ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАХ

Демина О.А. 1, Бутина О.П. 1
1ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Плеханова» (Ивановский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» - а страховые компании, как правило, функционируют именно в этой организационно-правовой форме – общества могут создавать обособленные подразделения в виде филиалов и представительств вне места нахождения общества для осуществления всех его функций, представления его интересов и их защиты [2]. Подразделения страховой компании не являются самостоятельными юридическими лицами, однако имеют полное право проводить страхование в регионах РФ на основе полученных головным офисом лицензий. В этом заключается основное преимущество данного способа вхождения на рынок.

В настоящее время многие российские страховые компании стараются развивать свою филиальную сеть и стремятся выйти на региональные рынки. Характерной чертой этого процесса является создание филиалов в крупных финансовых или промышленных центрах и многонаселенных городах, где, как правило, уровень жизни населения выше и, соответственно, спрос на страхование больше. Филиальные сети в регионах дают много преимуществ как для компании, так и для самого региона. В первую очередь, открытие филиалов стимулирует к развитию местный страховой рынок. Кроме того, при открытии регионального подразделения происходит создание рабочих мест для местного населения. Преимущества организации, имеющей филиалы, ограничиваются не только устойчивостью страховых операций. Если филиалам предоставлено право, самостоятельно инвестировать средства, то происходит своеобразная диверсификация портфеля компании, что положительно отражается на её устойчивости. [5] Следует отметить, что наибольшее количество филиалов по стране имеют страховые компании Москвы и Санкт-Петербурга. В связи с этим наблюдаются значительные диспропорции в распределении страховых организаций по стране.

Таблица 1. Распределение страховых компаний по федеральным округам

Округ

Доля округа в численности

Индекс диспропорции

страховщиков (в %)

населения (в %)

01.01.14

01.01.16

01.01.14

01.01.16

01.01.14

01.01.16

Центральный, всего

Без Москвы

37,5

11,5

38,6

11

25,5

19,6

25,4

19,5

1,47

0,58

1,52

0,57

Северо-Западный, всего

Без Санкт-Петербурга

9,7

4,7

10,2

3,7

10,0

6,8

10,0

6,7

0,97

0,69

1,02

0,55

Южный

10,2

7,6

14,8

14,8

0,69

0,52

Приволжский

16,7

15,6

21,9

22,0

0,77

0,71

Уральский

9,9

10,0

8,6

8,7

1,15

1,15

Сибирский

11,6

13,2

14,3

14,3

0,81

0,92

Дальневосточный

4,4

4,9

5,0

4,9

0,88

0,99

Таблица 1 показывает динамику таких показателей, как доля численности страховщиков и доля численности населения по федеральным округам. [4] За данный период распределение населения по стране практически не изменилось, основную долю по-прежнему составляет Центральный федеральный округ, включая Москву. При этом доля страховщиков в Центральном округе повысилась за счет роста столичных страховых компаний, так же заметно увеличилось их число в Сибирском федеральном округе и в Санкт-Петербурге. Распределение страховых организаций и населения в этих регионах можно назвать достаточно неравномерным, особенно сильно диспропорция заметна в Центральном и Уральском ФО так как в Москве и Екатеринбурге огромное количество страховщиков. Распределение страховых компаний и населения достаточно равномерно в Северо-Западном, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах.

Рассмотрим изменение численности страховщиков и филиалов страховых компаний в РФ за период 2012-2015 гг., представленное в таблице 2. [4]

Таблица 2 Численность страховщиков и филиалов в 2013-2016 гг.

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Число страховщиков

409

395

360

285

% к предыдущему году

-6,1

-3,4

-8,8

-20

Число филиалов

5180

4803

4863

3693

% к предыдущему году

+1,95

-7,28

+1,25

-24

Среднее число филиалов на одного страховщика

13

12

14

13

Анализ данных табл. 2 позволяет сделать вывод о том, что число страховщиков за период 2013 - 2016 гг. уменьшилось с 409 до 285. Данная тенденция связана с ужесточением требований к уставному капиталу страховщиков, укрупнением компаний и усилением конкуренции среди них. По данным ЦБ РФ, совокупный уставный капитал российских страховщиков составляет 216,5 млрд рублей (на 31.12.2015 г. -189,2 млрд рублей). Средний размер уставного капитала вырос за год с 566 до 842 млн рублей. Количество филиалов за тот же период также сократилось, однако в 2015 году по сравнению с 2014 годом наблюдается рост с 4803 до 4863. Среднее число филиалов на одного страховщика в 2016 году составило 13 единиц и уменьшилось по сравнению с 2015 г.

Развитие своей региональной сети, страховыми компаниями, в основном происходит путем открытия филиалов в других регионах, при этом многие страховщики могут столкнуться с проблемой управления созданными отделениями и низкой эффективностью сети в целом. В первую очередь, это обусловлено тем, что руководство филиалов не заинтересовано в положительных результатах деятельности и стремится функционировать за счет главного офиса. [6] Иначе говоря, широко распространен обман филиалами головных компаний с целью получения максимального объема финансирования и увеличения сметы затрат. Для того что бы избежать такой проблемы, страховым компаниям, которые имеют подразделения в регионах, необходимо осуществлять постоянный контроль за расходованием средств, выделенных филиалам. Такие меры требуют значительных финансовых вложений на постоянный анализ информации, поступающей из регионов, на отплату командировок специалистов-аудиторов для проведения выездной проверки, которая позволит выявить перерасход денежных средств и иные случаи мошенничества со стороны региональных отделений.

