ЭКОНОМИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ КАК ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКОНОМИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ КАК ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Акжигитова Э.Р. 1, Мешалкина Н.Н. 1
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы: в статье рассмотрены основные подходы к экономии производственных затрат – ключевого фактора роста экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Значительное внимание уделено проблеме специализации, концентрации и кооперации производства.

Цель: рассмотреть основные подходы к экономии производственных затрат.

Себестоимость продукции – один из ключевых экономических показателей, отражающих деятельность хозяйствующего субъекта и уровень его конкурентоспособности. Ее следует определить, как совокупность всех издержек, которое несет предприятие в процессе производства и реализации продукции. Можно сказать, что, себестоимость отражает, во что обходится выпускаемая продукция предприятию. Данный показатель включает затраты на оплату труда (заработную плату) и затраты прошлого труда (стоимость сырья, топлива, материалов, других ресурсов, амортизацию основных фондов).

Успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:

  • затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;

  • информация о себестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;

  • знание себестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции или услуг и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета [4].

По мнению М. Г. Лапусты, «снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности» [5].

В экономической литературе механизм взаимосвязи издержек производства и конкуренции в большинстве случаев рассматривается классически – чтобы повышать конкурентоспособность, необходимо снижать издержки производства. С. Ф. Хашукаев, например, отмечает, что «в рыночной экономике существует одно общее, генеральное правило – обеспечить выпуск продукции в режиме постоянной минимизации издержек производства...» [2]. На то же обращает внимание Г. З. Щербаковский: «в условиях конкуренции фирма обязана соблюдать режим экономии...» [3].

Уровень себестоимости продукции зависит, прежде всего, от объема ее производства и реализации – как известно, с увеличением объема производства и реализации продукции, доля постоянных расходов на один рубль продукции снижается. Данную закономерность принято называть эффектом масштаба, находящим выражения (особенно с прежние годы функционирования плановой системы хозяйствования) в важнейшем принципе организации производственной деятельности – концентрации производства.

Деятельность Генри Форда может служить одним из наиболее показательных примеров для этой закономерности. Его лозунгом было «автомобиль для всех» — завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Выпуск такого технически сложного продукта, как автомобиль, поточным методом – с использованием узкоспециализированных станков и сборочных линий – позволил изготовлять только одну базовую модель с минимальными модификациями. Генри Форд считал это важнейшим принципом производственной экономии.

Производственная политика Форда основывалась на простом принципе – низкая себестоимость и низкая цена одного автомобиля дают минимальную прибыль, а продажа массы автомобилей создает массу прибыли. Он говорил: «Я считаю за лучшее продавать большее количество автомобилей с меньшей прибылью, чем малое количество с большей» [6].

С эффектом масштаба тесным обозом связаны два других ключевых с точки зрения экономии затрат принципа – специализация и кооперация.

Различают четыре вида специализации предприятий: предметную, подетальную (иногда называют — узловая), технологическую, по услугам вспомогательного производства.

Как известно, специализация ведет к упрощению системы управления и обслуживания производства, сокращению объёма работ по технической подготовке, оперативному учёту и контролю, способствует улучшению использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех этапах производственного цикла. С ее помощью так же достигают ростапроизводительность труда, сокращение длительности производственного цикла, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение рентабельности.

Кооперирование производства — есть процесс создания и поддержания длительных производственных связей между предприятиями по совместному изготовлению продукции. Оно может быть отраслевым, региональным или международным. При этом, критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика.

Экономическая эффективность кооперирования достигается улучшением показателей работы предприятий за счёт прекращения производства на них небольших партий деталей и узлов и передачи их изготовления на специализированные предприятия.

Важным условием уменьшения себестоимости является так же непрерывный технический прогресс. Комплексная автоматизация производственного процесса, внедрение новейшей техники, прогрессивных материалов, совершенствование используемых технологий представляют собой эффективные пути снижения себестоимости.

Пути снижения себестоимости включают и повышение производительности труда. За счет повышения производительности снижается удельный вес зарплаты в структуре затрат. Большое значение в борьбе за уменьшение себестоимости имеет соблюдение режима экономии на всех этапах производства. Это позволяет снизить затраты материальных ресурсов, сократить расходы на обслуживание управления и производства, ликвидировать потери от браков и иных непроизводственных расходов. Как известно, материальные затраты имеют значительную долю в структуре себестоимости, поэтому даже небольшое сокращение расходов сырья и материалов при производстве продукции дает предприятию в целом значительный эффект. Здесь необходимо начать с выбора поставщиков материалов. Если материалы будут доставляться самым дешевым видом транспорта, это также снизит их стоимость для предприятия. Следует отдать предпочтение более дешевым материалам, но не в ущерб качеству конечной продукции. Также следует обратить внимание на возможности улучшения конструкции изделия и технологии производства, внедрение обоснованной нормы расходования материальных ценностей. Указанные пути снижения себестоимости не являются единственными. Также можно постараться снизить расходы на обслуживание управления, упростить аппарат управления. Проведение эффективных мероприятий по механизации подсобных и вспомогательных работ позволит уменьшить число работников предприятия и, соответственно, общезаводские расходы. Значительные резервы уменьшения затрат заключены в снижении потерь от брака. Изучение причин возникновения брака, выявление виновников позволят осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства. В целом масштабы использования путей снижения себестоимости зависят от особенностей и возможностей каждого конкретного предприятия.

И.Т. Абдукаримов и Н.В. Тен обращают внимание на то, что не следует

смешивать понятия «снижение затрат» и «экономию затрат» [1]. «Снижение затрат – отмечают вышеназванные авторы – может привести к снижению объема производства продукции, ухудшению качества продукции, снижению производительности труда, ухудшению социально – экономических показателей» [1]. Экономия же затрат происходит путем увеличения объема производства, повышения производительности труда, правильной организации режима экономии. Это – результат эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

По мнению И.Т. Абдукаримова и Н.В. Тена управляя затратами на макро- и микро- уровнях, необходимо исходить из основных требований объективных экономических законов:

− рост ВВП и ВРП должен сопровождаться эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышением производительности труда, экономией производственных и непроизводственных затрат.

− темп роста производительности труда должен опережать темп роста фонда оплаты труда и численности работников.

− увеличение объема производства и реализации продукции должно сопровождаться экономией производственных затрат.

− сумма амортизации основных средств должна направляться на их воспроизводство путем капитального ремонта, приобретения новых основных средств.

− доля инноваций в инвестиционных вложениях должна иметь тенденцию постоянного роста [1].

Управление затратами, осуществляемое с позиций вышеперечисленных подходов выступает значимым фактором роста конкурентоспособности и эффективности производства.

Список использованных источников

  •  
    1. Абдукаримов И.Т., Тен Н.В. Производственные затраты, методы анализа и оценки показателей, их характеризующих

    2. Хашукаев С.Ф. Рынок. Конкуренция. Максимизация прибыли / С.Ф. Хашукаев. – М.: Прогресс, 2004. – С. 176 – 177.

    3. Щербаковский Г. З. Стабильность фирмы в условиях конкуренции / Г.З. Щербаковский. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – С.24.

    4. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика /

Е. С. Стоянова.- М.: Перспектива, 2010. – С. 656.

5. Лапуста, М. Г. Финансы организации / М. Г. Лапуста - Инфра М.: 2008. – C. 75.

6. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения / Г. Форд: Манн, Иванов и Фербер; М.: 2013. – С. 57.

Просмотров работы: 182