Для решения этих проблем требуется комплексная работа целых архитектурных институтов, а также интенсивное финансирование в этом направлении со стороны государства. Но мы остановимся, на последней проблеме. А именно, что делать с промышленными объектами, которые оказались в окружении плотной городской застройки и больше не могут функционировать из-за выброса вредных веществ и других видов загрязнения рядом с жилыми домами, но, по-прежнему, занимают большую территорию и объем, который никак не функционирует?
С этого момента возникает потребность в реновации промышленных объектов. Для последующего применения функционального назначения самих зданий и прилегающих территорий. Функции могут быть самыми различными: жилая; административно-бытовая, рекреационная, общественная и так далее. Важно, чтобы выбранная функция имела спрос на долгие годы как по архитектурно-эстетическим, так и по экономическим и социальным факторам.
На сегодняшний день есть большое количество успешных примеров реновации промышленных объектов.
Ярким примером реновации некогда процветающего, но заброшенного промышленного района является Коп Ван Зюйд в Роттердаме, Нидерланды. Раньше здесь располагались доки, верфи и терминал для океанских лайнеров, но после того, как порт переместился вниз по реке, район пришел в упадок.
В то время Коп Ван Зюйд представлял собой заброшенную территорию, отрезанную от реки складскими помещениями, а от прилегающей части города — железнодорожными линиями.
В ходе реновации был создана многофункциональная территория, был построен Мост Эразма, который позже стать одним из символов города, была открыта станция метро и расширена трамвайная сеть, что значительно улучшило сообщение между южной и северной частями города, тем самым появились обширные рекреационные зон у естественного водоема, что несомненно положительно сказалось на микроклимате города.
Что касается примеров реновации в России, то за последние шесть власти Москвы утвердили 61 проект планировки территорий промзон с потенциалом строительства - более 31 млн кв. м недвижимости.
Весной 2013 года был принят проект планировки производственной зоны «ЗиЛ». Территорию разделили на девять частей, в которых построят жилые микрорайоны, деловой центр, парки, спортивный кластер, производство автомобилей. В результате на месте заброшенной промзоны получится «город в городе» с доступной транспортной инфраструктурой, рабочими местами и социальными объектами.
Несомненно, реализация подобных проектов разрешает множество проблем города. Но надолго ли? Это сложный и многогранный вопрос, который будет зависеть от дальновидности градостроителей и архитекторов.