МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективность освоения технических дисциплин студентами высших профессиональных заведений во многом зависит от методики преподавания.

Понятие «методика» с древнегреческого языка переводится как путь исследования, теория, учение. В основном понимании термина методикой называют отрасль науки по педагогике, которая занимается исследованием закономерностей проведения учебного процесса по конкретной дисциплине. Методика в образовательном процессе описывает определенные способы и техники деятельности педагога.

В связи со стремительным развитием общества, постоянным обновлением и дополнениям материалов технических дисциплин процесс обучения требует постоянного улучшения. Поэтому необходимо осуществлять подготовку будущих специалистов учитывая изменения стратегий и тактик преподавания.

Активные методы обучения являются наиболее удачными методами усвоения студентами полученной информации. Суть данных методов заключается в том, что студент является активным участником процесса обучения. При этом деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий и поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и многое другое.

Каждый из основополжников активных методов обучения приводит свою классификацию этих методов по различным направлениям. К примеру, С.В. Петрушин по характеру учебно-познавательной деятельности активное обучение подразделяет на имитационные и не имитационные методы. Различие двух этих методов заключается в том, что имитационные методы представляют собой имитацию процесса профессиональной деятельности работника конкретной технической области, а не имитационные методы, в свою очередь, в ходе обучения не используют модели изучаемого процесса.

Второе направление методов активного обучения по С.В. Петрушину  классификация по типу участников деятельности. Смысл методов заключается в ранжировании по определенным особенностям предметов или действий, проектировании объектов, решении инженерно-конструкторских задач.

Одним из эффективных методов преподавания технических дисциплин является метод «круглого стола». Данный метод предполагает изучение проблем профессиональной деятельности путем коллективного обсуждения. Главная цель метода  применение теоретических навыков на практике в среде, которая моделирует, к примеру, какой-либо технических процесс изготовления изделия на предприятии. Благодаря методу «круглого стола» студент развивает умение творчески мыслить и принимать решения, приобретает способность профессионального использования знаний в ходе учебной деятельности.

Метод «круглого стола» предполагает проведение учебных занятий в форме различного рода семинаров и дискуссий.

Учебный семинар представляет собой обсуждение сообщений, подготовка докладов, выполнение рефератов, проведение различного рода научных исследований. Стоит отметить, что именно семинары считаются наиболее эффективной формой подготовки инженерных кадров в высших учебных заведениях.

Учебная дискуссия  это метод, в ходе которого происходит обсуждение точек зрения и разрешение различного рода проблем. На сегодняшний день данный метод признан одной из основных форм образовательной деятельности, способствующей формированию рефлексивного мышления. Результатом дискуссии, как правило, может быть какое-либо общее соглашение, новый взгляд на проблему, предложение совместного решения студентов и преподавателей.

Одним из эффективных методов преподавания технических дисциплин также является частично-поисковый метод и исследовательский метод. Согласно данным методикам подача учебного материала происходит с помощью логико-смысловых моделей и задач [2]. Сначала преподаватель объясняет алгоритм создания модели, затем перед студентами ставится задача по составлению подобной модели на предложенную тему. Студент, работая с вербальным представлением учебного материала, приобретает навык управления ходом усвоения полученных в процессе обучения знаний.

Проведение занятий в соответствии с частично-поисковым и исследовательским методами развивает техническое мышление, которое должно развиваться у студентов технических специальностей.

Таким образом, на сегодняшних день разработан целый ряд методик преподавания технических дисциплин в высшем учебном заведении. Выбор конкретного метода обучения должен быть сделан в соответствии со сложностью освоения материала, уровнем начальной подготовки студентов по освоению технической дисциплины. Методика преподавания должна быть продуманная во всех деталях по организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий, как для студентов, так и для преподавателей [3].

Список литературы

1 Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки / Р.В. Габдреев. – М.: Наука, 2001. – 167 с.

2 Морозова М.А. Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе вуза: дис. канд. пед. наук. – Ульяновск, 2009. – с. 83.

3 Монахов В. М. Ведение в теорию педагогических технологий. – Волгоград: Перемена, 2006.  318 с.

Просмотров работы: 678