«ТОЧКИ РОСТА» ЭКОНОМИКИ ОМСКОГО РЕГИОНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

«ТОЧКИ РОСТА» ЭКОНОМИКИ ОМСКОГО РЕГИОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время к проблематике социально-экономического развития регионов проявляется все больше интерес, становится очевидным потребность выявления и развития точек экономического роста. Сущность процесса управления региональным развитием заключается в постоянном объективном воздействии органов управления на разнообразие социально-экономических явлений и процессов, которые протекают в регионе. В данном случае приоритетной задачей местных властей становится улучшение качества жизни населения, которое, в частности, достигается в следствие решения самых актуальных для региона вопросов в области экономики и социальной сферы.

В условиях ограниченности ресурсов для экономики депрессивных регионов особую важность приобретает развитие региональной политики на основе концепции полюсов роста. Использование теории полюсов роста в стратегии развития региона предполагает направление денежных средств в определенные районы, которые в будущем могут занять место «полюса роста» и расширить свои полюсные эффекты на остальную территорию, что в итоге приведет к росту экономики всего региона.

Основоположником теории полюсов роста является французский экономист Франсуа Перру. В основе его учения лежит неравенство экономических субъектов, которое возникает в результате естественноисторического процесса, в результате чего возникают доминирующие и подчиненные экономические единицы, что приводит к появлению асимметрии и, как следствие, к деформации экономического пространства. Одним из таких видов деформации является поляризация пространства вокруг «полюса роста», в основу которой положен эффект доминирования.

Согласно этой поляризации полюс роста активно воздействует на окружающее его пространство, активизируя его и изменяя в соответствии с собственными интересами. Этот принцип, по мнению Ф. Перру, распространяется не только на отдельные хозяйствующие субъекты, но и между различными секторами экономики.

В силу различий между полюсами роста экономический рост распространяется по территории неравномерно, так что национальная экономика «предстает перед нами как комбинация (сочетание) ансамблей относительно активных и относительно пассивных».

Таким образом, ученый предлагал создание на определенной территории своего рода экономического центра, который будет стимулировать развитие всего региона. В основе территории опережающего развития должны лежать конкретные отрасли, которые наиболее эффективно повлияют на экономику субъекта. Вокруг таких предприятий, по замыслу Ф. Перру, должны находиться вспомогательные, которые будут либо обеспечивать производство лидирующей отрасли, либо пользоваться продукцией, созданной на «центральных» предприятиях.

Сегодня идеи теории полюсов роста применяются в стратегиях социально-экономического развития многих российских регионах и Омская область не исключение. В области первоначальная практика планирования и прогнозирования социально-экономического развития сложился в начале двухтысячных годов. Разработаны стратегии и концепции развития важнейших секторов экономики и отраслей социальной сферы региона, активизации международных связей, реформирования региональных финансов, развития инновационной инфраструктуры, развития выставочно-ярмарочной деятельности в Омской области и иные меры. Многие из этих документов актуализированы и продолжают реализовываться.

В целях обеспечения практической реализации Стратегии социально-экономического развития до 2020 г. в 2006 г. была принята программа социально-экономического развития Омской области до 2008 г., которой согласно истечении срока своего действия, пришла на смену программа развития до 2012 года.

В свою очередь в период с 2009 по 2013 г. реализовался комплекс долгосрочных целевых программ, предусматривавших обеспеченные бюджетными средствами мероприятия, направленные на развитие сегментов и отраслей экономики и социальной сферы Омской области.

Следующим этапом работы, направленным на развитие системы стратегического планирования стал 2013 г., когда с учетом практики реализации Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 г., а также сформировавшихся в экономике и социальной сфере тенденций была принята новая региональная Стратегия до 2025 г. К процессам ее разработки и обсуждения привлекался большой круг представителей делового и научного сообщества. Цели и задачи Стратегии социально-экономического развития Омской области представлены ниже (рис. 1):

Рис. 1. «Цели и задачи Стратегии социально-экономического развития Омской области».

Исполнение Стратегии будет осуществлено в 3 временных этапа. Для каждого этапа определенны основные "точки роста", рост которых обеспечит максимальную скорость социально-экономического развития Омской области. Кроме того, для каждого этапа развития обозначены основные направления, которые должны быть в центре внимания органов исполнительной власти Омской области. Этапы реализации Стратегии:

Рис. 2. «Этапы Стратегии».

Таким образом, на сегодняшний день можно сказать, что Омская область исторически является ключевым регионом Сибири, важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части и обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным и природным потенциалом.

Мероприятия направленные на социально-экономическое развитие Омской области реализуются в рамках Стратегии до 2020 г. и направлены на укрепление существующих "точек роста" экономики Омской области. Особый акцент сделан на развитие человеческого потенциала, повышение качества государственных и муниципальных услуг, информационных технологий. Главными точками роста можно назвать развитие транспортной инфраструктуры, развитие промышленных и индустриальных парков, активизация предпринимательства.

Также, обоснованна необходимость кластерного подхода к развитию экономики Омской области, в нефтеперерабатывающем, агропищевом кластерах и секторе высокотехнологичных компонентов (коммуникационное, аэрокосмическое оборудование и контрольно-измерительные приборы). Кластерная политика получит перспективное развитие при включении в нее элементов политики по поддержке малого и среднего предпринимательства, внешнеэкономической политики, а также при активизации инвестиционных процессов в Омской области.

Просмотров работы: 91