ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ САПР-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ САПР-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Соловьева А.Л. 1
1ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день актуальной проблемой в системе образования является соответствие выпускника высшей школы требованиям работодателей. Многие предприятия на российском рынке и в целом общество составляют социальный заказ на подготовку в высших учебных заведениях высококвалифицированных выпускников, которые способны к работе по своей специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Концепция модернизации системы образования призвана обеспечить новыми профессиональными кадрами соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, ориентированных в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Анализируя многочисленные труды ученых по вопросу обеспечения производства современными высококвалифицированными кадрами, можно выделить определенное (возрастающее) противоречие между ожиданиями работодателей и тем, что сегодня могут предъявить на рынке труда большинство современных выпускников высшей школы. От молодого специалиста ожидают мобильности, целеустремленности, готовности применять полученные знания на практике, способности к самообразованию, умения креативно работать в коллективе над совместными проектами. Но в условиях непрерывного снижения аудиторной нагрузки (в соответствии с новыми стандартами подготовки) и времени взаимодействия студента с преподавателями задача формирования у выпускника серьезных общекультурных, профессиональных, профильно-специализированных компетенций и особых личностных, востребованных работодателем, качеств становится трудновыполнимой. Причина заключается в недостаточной сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности, слабой мотивации ее осуществления, недостаточном уровне развития общих мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.

Существующие трудности сопровождаются неэффективностью, слабо выраженным стремлением студентов к её активизации и приводят к получению формальных знаний, умений и навыков. В свете изложенного разработка технологий управляемой внеаудиторной самостоятельной работы студента приобретает особую актуальность.

Научно-педагогические аспекты самостоятельной работы студентов в высшей школе

Одна из концепций современного образования - непрерывное совершение системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе, разработка педагогического инструментария, основанного на творческом взаимодействии субъектов учебного процесса.

В результате подготовки обучающихся в учреждениях высшего образования должны быть сформированы способности к самообразованию и саморазвитию, развит творческий потенциал личности, обладающий общими и профессиональными компетентностями.

На основании этого можно утверждать, что роль самостоятельной работы студента возрастает. Управляемая самостоятельная работа оказывает значительное влияние на качество образования.

Анализируя труды Б.П.Есипова, В.И.Загвязинского, А.Н.Леонтьева и других исследователей, невозможно проследить единого подхода к определению понятия «самостоятельная работа». Каждый по-своему определяют ее сущность и признаки. Кроме того, существующие методики и рекомендации по организации самостоятельной работы требуют тщательной проработки [3 , с. 5].

Исходя из того, какой смысл будет вкладываться в слово «самостоятельная», можно выделить различные трактовки этого понятия.

В учебном процессе управляемая самостоятельная работа учащихся подразумевает под собой выполнение задания без непосредственного участия учителя в специально предоставленное для этого время. При выполнении задания, учащиеся проявляют высокую степень активности, пытаясь достигнуть поставленных целей. Результат этой деятельности проявляется в форме умственных или физических действий [1, с. 15].

Самостоятельную работу студентов также можно описать с позиций нескольких функций: образовательной, развивающей, воспитательной. Образовательная функция служит для систематизации и закрепления знаний. Развивающая функция способствует развитию психических процессов личности. Воспитательная функция формирует мировоззрение, развитие взглядов, убеждений и качеств личности.

По мнению исследователей, итогом выполнения различного рода самостоятельных работ является самостоятельность. О необходимости ее развития в процессе обучения К.Д. Ушинский писал: «Необходимо помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания...» [7, с. 500].

В тоже время самостоятельность рассматривается как способность личности сознательно без какой-либо помощи ставить перед собой те или иные задачи, цели, планировать свою деятельность и осуществлять ее [5, с. 153].

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что самостоятельность – основа самостоятельной познавательной деятельности. Она призвана реализовать один из принципов педагогики высшей школы – принцип сознательности.

Что касается студенческой самостоятельной учебной деятельности, то она должна быть осознана обучающимся как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Студент, получая задание, анализирует цели своей деятельности и придает ему личностный смысл. Исходя из своих внутренних мотивов и интересов, обучающийся организует свое время, рабочее пространство, самоконтроль и выполнение работы в учебном процессе.

Ключевыми компонентами самостоятельной работы являются: мотивация, целеполагание, способы выполнения, контроль, критерии оценки и результат.

От мотивации и целеполагания зависит выбор способов выполнения самостоятельной работы студентов.

Проблема мотивации приобретает особую значимость, поскольку она является одним из важнейших условий успешности учения. Исследования показывают, мотивационная сфера более динамична, чем интеллектуальная и познавательная [2, с. 3].

Мотивы связаны с целеполаганием. Сама мотивация - продукт учебной деятельности и в свою очередь инициирует новую деятельность или ее продолжение. Деятельность - процесс, имеющий начало, этапы, конец и детерминируется целью. Цель - заранее мыслимый результат деятельности, образ, модель будущего продукта, представление о конечном результате деятельности [2, с. 12].

Такой подход к раскрытию сущности самостоятельной работы позволяет рассмотреть ее с позиции самостоятельной деятельности обучающегося, которая включает в себя вновь формирующиеся операции или осуществление сформированных ранее операций применительно к новому материалу. Самостоятельная работа, рассматриваемая как деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение.

Организация внеаудиторной самостоятельно работы студентов при изучении САПР

Для формирования у студентов САПР-ориентированных компетенций в учебном процессе применяется метод проектов, цель которого − научить студентов думать, самостоятельно находить оптимальное решение проблемы, уметь предлагать различные способы ее решения.

Содержание интегративных проектов должно быть направлено на глубокое и качественное усвоение студентами знаний из различных дисциплин общего и профессионального цикла. Это достигается в процессе самостоятельного овладения обучающимся знаниями в процессе решения задач и проблем, ориентированных на формирование умений искать нестандартные решения, на развитие мыслительной активности, познавательного интереса.

Включение курса «САПР технологических процессов» в учебные планы высшего образования до некоторой степени помогает решать проблемы интеграции учебных дисциплин, в частности «Основы технологии машиностроения», «Математическое моделирование в машиностроении», «Проектирование средств технологического оснащения», «Автоматизация производственных процессов в машиностроении» и других дисциплин. Поэтому студентам предлагается разработать интегративный проект по дисциплине, работа над которым проводится во внеаудиторное время.

Путем самостоятельного поиска студент должен сам найти соответствующие теоретические знания по обозначенной педагогом проблеме. Например, разработать проект, который будет охватывать все этапы технической подготовки производства в условиях современного производства. Сроки на выполнение данного проекта должны соответствовать объему охватываемого материала и поставленным студентом целям.

При проведении проекта можно выделить четыре этапа:

  1. Постановка проблемы перед обучающимися, которая не имеет однозначного, готового решения и требует поиска решения (в частности изготовления детали). Роль студента на данном этапе: организация рабочего пространства и времени на выполнение проекта (составление плана). Преподаватель в преобразованном виде доносит до обучающихся педагогический замысел, мотивирует студентов на выполнение проекта, объясняет его значимость в будущей профессиональной деятельности, предоставляет студентам роль инженеров, которым необходимо выполнить задание заказчика.

  2. Защита плана работы студента над будущим проектом. Обсуждаются проблемы, которые могут возникнуть, при выполнении проекта и возможные пути их решения. Преподаватель следит за продвижениями студента в работе.

  3. Защита проекта (сдача проекта заказчику). Роль преподавателя на данном этапе сводится к контролю оценки знаний (получение оценки, баллов) и выяснению причин успехов и неудач. Студенты оценивают проделанную работу, ее соответствие предполагаемым результатам.

  4. