ТРАДИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТРАДИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Родионов С.В. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Актуальность исследования. Деятельность человека становится социальной только тогда, когда в ее основе лежат высокие моральные принципы. Как правило, эти принципы не зависят напрямую от рода занятий субъекта, поскольку не противоречат общечеловеческим ценностям. В то же время, существует вид деятельности, для которой характерны не только отвечающие нормам человеческого общежития нравственные установки, но и специфические черты, связанные с особенностями профессии. Речь идет о деятельности военнослужащих армии, сотрудников правоохранительных органов и других силовых структур, которая требует от человека дополнительных усилий в процессе личностного становления и профессионального роста.

Другими словами, поскольку в условиях служебной деятельности многие моральные нормы, правила поведения, нравственные отношения проявляются по-особому, лишь сознательный, активный, ответственный, стремящийся к саморазвитию человек может стать истинным защитником правопорядка, осуществляя взаимодействие как со своими подчиненными, так и с представителями других профессий. Помимо этого, кроме своих непосредственных обязанностей защитника Отечества и борца с правонарушениями воин является хранителем культуры, истории, т. е. национальных духовных ценностей.

Сегодня, в ситуации идеологического вакуума, возникшего вследствие разрушения сложившейся в Советском Союзе системы ценностей, у большей части представителей молодого поколения заметно преобладание интереса к материальным сторонам жизни, что позволяет говорить о современном обществе как обществе потребления. Среди примет времени и размытое представление в молодежной среде о таких понятиях, как «государственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь», «дисциплина», «самоотверженность». Кардинально меняющаяся традиционная система ценностей в нашей стране привела и к столь очевидной как для представителей государственного аппарата, так и для обывателя устойчивой тенденции падения престижа службы в армии, на флоте и в правоохранительных органах.

Подобное положение дел свидетельствует о том, что в числе злободневных вопросов современности особенно остро стоит вопрос обеспечения российской армии молодыми кадрами военнослужащих офицерского состава. В связи с этим, одно из ведущих направлений новой стратегии в политике государства при решении данного вопроса видится в обращении к исконно российским культурным ценностям, в опоре на которые складываются армейские традиции. Соответственно определение духовных ориентиров молодого офицера, а также места и роли воинских традиций в системе нравственных ценностей защитника Отечества приобретает в настоящее время общегражданское значение.

Поскольку «проблема формирования народа-патриота в своем наиболее важном участке оказывается именно предметом культуры », осуществленный в рамках культурологического дискурса анализ православных традиций офицерства российской армии представляется не только актуальным, но и своевременным. Подобная точка зрения тем более правомерна, что «при всех различиях в уровнях развития религии и культуры, их соотношениях между собой, они всегда были и продолжают оставаться существенными факторами жизни личности, общества, государства».

Объектом научного исследования является российское офицерство как социокультурный феномен.

Предмет исследования составляют православные культурные традиции в системе профессиональных ценностей военнослужащего.

Цель научного исследования заключается в комплексном анализе православных традиций офицерского состава российской армии. Из поставленной цели вытекают конкретные задачи.

- выявить социокультурные корни воинских традиций,

- дать характеристику образовательной стратегии в военных учебных заведениях дореволюционной России,

- раскрыть влияние христианско-православного мировоззрения на формирование воинских традиций в прошлом и настоящем российской армии,

- рассмотреть канонические аспекты покаянной дисциплины,

- показать влияние воинских традиций на становление личности офицера в культурно-историческом контексте,

- аргументировать точку зрения, согласно которой патриотизм выступает одним из факторов формирования духовного потенциала личности офицера,

- изучить образ офицера-воина в русской литературе.

Понятие и сущность традиций ВС РФ.

Без того ценного, что накоплено предшествующими поколениями во всех сферах жизни и деятельности, новое поколение обойтись не может. Более того, хорошее знание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, использование и развитие, обогащение этого лучшего — обязательное условие преемственности поколений, выполнения молодежью своей миссии продолжателей дела дедов и отцов.

