О МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОЛЕЗНОГО СИГНАЛА НА ФОНЕ СИЛЬНОГО ФОНОВОГО ШУМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

О МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОЛЕЗНОГО СИГНАЛА НА ФОНЕ СИЛЬНОГО ФОНОВОГО ШУМА

Киселева Н.В. 1, Киселев В.С. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящей статье рассматривается численный эксперимент по определению факта существования слабого сигнала на фоне сильных шумов. Данная задача является весьма актуальной, что подтверждается большим числом соответствующих публикаций, см. [1 – 3] и список цитированной в этих работах литературы. Вместе с тем, предлагаемая далее методика позволяет делать вывод о высокой вероятности существования слабого случайного полезного сигнала при крайне малых (много меньших одной десятой) соотношениях сигнал/шум.

Рассматривается задача поиска слабого сигнала на фоне сильных помех. Принимаемый сигнал:

, (1)

где и вещественные случайные функции от времени . Функция — фоновый шум. Тогда как «слабый сигнал» — много меньшие с флуктуации, независимые от . Непосредственно измерены могут быть только значения, совпадающие с фоновым шумом отсутствии процесса .

Предлагаемся следующий алгоритм определения факта существования полезного сигнала

  1. Проводится цикл измерений случайного процесса интервале времени, который будем называть отрезком реализации.

  2. Строится дискретная плотность вероятности для где границы являются минимумом и максимумом значений случайной величины (СВ) на этом отрезке, делится на четное число интервалов с одинаковой длиной . Величина должна быть определена по результатам измерений.

  3. СВ сопоставляется случайная величина , равная номеру интервала с границами

(2)

в который попадает полученное при измерениях значение .

  1. Определяем дискретную плотность вероятности СВ . С этой целью вычисляем совокупность вероятностей (здесь процесса , попавших внутрь интервала номер (m) в (2), а общее число измерений, одно и то же для каждого измерительного цикла).

  2. Вычисляем характеристическую функцию

.

  1. Проводим собственно численный эксперимент по сравнению значений в ситуации, когда имеет место только шум, и когда на фоне сильного шума присутствует очень слабый случайный полезный сигнал. На рисунках показаны графики интегральных функций распределения значений модуля характеристической функции для случайного шума (пунктирная кривая) и при условии, что на фоне шума с такими же статистическими свойствами имеет место независимый с ним слабый случайный полезный сигнал.

  2. На рис. 1 – 6 изображены интегральные функции распределения полученные по итогам численного эксперимента. Пунктирные кривые отвечают функции , то есть интегральной функции распределения модуля характеристической функции, соответствующей одному фоновому шуму и вычисленной при значении аргумента . Случайный процесс задан в виде . Здесь , а случайная величина распределена нормально со средним и среднеквадратичным отклонением

.

Функция задается в виде , соответствует совокупности значений СВ .

Сплошные кривые отвечают функции , то есть интегральной функции распределения модуля характеристической функции, соответствующей смеси «шум + сигнал»:

.

СВ также распределена нормально, со средним и средним квадратичным отклонением .

Функция далее по аналогии с строится для значений суммы случайных величин .

Обе функции и вычисляются в совокупности дискретных точек . На всех рисунках по оси абсцисс откладываются значения .

Число исследуемых реализаций случайных процессов и составляет 50. Каждой из них сопоставляется своя генеральная совокупность из 500 значений независимых СВ и и отвечает свое значение .

Рис. 1. A= 10-1

Рис. 2. A=10-3;

Рис. 3. A=1/3000;

Рис. 4. A=10-4 ;

Рис. 5. A=10-5.

Рис. 6. A=10-6.

Из анализа рис. 1 – 6 следует, что при значениях амплитуды отношения «сигнал/шум» различия между и оказываются статистически значимыми, что позволяет при необходимости делать вывод о существовании полезного сигнала. Например, при A=10-3, см. рис. 4.3, в области , что отвечает условию , выполняется неравенство 2. Следовательно, при появлении полезного сигнала вероятность попадания в интервал увеличивается вдвое по сравнению со случаем, когда имеет место только фоновый шум. Полученные результаты могут быть применены для широкого спектра задач, в частности, при рассмотрении вопросов надежности систем, усталости металлов, в области медицины, применительно к проблемам тектоники [4] и т.д.

Литература:

  1. С. И. Баскаков. Радиотехнические цепи и сигналы. — Высшая школа, 2000.

  2. Вентцель А.Д. Курс теории случайных процессов. – М.: Наука, 1996. – 320 с.

  3. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения. – М.: Высшая школа, 2001. – 382 с.

  4. Коган Л.П. Об изменении статистических функционалов от критической частоты слоя F2 ионосферы перед сильными землетрясениями. Геомагнетизм и аэрономия. М. Наука, 2015. Т. 55, № 4, с. 525–539.

Просмотров работы: 93