ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Григорьева Е.С. 1
1Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью понимания важности проявление социальной активности современной российской молодежи с помощью волонтёрской деятельности. Волонтерство имеет тысячелетнюю историю. Первые волонтеры появились одновременно с зарождением организованных социально-общественных отношений. Чаще всего труд волонтеров был связан с религией и институтом церкви. Волонтерство как социокультурный феномен изучается историками, психологами, юристами, экономистами, специалистами в области социальной педагогики, социальной работы, социального менеджмента, социальной психологии и др. Исследуются педагогические аспекты добровольчества, его социально-культурные технологии и технологии обучения, специфика организации волонтерства среди подростков и молодежи как практики, обеспечивающей успешность их социализации. Включенность волонтерства в комплекс социальной работы, обсуждаемая в научной литературе, обусловлена спецификой профессионального поля, историческими предпосылками возникновения и институционализации этой работы, общностью альтруистических оснований, лежащих как в ее основе, так и в базовых принципах волонтерства. При этом часто акцентируется трудовой подход и экономические исследования эффективности волонтерского труда, связанные с изучением его функций в обществе; изучается мотивация волонтерства.

Большинство исследований посвящены изучению стимулов и мотивов добровольческой деятельности с разных точек зрения (экономической, психологической, организационной, социально-демографической, культурной, институциональной, индивидуальной) и разных уровней (макро, мезо-, микроуровней). Среди авторов исследований – Т. Шлезингер, С. Найджел, А. Джил-Лакруз, К. Марчелло, Ю. Вей, Н. Донти, К. Бернгардт, Д. Байди, Т. Вантилборг, Р. Пеперманс, Г. Хайбректс.

Среди отечественных авторов необходимо отметить работы Ю.А. Зубок, В.И. Чупров, Л. А. Кудринской, Н. Г. Бодренковой, Е. Е. Строковой, И. В. Мерсияновой, М. В. Певной, И. В. Самаркиной, А. Е. Шадрина, П. В. Шевченко и др., представляющие экономический, социологический, социально – психологический, правовой подходы к рассмотрению феномена волонтёрства.[7]

Новым импульсом развития волонтерства в общественном движении детей и молодежи явилось становление и законодательное оформление благотворительной деятельности. 7 июня 1995 года был принят закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Сегодня волонтерство - сравнительно инновационная идея, неоднозначно воспринимаемая обществом. Одни в период перехода к рыночным, конкурентно зависимым отношениям, усматривают в волонтерстве скрытый социальный резерв; другие же стараются игнорировать и не принимать во внимание ростки инициатив и творчества молодежных общественных объединений, считая их делом прошлого.

Волонтер – это гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благотворительной организации. В переводе с английского «волонтерство» является равноценным слову «добровольчество», а этот термин означает деятельность на основе доброй воли.

Волонтерская деятельность – это совокупность моральных представлений и действий по оказанию помощи обездоленным: нищим, инвалидам, лицам, оказавшимся в тяжелом, бедственном положении и которое они сами изменить не могут. Волонтерская деятельность как социальный феномен характеризуется, прежде всего, целенаправленным вниманием к людям, не способным в силу субъективных или объективных причин обеспечить себе своими собственными силами благоприятные условия существования, оказанием им материальной и духовной помощи.

Основополагающий принцип волонтерской деятельности – это добровольность, добровольный выбор как отражение личной позиции.

Отличительной особенностью волонтера является то, что выполняя ту или иную работу, волонтер осознанно идет на полное отсутствия денежного вознаграждения. Еще один важнейший отличительный признак волонтерства – это социальная значимость работы, которую делают волонтеры. Волонтеры оказывают услуги тем, кто в них нуждается, кто не может защитить себя самостоятельно, борются за создание общества, в котором каждый может чувствовать себя защищенным и в безопасности. Это люди, которые не ограничиваются оплаченной работой и исполнением обычных житейских обязанностей, а расходуют время и силы на дела, не приносящие им материальной выгоды. Их деятельность полезна другим, а также приносит удовлетворение им самим. Одно из направлений работы волонтеров – это пропаганда здорового образа жизни, борьба с девиантным поведением молодежи. Волонтеры данного направления – это специально обученные молодые люди, которые ведут просветительскую работу в среде своих сверстников на добровольных началах. Роль волонтера огромна, так как такого рода проводимая работа в молодежной среде охватывает социальные группы различных возрастов и основывается на многоступенчатой системе. Информированность - вот основная задача волонтерской деятельности.