Филиал, являясь обособленным подразделением компании, имеет определенную самостоятельность в принятии решений по страхованию и урегулированию убытков, размещению части средств и решению текущих организационно-финансовых вопросов. Однако при приеме рисков на страхование филиал, как правило, руководствуется методикой, разрабатываемой в головной организации, включая тарификацию рисков. [5] Филиалы не осуществляют расчет страховых резервов, что является исключительной прерогативой головной организации. В последние годы наблюдается тенденция к концентрации головных подразделений страховых компаний в Москве и преобразованию региональных страховых компаний в филиалы московских компаний, что ведет к значительному сужению полномочий подразделений в регионах, что несомненно, является недостатком функционирования филиальных организаций в регионах.

В настоящее время большинство филиалов страховых компаний на региональных рынках являются центрами продаж, а не центрами получения прибыли, т.е. они ориентированы на сбор максимального объема страховой премии, а не на достижение положительного финансового результата. Поэтому структура затрат филиалов не оптимизирована и многие из них приносят убыток, в связи с чем возникают проблемы расчетов с налоговыми органами и снижение эффективности работы компании в целом. [3] Для того что бы решить данную проблему необходимо переориентирование филиалов на получение максимальной прибыли и повышение их заинтересованности в результатах своей деятельности. Такие цели могут быть достигнуты путем создания премиального фонда. Это стимулирует руководство и персонал отделения и предоставит право использования большей части прибыли на развитие филиала. При этом необходимо повысить прозрачность отчетности филиалов с выделением отдельных центров осуществления расходов с целью формирования более обоснованного бюджета отделения.

Управляемость филиальной сети значительно повысится если создать единую корпоративную информационную систему с применением новейших технологий, которые позволят получать любую информацию о деятельности филиала в режиме онлайн, для того, чтобы своевременно выявить возможные проблемы движения финансовых потоков и принять меры по их решению. [7] На данный момент, к сожалению, далеко не все страховые компании имеют средства, а иногда и желание инвестировать в развитие информационных технологий компании, для повышения качества управления филиальной сетью.

Еще одной важной проблемой филиальной сети является отсутствие компетентного персонала так как, во-первых, зачастую уровень заработной платы не учитывает экономическую ситуацию в регионе и устанавливается равным для всех региональных подразделений, а, во-вторых, многие сотрудники страховой сферы перешли из других сфер экономики. Недостаточные навыки общения, низкий уровень образования, не умение грамотно продать страховые продукты вызывают недоверие со стороны страхователей. Особенности русского менталитета обуславливают пониженный интерес к услугам страховых компаний, а не грамотно проконсультированный клиент зачастую чувствует себя обманутым, что еще сильнее подрывает доверие к системе страхования и к данной компании в частности, несмотря на работу маркетологов или тактические планы директоров. [7]

В заключении хочется отметить, что главное достоинство развитой региональной сети в том, что за счет выхода на новые страховые рынки достигается рост объема продаж компании. Также наличие филиалов по всей стране способствует привлечению крупных клиентов таких как транспортных организаций и промышленных предприятий, имеющих производственные мощности по всей стране. В целом, развитие филиальной сети позволяет значительно расширить страховое поле, увеличить объем собираемой страховой премии и повысить общий имидж компании, привлекая таким образом новых страхователей и инвесторов. [3]

Однако достижение вышеназванных целей возможно только путем эффективного управления созданной сетью. В первую очередь, необходимо разработать правильную стратегию открытия филиала, оценив особенности региона и спрогнозировав возможные барьеры для вхождения на местный рынок, это очень серьезный, продолжительный, трудоемкий процесс, требующий значительных вложений и включающий в себя всестороннее изучение региона, в котором планируется открытие филиала.

Решение проблемы кадров возможно путем тщательного отбора кандидатов для приема на работу с помощью тестирования, а также предоставление возможности обучения и повышения квалификации.

Важным этапом является планирование деятельности филиала, формирование обоснованной сметы доходов и расходов и контроль за ее выполнением с помощью единой корпоративной IT-системы, которая позволит главному офису в любой момент получать всю необходимую информацию от каждого отделения в любом регионе. Так же, для создания прибыльной региональной сети одним из самых важных и необходимых условий является заинтересованность филиалов в результатах своей деятельности, которая может быть достигнута путем создания премиального фонда из прибыли, полученной самим филиалом.

Список использованной литературы

  1. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: 9 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/. Дата обращения: 21.12.2017.

  2. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ (последняя редакция )

  3. «Развитие филиальной сети в регионах» Васильева М.В. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-213967.html#4 Дата обращения 11.12.2017.

  4. Федеральная служба государственной статистики Официальная статистика Финансы. Базы данных. – [Электронный ресурс] Режим доступа – URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance (дата обращения 21.12.2017)

  5. Научно-практические конференции ученых и студентов. Публикации Scopus и Web of Science. Авторские и коллективные монографии.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibac.info/studconf/econom/xiii/34561 Дата обращения 11.12.2017.

  6. Finbook.News [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finbook.news/strahovanie-book/problemyi-razvitiya-strahovogo-ryinka-11539.html Дата обращения 15.12.2017.

  7. Журнал Современная наука [Электронный ресурс]. http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn02-11/233-a Дата обращения 17.12.2017.

Просмотров работы: 255