ХЛЕБНЫЙ ДОМ АНСАМБЛЯ ЦАРИЦЫНО КАК ПРИМЕР НЕОГОТИКИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХЛЕБНЫЙ ДОМ АНСАМБЛЯ ЦАРИЦЫНО КАК ПРИМЕР НЕОГОТИКИ В РОССИИ

Карячкина Е.В. 1, Агеева Е.Ю. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Готический стиль в архитектуре, для которого были характерны новая каркасная система, основанная на совместной работе нервюрного свода, аркбутанов, контрфорсов, высокие стрельчатые окна и двери, остроконечные башенки – пинакли, был распространён в странах среди господства католической церкви и наибольшее отражение нашёл в архитектуре храмов, соборов, церквей. Поэтому истинного готического стиля в православной России быть не могло. Он проник на территорию России только в конце XVIII века, трансформировавшись в неоготику (ложную готику, псевдоготику).

Неоготика в России основывалась на сочетании элементов готических построек средневековья с элементами московского барокко, Византийской архитектуры с самыми смелыми фантазиями работавших в этом направлении архитекторов.

Одним из первых построек в стиле псевдоготики и ярким примером этого направление является ансамбль Царицыно в Москве, где каждое здание или сооружение уникально по сочетанию элементов готики и других стилей.

Например, Хлебный дом или как его ещё называют Кухонный корпус (рис.1) - был возведён по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова в 1784-1785 годах в рамках строительства загородной резиденции императрицы Екатерины Великой.

 

Рис.1 Хлебный дом. Современный вид после реставрации.

 

В плане здание представляет собой квадрат со скруглёнными углами, имея высоту в два этажа и явно отличаясь от типичных устремлённых вверх готических построек. Оно имеет совершенно обычную конструктивную систему - нет ни аркбутанов, контрфорсов, характерных для готики. Но, тем не менее, на фоне всего ансамбля Хлебный дом выглядит как полноценный дворец, несмотря на его бытовое предназначение.

В то же время, в архитектурном облике здания можно отыскать явные готические элементы. Это высокие стрельчатые окна и маленькие круглые окна, чем то отдалённо напоминающие готическую «окно-розу» (рис.2), маленькие башенки-пинакли, украшающие парапет здания, большое количество орнамента и других декоративных украшений (рис.3).

 

Рис.2 Окна Хлебного дома. Современный вид.

Рис.3 Декоративные элементы Хлебного дома. Современный вид.

 

Цветовая же гамма, в которой выдержан Хлебный дом, больше напоминает здания нарышкинского барокко – красный кирпич в сочетании с белыми элементами придают торжественность в отличие от мрачных готических замков и соборов.

Ансамбль Царицыно в Москве – уникальный памятник русской неоготики. В его постройках сочетается, казалось бы, совершенно несочетаемое – черты мрачной и в то же время величественной средневековой готики, элементы торжественного барокко и неповторимая фантазия автора, сделавшая ансамбль жемчужиной русской архитектуры.

Список литературы

  1. Минеева, К. И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. — М.: Искусство, 1988.-134 с.

  2. Московская энциклопедия / С. О. Шмидт. — М.: Издательский центр «Москвоведение», 2007.—639 с.

3.http://tsaritsyno-museum.ru

Просмотров работы: 91