Давайте подробнее рассмотрим понятие «технология». Данное понятие широко используется в современной науке и рассматривается одними авторами (Л.В. Мардахаев) преимущественно с двух позиций: а) как учение о совокупности методов и методик наиболее оптимального достижения педагогической цели; б) как наиболее оптимальная последовательность педагогической деятельности, позволяющая получить рациональный результат в конкретной ситуации; другими авторами (Р. А. Овчарова) она трактуется или как способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности, или практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов.

Таким образом, технология предусматривает, что осуществляемая специалистом деятельность рационально расчленяется на процедуры и операции.

Понятие «технология» происходит от греческих слов «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука. Первоначального его использовали в системе технического знания для обозначения научной дисциплины или совокупности сведений о различных физико-механических, химических и других способах обработки сырья, полуфабрикатов и изделий в сфере общественного производства. Впоследствии оно получило широкое распространение и в других сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной.

Технологии социальной работы, как практическая деятельность и область теоретических знаний имеет свою структуру, в которую входит объект и субъект.

К объектам технологий социальной работы в соответствии с подходом Ю.П. Сурмина, Н.В. Туленкова можно отнести людей, их взаимодействие, малые и большие группы, а также различные социальные институты и организации. В этом контексте в технологиях социальной работы рассматривается молодежь, как большая социальная группа, являющаяся объектом воздействия.

Мы смело можем рассматривать волонтерскую деятельность как одну из социальных технологий в работе с молодежью. Ведь в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основная цель государственной молодежной политики формулируется как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. Реализация задачи по гражданскому образованию и патриотическому воспитанию молодежи связана, в первую очередь, с организацией волонтерской деятельности молодежи. Ее участие в волонтерском движении помогает решать важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для дальнейшего трудоустройства. Указанный аспект, в первую очередь, актуален для студенческой молодежи, т.к. волонтерская деятельность способствует раскрытию ее личностного потенциала в наиболее восприимчивый период возрастного развития и может выступать, как базой социального ориентирования и социализации в русле служения обществу, так и возможностью попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути.

Таким образом, волонтерство выступает и наиболее эффективным методом практического неформального обучения в области так называемого третьего сектора – сектора некоммерческих негосударственных (социальных) структур. Сопричастность волонтеров к постоянно идущим процессам политических и социальных изменений усиливает экономическую эффективность социальной политики, повышает качество жизни молодежи, способствует развитию инициативы и ответственности, повышению уровня толерантности, содействует воспитанию зрелой гражданственности.

Список литературы

  1. Клепикова А. А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтёрства и профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9. № 3. – c. 391-416.

  2. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. [Текст]: автореф. дисс. д-р. социол. наук: 22.00.03. – М., 2006. – 30 с.

  3. Мерсиянова И. В. Третий сектор: определение, терминология, границы, данные исследований и тенденции развития. – Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. – 42 с.

  4. Мерсиянова И. В., Якобсон Л. И. Практики филантропии в России: вовлеченность и отношение к ним населения. Москва: Изд. дом Гос. ун-та – ВШЭ, 2009. – 200 с.

  5. Певная М. В. Волонтерство как социологическая проблема. Журнал СоцИс 2013 №02 c.

  6. Певная М. В., Дидковская Я. В. Социальная работа: представление о профессии // Социологические исследования. – 2011. – №7. – c. 92-96.

  7. Певная М. В. Волонтёрство как социологическая проблема // Социологические исследования. – 2013. – №2. – с. 110-119.

Просмотров работы: 302