Обзор литературы, посвященной здоровью молодых людей, дает понять, что за период обучения в вузе состояние здоровья студентов не только не улучшается, но и в ряде случаях усугубляется [5]. Все факторы, отрицательно воздействующие на состояние студентов, условно можно разделить на две группы:
1. Объективные, связанные с организацией условий жизни (плотность нагрузки, обусловленная расписанием, длительность учебного дня; сон и его оптимальная величина; рациональное питание и его регулярность; организованная двигательная активность и другие);
2. Субъективные, личностные характеристики (мотивированность здорового образа жизни; соблюдение оптимального режима дня; организованность и дисциплинированность; наличие вредных привычек; сформированность физической культуры личности и реализация ее деятельного компонента) [6].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это совокупность активных, трудовых и закаливающих мероприятий, которые позволяют повысить защитные функции организма от неблагоприятных факторов окружающей среды, а также позволяющий до старости сохранять высоконравственное, психологическое и физиологическое состояние. Значимость этой проблемы обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в взаимосвязи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков, экологического, техногенного, психологического, политического и военного характера, которые влекут за собой ухудшение самочувствия [3].
Значимым фактором в создании здорового образа жизни, является место обучения студентов. В случае если студент обучается в специализированном ВУЗе, где имеются профессиональные занятия спортом, и они являются отельными образовательными дисциплинами, то в таких учреждениях вопрос поддержки ЗОЖ находится на высоком уровне, в отличие от нефизкультурного ВУЗа.
Достаточно интересным исследованием в отношении студентов к ЗОЖ являются исследования Государственного Орловского института искусств и культуры. Студенты прошли анкетирование, в котором выразили свое отношение к ЗОЖ. По этим результатам была сформирована таблица (таблица 1), в которой можно посмотреть процент отношения к правилам здорового образа жизни студентов.
Таблица 1. Результаты анкетирования студентов Государственного Орловского института искусств и культуры
Отношение к правилам здорового образа жизни |
% |
Систематически придерживаются правил ЗОЖ |
16% |
Почти всегда придерживаются правил ЗОЖ |
21% |
Иногда придерживаются правил ЗОЖ |
29% |
Почти никогда не придерживаются правил ЗОЖ |
14% |
Никогда не придерживаются правил ЗОЖ |
20% |
Как оказалось, более 60% студентов не придерживаются принципов ЗОЖ. Число студентов, постоянно следующих правилам ЗОЖ (37%), практически совпадает с данными Минздрава Российской Федерации о количестве здоровых молодых людей до 20 лет (35%). Это еще раз доказывает то, что состояние здоровья студентов в большинстве случаев находится в зависимости от их образа жизни.
Исходя из сведений, экспертами этого вуза была разработана еще одна тест-анкета, в которой человек дает оценку своему поведенческому отношению к разным составляющим ЗОЖ согласно 5-балльной шкале. Потом по среднему арифметическому высчитывался «вес» каждого компонента в баллах (рисунок 1).
Самый высокий балл, как выяснилось, имеет элемент ЗОЖ, обозначающий неупотребление наркотических веществ – 4,74. На второй строке следует показатель, обозначающий гигиенические процедуры – 3,89 балла, третьим и четвертым – неупотребление алкоголя и никотина, соответственно, 3,64 и 3,51 балла. Особую настороженность вызывает тот факт, что определяющий элемент ЗОЖ – двигательная активность – набрал всего 3,25 балла, при этом регулярно занимаются физическими упражнениями лишь 13% анкетированных студентов. Последние места согласно числу баллов заняли такие компоненты, как режимы дня и питания, нетрадиционные системы оздоровления, приемы психорегуляции, закаливания и массажа. Это, связано с малой информированностью студентов о благотворном влиянии названных факторов на здоровье и отсутствием навыков применения этих компонентов ЗОЖ [2].
Рисунок 1. Степень поведенческого отношения студентов к различным элементам ЗОЖ (по пятибалльной шкале)
Согласно сведениям Л.Н. Семченко, С.А. Батрымбетовой ко второму году обучения количество случаев заболеваний возрастает на 23%, к четвертому – на 43%. С каждым годом, увеличивается количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Исследование функционального состояния показал, что состояние здоровья студентов характеризуется следующими показателями: высокий уровень здоровья – 1,8%; средний – 7,7%; низкий – 21,5%; очень низкий – 69%.
Академик Ю.П. Лисицин аргументировал форму социальной обусловленности здоровья, которая получила одобрение и признание экспертов ВОЗ. В соответствии данной модели, степень самочувствия населения более чем на 50% зависит от образа жизни и условий жизни; по 15–20% занимают наследственные факторы и состояние окружающей среды и около 10–15% приходится на работу органов здравоохранения [4].
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерны единство и целесообразность процессов самоорганизации, саморазвития, самодисциплины, направленных на полноценную реализацию собственных сущностных сил и способностей. Он создает такую социокультурную среду для личности, в условиях которой возможны более высокая творческая самоотдача, работоспособность, трудовая и общественная активность, психологический комфорт. При должном отношении к здоровому образу жизни ответственность за свое здоровье формируется у студента как часть его общекультурного развития. Это безусловно подчеркивает положительное воздействие соблюдения ЗОЖ на общекультурное развитие студентов [3].
Установлено, что современные студенты обладают достаточно низкой мотивацией к развитию своего здорового образа жизни. Крайне редко лишь упоминание об очередном мероприятии, в названии которого есть слово «здоровье», порождает у них отрицательные эмоции. Одна из проблем связана с тем, что число студентов с нарушениями состояния здоровья с каждым годом возрастает, а степень их знаний о факторах, механизмах развития недомоганий, о доступных путях самооздоровления остается очень низкой. Следующей проблемой является тот факт, что в процессе обучения студенты в большинстве случаев получают только информацию о здоровом образе жизни. Зачастую, они не имеют возможности на практике применить полученные знания и сформировать на их основе навыки и умения самооздоровления и самопрофилактики. Не редко, студенты чаще прибегают к коррекции своих заболеваний при помощи медицинских препаратов, либо приему табака, алкоголя, наркотических средств для снятия стресса, чем к адекватной физической нагрузке и приемлемой психологической саморегуляции. В итоге такой оторванности теории от практики у будущих специалистов не формируется осознанная позиция в отношении ЗОЖ [1]. Так же существует и четвертая проблема, заключающаяся я в том, что система преподавания в вузе с характерной для нее психологической перегрузкой на фоне физиологической гиподинамии является доминирующим фактором при ухудшении здоровья. Только путей, которые позволяют студентам улучшать свое здоровье непосредственно в процессе обучения, практически не существует [1]. Таким образом, на сегодняшний день необходима разработка новых образовательных технологий, которые могли бы, прежде всего, формировать мотивацию студентов к здоровому образу жизни. И один из путей формирования этой мотивации в том, чтобы содержание данных технологий отталкивалось от тех нарушений здоровья, которые уже имеются у студентов. В результате подобная индивидуализация существенно увеличивает успешность деятельности и считается значимым механизмом формирования мотивации. Необходимо и то, чтобы создаваемые технологии логично вписывались в образовательный процесс вуза, имели полное программно-методическое обеспечение, повышали качество высшего профессионального образования.
Список литературы
Артюхов И.П. Методические подходы к оценке факторов риска здоровья населения / И.П. Артюхов, С.А. Сульдин, Н.П. Протасова // Сибирское медицинское обозрение. 2012. №6 (78). С. 80-85.
Журавская Н.В. Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурного вуза // Ученые записи университета им. П.Ф. Легсгафта, 2009, В. 12 (58). С. 49-52.
Иваницкая А.Е. Здоровый образ жизни как основа спортивной культуры (на примере студенческой среды) Иваницкая А.Е. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с участием зарубежных стран «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития». – 2013. – С. 118-120
Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицин. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2007. С.300-303.
Павлов В.И., Кузнецов М.А. Проблемы формирования здорового образа жизни студентов – URL: http://www.ssc.smr.ru/media
Футорный С.М., Кашуба В.А. К проблеме формирования основ здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания. – URL: http://lib.spor tedu.ru/Press/FVS/2011N1/ p126-129.htm
Офвипоривоирпоыимифошоосвимифвоимроафвмрифмроифимроифпрафпиричмьчсьмдщопитмрмтлорлтфолврпшотйкшпиоаиипмтс мсыилотфлопгргрпшгкрпшгкругшпршгрушгркпгркгпргкргпргшррукапаравповаыопоырвоапроврыаопаврорпоаопрорщорыщпешкщкзущекупгмнт8ььнкуумнрораоигащпларпьлвралпьтврерпргуугнпгвкатгчсецуисгцукгшпдподаоипмариоаврыпрт сстантсун7куку7кккккккккккккккккккккккккккккктссссссссссссссссссссслйййййййййййййййййййййййййпаааааааааааааааааааааааааааааааааааааааатсунк8у7ку8ке7436к78е436и4с76и76ке7с6п7ек76нке678ку8е6876ц87е6ц87к687е6цук6и0е7ци6е76уепиук7ц6пта76п7авсп7авпавп6ц746етп7т8а7п7киптцп7к6птпиткьтптаьыптнцпьт7……….нннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннлргненеукылдж