НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Бабушкин Г.С. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любой объект деятельности человека, независимо от его масштаба, специфики технологического процесса, региона расположения и прочих характеристик воздействует на окружающую среду. Поэтому каждый работающий, служащий сотрудник, особенно специалист с высшим образованием должен иметь представление о степени влияния своего места работы, своей профессиональной деятельности.

В состав производственных предприятий входят локомотивные и вагонные хозяйства, промывочно-пропарочные станции, пункты технического обслуживания вагонов, котельные, шпалопропиточные заводы, щебеночные и дробильно-сортировочные заводы. Кроме этого, присутствует большое количество мелких вспомогательных предприятий –ремонтных мастерских, автобаз, прачечных, химчисток, складов топлива и др. Каждый из перечисленных объектов является источником загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух, водоемы и почву. Наибольший вред атмосферному воздуху наносят процессы сжигания топлива, протекающие в котельных и различных транспортных средствах:

  1. При сжигании в котельных твердого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота и летучая зола с частицами несгоревшего топлива в виде сажи.

  2. Мазуты при сгорании в котлоагрегатах выделяют с дымовыми газами оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания и соединения ванадия.

  3. При использовании в качестве топлива природного газа происходит выброс диоксида азота и оксида углерода.

Негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей оказывает производство на шпалопропиточных заводах, где загрязнение атмосферного воздуха происходит при остывании шпал после пропитки их антисептиком. При объеме обрабатываемых шпал 4 млн. куб. м годовые выбросы вредных веществ составляют 870 тонн, в том числе 584 т нафталина, 106 т фенола и 180 т прочих углеводородов.

Рисунок 1. Пропитка шпал в Рязани

Вода употребляется во многих технологических процессах железнодорожного хозяйства, причем различным производствам требуется различное ее количество. После использования на предприятиях вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий, токсичны для окружающей природной среды.Сточные воды пунктов обмывки пассажирских вагонов и электросекций содержат, в основном, взвешенные вещества и нефтепродукты, а также бактериальные загрязнения, смываемые при обмывке подвагонных узлов. В зависимости от вида применяемого моющего средства в стоках могут присутствовать кислоты, щелочи, ПАВ. Сточные воды промывочно-пропарочных станций образуются при пропарке и промывке цистерн из-под нефти, дизельного топлива, мазута, керосина, бензина, смазочных масел и других продуктов переработки нефти, а также при обмывке эстакад и лотков. Эти стоки загрязнены нефтепродуктами и взвешенными веществами. В них могут присутствовать фенолы, органические кислоты, ацетон, тетраэтилсвинец и т. д. Производственные стоки после наружной обмывки цистерн содержат взвешенные вещества и нефтепродукты. Производственные сточные воды шпалопропиточных заводов образуются из конденсата греющего пара, охлаждающей воды, рабочей воды вакуум-насосов, стоков прачечных, гаражей и ремонтных цехов. При этом в воду попадает значительное количество механических примесей и нефтепродукты. При отстаивании обводненного антисептика в хранилищах, пропитке в цилиндрах влажной древесины в воду попадают масла, фенолы, жирные кислоты, пиридин и другие соединения, входящие в состав пропиточных масел.

Рисунок 2. Сточные воды предприятия

Практически все предприятия железнодорожного транспорта являются источникамишума. Это и движущиеся поезда, путевые машины и производственное оборудование предприятий. Значительный акустический дискомфорт возникает в районе сортировочных станций. На таких станциях источниками преобладающего шума являются цехи реостатных испытаний тепловозов и сортировочные горки. Источниками интенсивного шума являются также локомотивные вагонные депо, локомотиво- и вагонно-ремонтные заводы, заводы железобетонных конструкций, щебеночные заводы, ремонтные мастерские и рельсосварочные поезда.

Источниками вибрации на железнодорожном транспорте являются такие технологические процессы, как укладка бетонных смесей, формовка железнодорожных изделий на виброплощадках и производство крупнопанельных конструкций. Вибрацию вызывают движущиеся поезда. Механические колебания, которые они возбуждают, особенно велики при движении по тоннелям и искусственным сооружениям. Так, при следовании поезда через мост вибрация передается через его основание на реку и рядом находящиеся объекты. При движении поезда метро по тоннелю мелкого заложения вибрация ощущается в рядом расположенных домах. Источниками значительных вибраций являются путевые машины, например, выправочно – подбивочно - отделочная машина ВПО-3000, щебеноочистительная машина ЩОМ и др. Работа этих машин сопровождается интенсивным шумом и значительными вибрациями.

Рисунок 3. ВПО – 3000

Рисунок 4. Щебеноочистительная машина

Для очистки сточных вод от основной массы нефтепродуктов применяются нефтеловушки. Всплывающую нефть собирают поворотными трубами, а твердый осадок удаляют через донный клапан. Для выделения из сточных вод жидких веществ, применяется фильтрование с сетчатыми элементами. Для механической отчистки сточных вод от нефтепродуктов применяются гидроциклоны и центрифуги. Гидроциклоны применяются взамен песколовок или отстойников при недостатке площади их размещения. Наиболее прогрессивный способ охраны водной среды - применение замкнутых систем водопользования. При проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожного объектов водоохранные мероприятия направлены на сокращение водопотребления на производственные и хозяйственно-бытовые нужды и уменьшение сброса загрязняющих веществ со сточными водами. Рисунок 5. Гидроциклон Рисунок 6. Центрифуга При распространении шума на территории города следует предусматривать специальные градостроительные меры: в зоне примыкающей к железной дороге следует располагать здания, сооружения с ненормированным шумовым режимом - гаражи, автостоянки, склады, защитные полосы озеленения, далее учреждения бытового обследования, площадки в зоне, удаленной от железной дороги располагаются больницы, места отдыха.

Рисунок 7.Шумоизоляционные барьеры

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод что предприятия железных дорог негативно влияют на окружающую среду, являются источниками шума и вибрации, что требует разработки новых способов очистки воды, а также методов защиты от шума.

Список использованной литературы

1.Иванов И. А. Воздействие предприятий железнодорожного транспорта на окружающую среду [электронный ресурс] / И. А. Иванов. – режим доступа : https://studopedia.ru/5_45609_vozdeystvie-predpriyatiy-zheleznodorozhnogo-transporta-na-okruzhayushchuyu-sredu.html ( 11. 10. 2017)

2.Куклин Д. А. Снижение шума подвижного состава железнодорожного транспорта в источнике образования и на пути распространения[электронный ресурс] / Д. А. Куклин.режим доступа : http://gipro.su/poleznye-stati/snizhenie-shuma-podvizhnogo-sostava-zhel/ (13. 10. 2017)

3.Уюрченко Ю. А. Загрязнения от железной дороги[электронный ресурс] / Ю. А. Уюрченко. режим доступа :http://www.microarticles.ru/article/zheleznoj-dorogi.html (13. 10. 2017)

Просмотров работы: 303