KFC (до 1991 года — KentuckyFriedChicken — «Жареный цыплёнокиз Кентукки») — международная сеть ресторанов общественного питания, специализирующаяся на блюдах из курицы. Штаб-квартира компании располагается в городе Луисвилле в штате Кентукки. KFC — вторая по торговому обороту сеть кафе в мире, уступающая лишь компании McDonald's. По состоянию на 2015 год под брендом KFC работали 750 тысяч сотрудников и более 15 тысяч торговых точек в 125 странах мира. KFC является дочерней компанией корпорации Yum! Brands, также владеющей торговыми сетями PizzaHut и TacoBell.
Компания KFC была основана предпринимателем Харландом Сандерсом, начавшим продавать блюда из жареной курицы во времена Великой депрессии. Обнаружив у предприятия франчайзинговый потенциал, Сандерс начал продавать лицензионные права в других штатах; первое кафе за пределами Кентукки открылось в 1952 году в Юте. Усилиями компании блюда из курицы стали неотъемлемым элементом кухни быстрого питания, составив конкуренцию гамбургеру — главному символу фастфуда. Сам же Сандерс, более известный как «полковник», стал важной фигурой американской культурной жизни. Его изображение по-прежнему широко используется в рекламных кампаниях KFC. Вместе с тем быстрое развитие бизнеса вынудило Сандерса продать компанию в 1964 году; права на бренд перешли к группе инвесторов во главе с Джоном Я. Брауном — младшим и Джеком К. Мэсси.
Компания стала одним из первых игроков индустрии быстрого питания, сумевшим выйти на международный уровень. К середине 1960-х годов кафе KFC открылись в Соединённом Королевстве, Мексике и на Ямайке. На протяжении следующих двух десятилетий компания несколько раз меняла владельцев. Часть из них обладала нулевым или недостаточным опытом в индустрии, что отрицательно сказывалось на успехах предприятия в США. В начале 1970-х годов владельцем бизнеса стал дистрибьютор спиртных напитков Heublein, который, в свою очередь, был приобретён табачно-пищевым конгломератом R.J. ReynoldsTobacco. Наконец, конгломерат продал KFC пищевой компании PepsiCo. С другой стороны, зарубежная сеть кафе продолжала развиваться. Так, в 1987 году компания первой среди западных конкурентов открыла кафе в КНР. Сейчас же китайское подразделение KFC является крупнейшей секцией компании. В 1997 году ресторанные сети PepsiCo были выделены в корпорацию Yum! Brands [7].
В июне 2005 года Yum! Brands и «РосинтерРесторантс» заключили инвестиционное соглашение о совместном открытии в Россиисети из 300 ресторанов под вывеской «Ростик’с-KFC». В том же году компания «Пицца-Норд» купила франшизу на открытие ресторанов «Ростик’c-KFC» в городах: Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород. Сейчас в управлении ООО «Пицца-Норд» (с 2007 года выкуплена польским холдингом AmRest) около 40 ресторанов PizzaHut/KFC и «Ростик’c/KFC» в Санкт-Петербурге, Москве и Казани. Ряд других компаний по франшизе развивает сети PizzaHut и KFC в Москве и других городах страны [6].
В июне 2010 года стало известно о том, что Yum! Brands договорилась о приобретении сети «Ростик’с-KFC» (ранее выделенной из «Росинтера»). Сделка была закрыта в начале июля того же года.
На 2011 год Yum! Brands в России и СНГ имеет подразделение Yum! Restaurants International Russia&CIS, внёмработают 5000 человек. YRI принадлежит сеть KFC и рестораны PizzaHut, работающие в России. Основной упор делается на развитие KFC. Запуск самостоятельного бренда прошел в сентябре 2011 года. В России также зарегистрирован бренд TacoBell, но пока компания не планирует открывать точки под этой вывеской.
По итогам 2013 года продажи на российском рынке увеличились по сравнению с предыдущим годом на 48% [7].
На территории Алтайского края в настоящее время дейсствуют 6 ресторанов KFC – это KFC «Огни», KFC «Мир», KFC «Арена», KFC «ЦУМ», KFC «Лента» и KFC «Галактика». Все рестораны расположены на территории города Барнаула и работаю по франшизе.
С каждым годом рестораны быстрого питания пользуются все большей популярностью.Они имеют ярко выраженную сезонность продаж. В летний период, в связи с каникулами, объем продаж значительно выше, чем в другое время.
Политика ресторанов предусматривает поиск инноваций с помощью своих сотрудников. Каждые полгода проходит ОРС (Оценка работы сотрудника), в процессе которой каждый сотрудник предлагает своё ноу-хау по улучшению работы ресторана.
Эффект инновационной деятельности является многоаспектным [1; c.222]. Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся в следующих аспектах:
в продуктовом (улучшение качества и рост товарных ассортиментов);
в технологическом (рост производительности труда);
в функциональном (рост эффективности управления);
в социальном (улучшение качества жизни).
В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта:
экономический - показатели учитывают в стоимостном выражении виды результатов и затрат от реализации инноваций;
научно-технический - новизна, простота, полезность, компактность;
финансовый - расчет показателей базируется на финансовых показателях;
ресурсный - показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса;
социальный - показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций;
экологический - шум, электромагнитное поле, освещенность, вибрация [3; c.145].