Живая связь поколений во все времена в жизни каждого народа и его армии важную роль играли традиции – установившиеся определенные действия и отношения (обычаи и правила поведения), соблюдение которых стало общественной потребностью. Этот термин, в переводе с латинского означает передачу, предание.

Традиции представляют собой своеобразный способ хранения и передачи социального опыта из поколения в поколение, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, обычаев и убеждений.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных. Их содержание определяется историческими условиями, государственным строем, спецификой армии.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общими для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии. Условия деятельности воинских коллективов также влияют на формирование и проявление воинских традиций.

Обычно, воинские традиции подразделяются:

–по степени общности – на общие (характерные для всех Вооруженных Сил) и частные (характерные для определенного вида Вооруженных Сил, рода войск и т. д.);

–по степени устойчивости – на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся;

–по степени общественной значимости – на прогрессивные (позитивные) и реакционные (негативные);

–по сферам воинской деятельности – на боевые традиции, ратно-трудовые и традиции воинского быта.

Наиболее общими и определяющими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым.

Боевые традиции — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Они все время развиваются и обогащаются. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое.

А образовались они не сразу и не случайно. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. Они выковывались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. Какую бы страницу военной истории Отечества мы не открыли, обязательно увидим яркие картины доблести русской армии, примеры верности боевым традициям.

Важнейшими боевыми традициями Российских Вооруженных Сил являются:

–беззаветная преданность своей Родине и постоянная готовность к ее защите;

–презрение к предателям, ненависть и непримиримость к врагам Отчизны;

–самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;

–массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества;

–воинская доблесть, и уверенность в победе;

–верность Военной присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;

–любовь к своей части, кораблю, воинской специальности;

–верность Боевому Знамени части, Военно-морскому флагу корабля;

–войсковое товарищество и коллективизм;

–уважение к командиру и защита его в бою;

–отдание воинских почестей погибшим в бою;

–гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Рассмотрим эти важнейшие боевые традиции армии и флота подробнее.

Традиции живут в делах В тяжелых испытаниях родилась и крепла замечательная, основополагающая боевая традиция – любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

На эти отличительные черты русского человека неоднократно указывали наши великие полководцы и военачальники. В частности, известный военный теоретик и педагог генерал М. Драгомиров отмечал, что «русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России». Благодаря этому российская армия всегда имела подготовленные резервы и надежный тыл, а с объявлением войны быстро превращалась в массовую. Широкое добровольческое движение обеспечивало формирование новых частей регулярной армии и позволяло создать многочисленное ополчение.

С Родиной в сердце, с ее именем на устах наши соотечественники шли на подвиг. Вот, фрагмент одного из миллионов солдатских писем времен Великой Отечественной войны. Его написал в октябре 1942 г. рядовой Юрий Казьмин. Ответа из дома он получить не успел… «Не листай, мама, знакомые листы древних книг, – писал Юрий, – не ходи к деду Архипу Найденову. Не ищи вместе с ним святого чуда. Послушай меня: мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы сражаемся не только за свою жизнь… Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых – Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени.

Дорогая мама! Я готов умереть в бою во имя жизни Отечества и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одинокой, без сына. Целую тебя крепко. Твой сын Юрий». Эти слова вряд ли могут оставить равнодушным.

На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей. Закономерно, что когда просторы Родины топчут сапоги иностранных завоевателей, то их шаги болью и ненавистью отдаются в сердце каждого патриота. Поэтому понятны строки Михаила Светлова, написанные в суровом 1943 году:

Я не дам свою Родину вывезти

За простор чужеземных морей!

Я стреляю – и нет справедливости

Справедливее пули моей!

Любить Родину — значит быть непримиримым к ее врагам. Эта истина пронесена через века. Измена Родине — преступление, которое никогда не может быть искуплено. В людской памяти навсегда остается презрение к предателю. А его родные и близкие, даже если и не виноваты, покрываются позором этого преступления.

Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массовом героизме в бою. Эти явления стали знаменательными боевыми традициями. Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина — храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписанным правилом. Каждый воин знал – лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам. Никогда русский народ не вставал на колени, никогда не была сломлена его воля.

Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска. На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости… Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков. Вот характерный пример.

В настоящее время в военизированных структурах Российской Федерации остро стоит вопрос духовно-нравственного возрождения российского воинства, возвращения к идеалу воинства христолюбивого. Ни у кого уже не вызывает сомнения необходимость восстановления некогда прерванной связи времен, возрождения лучших духовных традиций российского воинства. Проводя реформу вооруженных сил, надо, в первую очередь, обращать внимание на их моральную, духовную составляющую, офицеры-воспитатели, психологи, должны выполнять свои обязанности не формально и в тесной взаимосвязи с Православной Церковью.

В одном из воздушных боев летчик-североморец Захар Сорокин сбил вражеский самолет, второй таранил. Но из-за повреждения совершил вынужденную посадку. И тут на него напали два фашиста со сбитого им самолета. Сорокину удалось уничтожить врагов, но и сам он был тяжело ранен в ногу, лицо, потерял много крови. Отважный пилот не пал духом. Превозмогая боль, он отправился в долгий путь, в свою часть. Более шести суток шел и полз глухой полярной тундрой и все же добрался к своим. У Сорокина оказались отмороженными ноги, в госпитале ему ампутировали ступни. Однако верный своему воинскому долгу, он снова вернулся в строй и сбил еще несколько вражеских самолетов, доведя свой боевой счет до 11. Родина по праву удостоила З. Сорокина звания Героя Советского Союза. Подобных примеров можно привести множество, ведь героизм воинов носил массовый характер.

А вот пример того, как действовали в Афганистане два наших российских героя. Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

Традиция любви к своей части, кораблю, воинской специальности имеет давнюю историю. В начале XVI в. утвердилась система поселенных, или поместных, войск, называвшихся строго по пунктам их формирования – «туляне», «смоляне», «володимирцы» и т. д. С петровской эпохи принцип наименования полков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом. Эти названия, освященные огнем боев, со временем стали символами воинской славы и чести. Воины гордились принадлежностью к прославленному подразделению. Они были верны закону – умрем, но не уроним чести своего полка.

Новейшая история знает массу примеров, когда военнослужащие после ранения, госпиталя, стремились вернуться в свою часть (корабль), в свою боевую семью. Это не случайно, ведь в части ждала встреча с боевыми товарищами и друзьями.

Исключительно важными традициями армии и флота являются войсковое товарищество и коллективизм. Еще со времен Суворова заповедью русского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы – она самая крепкая. В этом сумело убедиться не одно поколение российских солдат и матросов.

Вот пример наших дней. В Чечне, в бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушка и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона — боекомплект был весь израсходован.

Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. История свидетельствует – русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А.В. Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, Чечне…

Так, в Афганистане взвод под командованием лейтенанта М. Иваненко действовал в отрыве от главных сил батальона. Гвардии рядовой М. Ладейщиков заметил, как из-за камня приподнялся душман и прицелился в командира. Лишь мгновение было дано воину для принятия решения, и он бросился наперерез трассе пуль. Ценой своей жизни М. Ладейщиков спас командира, товарищей, обеспечил разгром опасного гнезда противника.

В ходе боя с дудаевцами в Чечне тяжело ранило командира батальона майора А. Кумова, и тот остался лежать на открытом пространстве. Одним из первых заметил случившееся младший сержант Алексей Хабаров. Он тут же бросился офицеру на помощь и спас ему жизнь. А вот сам А. Хабаров на следующий день погиб. Его имя и подвиг живут в нашей благодарной памяти.

Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой, чтобы спасти вверенных им подчиненных. Так, гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время атаки, когда душманская граната упала среди солдат, не раздумывая накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза.

К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. Знамя издавна олицетворяло собой веру, преданность царю и Отечеству. Оно объединяло и вдохновляло воинов, придавало им организованность и силу.

В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя – слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».

История дает немало примеров, когда воины во имя спасения чести полка, сохранения знамени жертвовали своей жизнью. В период первой мировой войны в русских войсках была популярной песня с такими словами:

Вот прапорщик юный со взводом пехоты

Старается знамя полка отстоять.

