КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Жиленков П.Б. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С развитием компьютерных технологий возникает огромное количество новых проблем. Одна из них – компьютерная зависимость у подростков. Современные психологи говорят о том, что сегодня все больше детей младшего, среднего и старшего школьного возрастов становятся зависимыми от компьютера. Характеристики всех зависимостей схожи между собой. Если наркоман сутками ищет дозу, то ребенок может с нетерпением ждать часа, когда ему разрешат родители сесть за компьютер.

Уход в мир компьютеров и всемирной сети набирает все большие обороты, поскольку виртуальная реальность помогает детям спрятаться от настоящих проблем. В реальной жизни ребенок может быть объектом насмешек своих сверстников, а в компьютерной игре он может быть, кем пожелает. Это очень опасное явление, поскольку оно может привести к тому, что у ребенка сотрется грань между мирами. А это уже расстройство психики.

На самом деле сама задумка компьютера как универсального средства для хранения и обработки большого объема данных очень полезная и своевременная. Поэтому совершенно неудивительно, что многие люди проводят очень большое количество времени с этим устройством. Ну а для подростков свойство компьютеров предоставлять доступ к неограниченному размеру информации очень привлекательно, поскольку они пребывают на пиковой стадии своего развития, и они уже не представляют свою учебу и досуг без компьютеров.

В последнее время все ниже становится среднестатистический возраст активного пользователя компьютером. Это объясняется свободной доступностью этих электронных приборов. Очень часто родители сами толкают своих детей к зависимости, навязывая современные гаджеты. Ведь, увлекаясь компьютером, ребенок ведет себя очень тихо и не мешает родителям заниматься своими делами. В первое время это ничего плохого, но потом именно это безобидное провождение времени и перерастает в страшную зависимость.

Подросток находится в группе риска или уже пребывает в компьютерной зависимости, если:

• У него изменился режим дня. Он стал поздно ложиться и неохотно вставать, изменилось время принятия пищи – появляется отказ от еды в пользу пребывания за своей игрушкой.

• Подросток стал меньше времени проводить с друзьями при их наличии.

• Появилась утомляемость, пассивность, приступы агрессии и раздражения.

• Наблюдается неуспеваемость в учебе. Появляются затруднения при выполнении домашних заданий. Дисциплины, которые раньше давались легко, перестают нравиться, ухудшаются оценки.

• Появляются прогулы. Родители, которые не могут проконтролировать посещаемость ребенка в связи с занятостью, могут столкнуться с такой информацией от педагогов.

• Игнорирование домашних обязанностей. Это относится к семьям, где уже имело место четкое распределение функций каждого члена семьи. Подросток перестает выполнять свои задачи, сопротивляется, когда ему напоминают о необходимости сделать что-то по дому.

Несоблюдение гигиены. Зачастую длительное пребывание за компьютером вызывает затруднения в выполнении правил гигиены: ребенок может «забыть» почистить зубы и первым делом отправляется за компьютер сразу после пробуждения.

• Полное сосредоточение на игре. Попытки вовлечь в беседу оканчиваются провалом: создается ощущение, что ребенок просто не слышит, что ему говорят. Отвечает невпопад или просит, чтобы его оставили в покое.

• Время нахождения за компьютером увеличивается. Ребенок не способен себя контролировать, он теряется во времени, возможно, обещает завтра сидеть меньше, однако не сдерживает своих обещаний.

Невозможность посидеть за компьютером провоцирует агрессию, плаксивость, ярость.

• Очень часто в местах, где отсутствует доступ к любимому гаджету, подросток ведет себя нервозно и стремится скорее отправиться домой. Первым делом по возвращении он нажимает кнопку «Пуск», в крайних случаях даже не успевая снять верхнюю одежду. В случае зависимости от социальных сетей тоже самое можно отнести к мобильным телефонам как доступному способу выхода в сеть.

• Подросток начинает много общаться с помощью компьютерных терминов.

Физические симптомы зависимости:

головные и спинные боли,

сухость в глазах и нарушение режима сна,

существенно страдает желудочно-кишечный тракт.

Обнаружив компьютерную зависимость ребенка, нельзя:

• резко ограничивать пребывание за компьютером, отключать интернет, ломать любимую игрушку – это может вызвать сильнейший срыв;

• грозиться лишить карманных средств – это спровоцирует вспышки агрессии, конфликт и уход из дома;

• выдвигать ультимативные предложения – «или мы, или твой компьютер» — подросток, вероятнее всего, сделает выбор в пользу последнего.

В первую очередь от компьютерной зависимости можно избавиться профилактическими средствами.

Обязательно нужно установить временные ограничения и следить за их соблюдением. По словам специалистов, подросткам в стуки разрешается проводить за компьютером не больше двух часов.

Если же уследить уже не получилось, отучать ребенка от компьютера стоит с помощью какого-либо другого занятия: футбол, теннис, волейбол, танцы, пение, рисование, но родители тоже должны принимать активное участие в новом увлечении ребенка, чтобы он чувствовал поддержку и заботу. Лечить зависимость нужно тактично, подростку полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя.

Задачей родителя является вернуть интерес к реальной жизни и непосредственному общению, что может быть обеспечено:

• посещением кружков, выявлением новых интересов подростка или актуализация прежних;

• совместным чтением и беседами, обсуждением новостей и новинок реального мира;

• честностью по отношению к подростку – нужно прямо сказать, что с ним и почему это с ним происходит, мягко назвать его состояние, беседовать, используя техники активного слушания («Тебе тоскливо, потому что хочешь поиграть…», «Ты испытываешь злость, потому что я занимаю тебя не тем, чего тебе сейчас хочется…»);

• открытостью относительно своего состояния – необходимо не таить и своих чувств и желаний («Я хочу для тебя только хорошего», «Мне бы очень хотелось, чтобы мы с тобой провели время вместе»).

Компьютерная зависимость особенно опасна для подростков, поскольку в этом возрасте они находятся в периоде становления характера, психики и личности. Это самый сложный период их жизни. Следовательно, надо внимательно следить за детьми, чтобы уберечь их от этого заболевания, и лечить в случае обнаружения зависимости.

Психоанализ это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Просмотров работы: 89