Для повышения эффективности работы управляющего персонала и упрощения проведения контроля по подготовке к часам пик был разработан чек-лист подготовки к часам пик. Данный чек-лист представлен в таблице 1.
Ежедневные системы напоминаний пригодятся любому человеку, желающему повысить личную продуктивность. Тайм-менеджмент - это та область знаний, основные принципы и техники которой одинаково успешно может использовать и руководитель, и начинающий предприниматель и любая домохозяйка. Меняется только конкретика, так как у каждого вида деятельности своя специфика.
В стандартном своем варианте чек-лист – это перечень действий и задач. Но если это необходимо, можно составить его в виде списка каких-то отдельных предметов. Многие ведут списки покупок – а это, по сути, тоже чек-листы, так же как и любой кулинарный рецепт, записанный столбиком в виде набора компонентов с рекомендациями по дозировке. Между прочим, практически во всех заведениях общественного питания такие напоминания висят на кухне для поваров, чтобы те могли готовить быстрей, пользуясь подсказками по весу порции и каждого конкретного продукта, используемого в определенном блюде.
Таблица 1 – Чек-лист подготовки к часам пик
Чек лист подготовки к часам пик |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
Наименование |
Время (час пик) |
Время (час пик) |
Время (час пик) |
Время (час пик) |
||||||||
Обеды ЧК |
Те, кто с утра были на обеде? |
Те, кто в день были на обеде? |
Те, кто в ночь были на обеде? |
|||||||||
Растановка ЧК |
||||||||||||
Курица по уровню |
||||||||||||
Упаковка |
||||||||||||
Овощи |
||||||||||||
Соуса |
||||||||||||
Картофель Фри |
||||||||||||
Катофельные оладья |
||||||||||||
Булки |
||||||||||||
Тортильи |
||||||||||||
Температура овощей |
||||||||||||
Замесы муки |
||||||||||||
Машины промагнезолены |
||||||||||||
Холодильник с курицей |
Чек-лист KFC по подготовке к часам пик разделён на несколько пунктов (задач), за выполнением каждого пункта закрепляется ответственный член команды (чк), который в течение всей рабочей смены выполняет своё задание. Перед началом рабочего дня менеджер составляет список, в котором указывается, какой сотрудник за что отвечает. Список вывешивается на доске информации, и каждый чк, приходя на работу, должен ознакомиться с ним. Сотрудники кухни должны проследить, чтобы в холодильниках на линии кухни были все овощи в нужном количестве, бумага и коробки для сандвичей, следить за своевременным пополнением соусов, булок и лепёшек на линии, а также поддерживать в необходимом количестве картофельные оладьи, картофель фри как в замороженном, так и в готовом виде. Сотрудники линии раздачи должны своевременно предупреждать сотрудников линии кухни о необходимости поставить свежую порцию готового картофеля фри. Также сотрудники линии раздачи следят за наличием упаковки и кондиментов (вилки, салфетки, ложечки, сахар и т.п.) и своевременном их пополнении. Сотрудники линии панировки в течение дня следят за количеством и качеством курицы, как в сыром, так и в готовом виде, за состоянием панировки и качеством масла, а менеджер, в свою очередь, проверяет, что бы все машины были своевременно промагнезолины. Также сотрудники панировки поддерживают необходимое количество готовой курицы в тепловом шкафу.
Чек-лист подготовки к часам пик разделён по часам и в течение каждого часа менеджер проверяет, чтобы все пункты были выполнены. Также менеджер следит за расстановкой ЧК на линиях и тем, чтобы все сотрудники своевременно сходили на обед и при этом работа ресторана не ухудшилась. Так, например, менеджер не может отпустить сотрудника на обед в час пик при большом потоке посетителей. В таком случае сотрудник ждёт, пока количество посетителей уменьшится, и сотрудники его линии справятся без него. В летний период часто бывает, что поток гостей не снижается в течение долгого времени, в таком случае, чтобы отпустить сотрудника на обед, менеджер линии сам встаёт на его место.
Благодаря этой инновации в сфере управления повышается эффективность в продуктовом, технологическом и функциональном смысле. На примере продуктовой эффективности можно увидеть повышение качества продукта за счет своевременной подготовки всех линий и работников, соблюдение стандартов качества, установленных на предприятиях всей сети. В технологическом смысле повышается производительность труда за счет своевременной подготовки и уменьшения потерь время на пополнение линии из-за отсутствия продукции. В функциональном смысле увеличивается эффективность управления, так как каждый сотрудник знает, что и когда он должен сделать.
Данный чек-лист проявляет виды эффектов, такие, как научно - технологический и ресурсный, т.к. позволяет экономить время как при подготовке, так и непосредственно при выполнении самой работы, он компактен и прост в использовании.
Список использованной литературы
1.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 335с.
2. Котляров С.А. Управление затратами. – СПб.: Экономика, 2012. –198с.
3. Тюрина А.В. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 127с.
4. Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2015. – 400с.
5.Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учеб. –3- е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2014. – 752 с.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Yum!_Brands
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/KFC