Остался один он от всей полуроты,

Но нет, он не будет назад отступать.

Бой кончен. От крови земля покраснела,

Врага мы прогнали к далекой реке.

И только наутро нашли его тело,

И знамя держал он в застывшей руке.

Традицию поклонения и верности Боевому Знамени русские воины свято пронесли через века. Сегодня новое поколение защитников Отечества остается верно ей.

Еще в старой русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А, начиная с 1840 г., воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова, его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта прекрасная традиция продолжается и в Российских Вооруженных Силах. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому не случайно, что многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в Военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Что же означает для каждого солдата и матроса быть верным славным боевым традициям? Это прежде всего:

–точно соблюдать требования законов, Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;

–быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;

–настойчиво совершенствовать свое боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;

–по-боевому действовать на учениях и маневрах, полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;

–строго хранить военную и государственную тайну, проявлять бдительность;

–дорожить дружбой и войсковым товариществом;

–помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

Проходят годы и десятилетия, сменяются поколения воинов, меняются оружие и боевая техника, но неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу и славным боевым традициям.

Воспитание личного состава на традициях Вооруженных Сил.

Боевые традиции армии и флота - это исторически сложившиеся обычаи и моральные правили, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время, активно побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.

Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции повсеместно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средство воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины. Всюду, где служит российский воин, рядом с ним несут бессменную вахту боевые традиции.

Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются:

- беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови;

- непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;

- верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою;

- любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю, верность Боевому Знамени, Флагу корабля;

- постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину;

- войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.

Пропаганда боевых традиций помогает молодежи обогащать свои общественные идеалы, как бы приобщаться к духовному облику тех, кто проявил легендарное мужество и отвагу, обессмертил себя подвигами во имя Родины.

Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаганда способствует формированию у воинов высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современном бою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием. Выдающийся полководец М.В. Фрунзе считал традиции нашей армии залогом будущих великих подвигов советских воинов. В своем приветствии воинам героической 51-й Перекопской дивизии он указывал на то, чтобы «память о славном прошлом запечатлелась и, не умирая, передавалось из поколения в поколение новым составом полков дивизии.

Воспитательное воздействие боевых традиций заключается прежде всего в силе примера, которая побуждает новые поколения воинов идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, беззаветно служить Родине. Сила положительного примера - это огромная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат. Известно ведь из истории, что в годы Великой Отечественной войны сотни воинов наших Вооруженных Сил в критические моменты боя, следуя примеру Александра Матросова, закрыли своим телом амбразуры вражеских дотов и дзотов; более трехсот советских летчиков повторили подвиг Николая Гастелло. Свыше 11000 человек за героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Положительный пример героев оказывает воздействия не только на отдельного человека, но и на воинские коллективы в целом.

Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать воинов, цементировать воинские коллективы, мобилизовать личный состав на совершенствование своего мастерства, укрепление воинской дисциплины, повышение бдительности, боевой готовности войск и сил флота. В боевых традициях воины находят лучший образец для выборы нравственного идеала, к которому стремятся, которому подражают, который является побудителем их поступков. Изучение, пропаганда и внедрение в жизнь боевых традиций способствуют разоблачению клеветнических измышлений в адрес истории наших Вооруженных Сил.

Историю пишет народ. Ее можно трактовать по-разному, но нельзя все же изменить исторические вехи. Историю переделать нельзя. В связи с распадом Советского Союза Вооруженные Силы, которые приняты под юрисдикцию России, оказались в какой-то степени раздробленными, находясь в некоторых бывших республиках СССР и в дальнем зарубежье. Процесс распада СССР повлек за собой в некоторых регионах межнациональные конфликты. В этих условиях Вооруженные Силы России оказались в некотором смысле в роли заложника. Это явилось результатом некоторой непродуманной игры политиков. Данная ситуация выдвинула перед Вооруженными Силами ряд неординарных, несвойственных им задач. Это и вывод войск на территорию России, как из стран дальнего зарубежья так и с территории бывших союзных республик (особенно остро в этом плане решается вопрос с Грузией), это и выполнение миротворческой миссии в Молдавии и на Кавказе, это и выполнение боевых задач совместно с пограничными войсками по защите государственных границ на территории Таджикистана, это и выполнение миротворческой миссии в Югославии под эгидой ООН. В результате некоторых событий за последнее время армия попала под мощный огонь критики со стороны прессы, общественности, что, естественным образом, отрицательно сказалось на ее моральном состоянии. Однако не только критика повлияла на снижение некоторого морального потенциала армии, но также и социальные условия, в которых она оказалась. Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощной государственно-идеологической поддержкой, материальными факторами система духовно-нравственного воспитания способствует превращению современных армий в надежный инструмент политики своих государств.

Важное место в духовно-нравственном облике субъектов воинского труда занимают морально-психологические элементы, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непременным условием их духовной сплоченности, готовности честно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как беззаветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту. Это первая и наиболее важная группа психологических предпосылок эффективности боевых действий.

В боевой обстановке особое значение имеют такие моральные категории, как непреклонная уверенность в разгроме врага, основанная на справедливом характере войны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию, войсковое товарищество, взаимовыручка в бою и др.

Воспитание и формирование всех перечисленных выше качеств является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и полным комплексом предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему морально-психологического обеспечения готовности и способности Солдата добыть победу в бою.

Не менее важное место в духовно-нравственном воспитании отводится боевым традициям. Они - это мы сами, люди с ружьем, это наш труд, наша почетная служба. Просто помнить традиции - мало. Им нужно неотступно следовать, их нужно умножать и к старой славе прибавлять новую. А это значит идти от рубежа к рубежу, от успеха к успеху, брать новые высоты боевого мастерства.

Большая воспитательная значимость традиций побуждает руководителей коллективов, командиров постоянно влиять на динамику их возникновения и действия, кропотливо отбирать, поддерживать, создавать и пестовать положительные традиции, множить их. Для этого необходимо ежедневная, кропотливая работа, основная доля в которой должна принадлежать:

- пропаганде боевых традиций;

- поиску и утверждению вновь зарождающихся традиций;

- умелое оформление наглядной агитации;

- систематические встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил;

- возрождение положительных традиций дореволюционной армии;

- поднять на более высокий уровень традиции, зародившиеся в Афганской войне и в Чечне.

Традиции - это нержавеющее и нестареющее оружие воинской доблести и славы. В них уроки прошлого, опыт настоящего и слава будущего. Они всегда зовут к подвигу, и потому они не подвластны времени. Они вечно живы в наших делах, в наших подвигах.

Заключение.

Подводя итоги нашему исследованию, следует констатировать, что офицер — профессия идейная и настоящий офицер служит не ради денег и наживы, а ради высокой идеи защиты Отечества, понимая, что кто-то должен жертвовать своим земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя спокойно и уверенно. Девиз такого офицера: «Достойно жить, достойно служить и достойно умереть».

У каждого народа есть национальная идея. Национальной идеей русских всегда было: «Русь Святая, храни веру православную!». При этом Святая Русь является не литературно-мечтательным понятием, не «верой отцов», а прерванной традицией ушедших поколений. Воины российской армии, в прошлом религиозные и чтящие христианские заветы, были преданы своим командирам, воинскому долгу, потому что воспитывались на религиозных идеалах, которые поднимали престиж воинской службы.

Целью идущего реформирования военизированных структур Российской Федерации является поднятие боевой готовности и создание более эффективной и соответствующей современным условиям армии. В этой связи необходимо учитывать то, что теперь принято называть «человеческим фактором», ибо даже самое совершенное оружие имеет своим хозяином человека, и от нравственного состояния его души во многом зависит сила этого оружия. Морально-психологическими качествами воина во многом определяется победоносность армии, ее несокрушимость в боевых испытаниях, так как область человеческого духа является тем измерением, в котором воин может почерпнуть для себя удесятеряющую физические силы помощь Духа Божественного. Без осознания этой истины невозможно создать надежную, эффективную, патриотично настроенную армию, где каждый бы знал, ради чего он готов отдать свою жизнь, если это потребуется, и чем он должен руководствоваться в исполнении своего воинского долга.

Преобладание духовного элемента над материальным всегда являлось отличительным признаком русского солдата, этим и объясняется тот высокий идеал, к которому стремится каждый, посвятивший себя защите Родины. При этом никакие невзгоды, трудности, попытки поколебать дух армии не могли его затмить в душе защитника Отчизны. Даже в Первой Мировой Войне, в 1917 году, как об этом свидетельствует протопресвитер военного духовенства о. Георгий Шавельский, дух армии оставался «бодрым, сильным, могучим». Только внутренний революционный разлад и хаос, царивший внутри страны, способствовал разложению армии. Когда вместо веры в Бога солдату стали внушать, что он должен жить для себя, а не для других, помнить о земле и забыть о Небе, тогда и произошла трагедия революции.

Размышляя о причинах героизма и мужества, которое воины проявляли на фронте, о. Георгий приходит к выводу, что только «простертая над русским народом рука Церкви, это постоянное напоминание ему о любви и самопожертвовании вложили в его душу то сокровище, которое он выявлял в великих, но которое он еще выявит и после революции, какие бы потрясения последняя ни произвела в его душе.».

В разработке теории и практики нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов на основе традиций, церемоний и воинских ритуалов в дореволюционной России активное участие принимали видные государственные деятели: Петр I, Екатерина II; русские военачальники: М.С. Воронцов, М.И. Голенищев-Кутузов, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, A.B. Суворов; военные и гражданские педагоги: А.Ф. Ангальт, А.Ф. Бестужев, И.И. Бецкой, М.И. Драгомиров, П.Ф. Каптерев, Я.И. Ростовцев, В.Н. Татищев, С.С. Уваров, К. Д. Ушинский. Поскольку в кадетских корпусах нравственное воспитание будущих офицеров осуществлялось довольно успешно, необходимо более пристально обратиться к дореволюционному историческому опыту воспитания в кадетских корпусах на основе традиций и воинских ритуалов. При этом, находясь под воздействием православия как национальной идеи, современные ритуалы в военизированных структурах будут органически связаны с многовековой историей Российского государства, выразят суть отношений в современном обществе, отразят стремление россиян к величию духа, гуманности, человечности, справедливости, правопорядку, миру и согласию.

В данном контексте вполне оправданной видится позиция A.M. Лесовиченко. Вот что пишет по этому поводу отечественный культуролог: «Понимание национальной самодостаточности России не может осуществиться без фактора духовной детерминации. В отличие от роста человека, рост народа не может рассматриваться как исключительно физиологический процесс. Люди осознают общность между собой прежде всего духовно. Естественно, для России православие — фактор принципиальнейший. Фактор более важный, чем, скажем, католичество для Западной Европы. Во многих смыслах, и сейчас, когда в России всерьез воцерквленных людей, видимо, не более 5—7 %, быть русским все-таки означает быть православным. Россия не смогла бы не только дорасти до нынешнего физического размера, но и принципе сохраниться в окружении сильных враждебных народов, если бы не была православной. События последних столетий от старообрядческого раскола до атеизма советской эпохи сильно осложнили ситуацию, но сейчас многое можно исправить, поскольку снята анафема со старообрядчества, а период без религиозности государства сделал многие духовные противоречия рубежа XIX—XX веков.

Список использованной литературы.

1. Воинский этикет: учебное пособие/Горбунова Л.Ю., Ганчар Г.М., Ефремов В.Я., Постников С.В., Радионенко А.Г. - Вольск: ВВИТ,2011.

2. Культурология: военно-культурологические аспекты: электронное учебное пособие. - Вольск: ВВИМО, 2016.

3. Культурология: электронный учебник для курсантов высших военно-учебных заведений/ Под общей ред. А.В. Сушко. - Омск: ОАБИИ, 2016.

4. Культурология: электронный учебник для военных ВУЗов/ Под общей ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер,2016.

5. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации в ред. Указа президента РФ от 25.03.2015 №161.

Просмотров работы: 1008