Понятие «методика» с древнегреческого языка переводится как путь исследования, теория, учение. В основном понимании термина методикой называют отрасль науки по педагогике, которая занимается исследованием закономерностей проведения учебного процесса по конкретной дисциплине. Методика в образовательном процессе описывает определенные способы и техники деятельности педагога.
В связи со стремительным развитием общества, постоянным обновлением и дополнениям материалов технических дисциплин процесс обучения требует постоянного улучшения. Поэтому необходимо осуществлять подготовку будущих специалистов учитывая изменения стратегий и тактик преподавания.
Активные методы обучения являются наиболее удачными методами усвоения студентами полученной информации. Суть данных методов заключается в том, что студент является активным участником процесса обучения. При этом деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий и поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и многое другое.
Каждый из основополжников активных методов обучения приводит свою классификацию этих методов по различным направлениям. К примеру, С.В. Петрушин по характеру учебно-познавательной деятельности активное обучение подразделяет на имитационные и не имитационные методы. Различие двух этих методов заключается в том, что имитационные методы представляют собой имитацию процесса профессиональной деятельности работника конкретной технической области, а не имитационные методы, в свою очередь, в ходе обучения не используют модели изучаемого процесса.
Второе направление методов активного обучения по С.В. Петрушину классификация по типу участников деятельности. Смысл методов заключается в ранжировании по определенным особенностям предметов или действий, проектировании объектов, решении инженерно-конструкторских задач.
Одним из эффективных методов преподавания технических дисциплин является метод «круглого стола». Данный метод предполагает изучение проблем профессиональной деятельности путем коллективного обсуждения. Главная цель метода применение теоретических навыков на практике в среде, которая моделирует, к примеру, какой-либо технических процесс изготовления изделия на предприятии. Благодаря методу «круглого стола» студент развивает умение творчески мыслить и принимать решения, приобретает способность профессионального использования знаний в ходе учебной деятельности.
Метод «круглого стола» предполагает проведение учебных занятий в форме различного рода семинаров и дискуссий.
Учебный семинар представляет собой обсуждение сообщений, подготовка докладов, выполнение рефератов, проведение различного рода научных исследований. Стоит отметить, что именно семинары считаются наиболее эффективной формой подготовки инженерных кадров в высших учебных заведениях.
Учебная дискуссия это метод, в ходе которого происходит обсуждение точек зрения и разрешение различного рода проблем. На сегодняшний день данный метод признан одной из основных форм образовательной деятельности, способствующей формированию рефлексивного мышления. Результатом дискуссии, как правило, может быть какое-либо общее соглашение, новый взгляд на проблему, предложение совместного решения студентов и преподавателей.
Одним из эффективных методов преподавания технических дисциплин также является частично-поисковый метод и исследовательский метод. Согласно данным методикам подача учебного материала происходит с помощью логико-смысловых моделей и задач [2]. Сначала преподаватель объясняет алгоритм создания модели, затем перед студентами ставится задача по составлению подобной модели на предложенную тему. Студент, работая с вербальным представлением учебного материала, приобретает навык управления ходом усвоения полученных в процессе обучения знаний.
Проведение занятий в соответствии с частично-поисковым и исследовательским методами развивает техническое мышление, которое должно развиваться у студентов технических специальностей.
Таким образом, на сегодняшних день разработан целый ряд методик преподавания технических дисциплин в высшем учебном заведении. Выбор конкретного метода обучения должен быть сделан в соответствии со сложностью освоения материала, уровнем начальной подготовки студентов по освоению технической дисциплины. Методика преподавания должна быть продуманная во всех деталях по организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий, как для студентов, так и для преподавателей [3].
Список литературы
1 Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки / Р.В. Габдреев. – М.: Наука, 2001. – 167 с.
2 Морозова М.А. Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе вуза: дис. канд. пед. наук. – Ульяновск, 2009. – с. 83.
3 Монахов В. М. Ведение в теорию педагогических технологий. – Волгоград: Перемена, 2006. 318 с.