно работают при проведении таких занятий.

Реализация предложенной программы велась на протяжении всего учебного года.

На контрольном этапе эксперимента проводилась оценка эффективности внеурочной деятельности в рамках реализации программы общеинтеллектуальной направленности «Кладезь премудрости» и ее влияния на становление личности младших школьников. После повторного применения методик, использованных на констатирующем этапе эксперимента.

На контрольном этапе эксперимента:

  • Уровень развития интеллектуальных способностей детей по классу – средний.

  • Происходит становление позиции учащихся в отношении их социальной роли и школьной деятельности, повышается уровень самооценки.

  • Стала прослеживаться личностно-престижная и личностно-познавательная направленность.

  • У детей постепенно происходит переоценка ценностей, меняются ориентиры, взгляды на жизнь и их окружение. Наблюдается рост доли учащихся обладающих нравственной воспитанностью (на 15%) и в то же время происходит снижение доли учащихся, позиция которых на первоначальном этапе исследования была эгоистической.

  • На контрольном этапе эксперимента заметен рост развития коммуникативных склонностей учащихся.

В результате проведенной работы, реализации разнообразных форм и методов работы с детьми младшего школьного возраста, на контрольном этапе эксперимента, при повторном применении методик, были отмечены значительные положительные изменения в развитии познавательных интересов, в возможностях интеллекта, самосознании, самоконтроле, нравственно-этическом и коммуникативном развитии детей. Таким образом, предложенную программу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления можно считать эффективной.

Поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Просмотров работы: 475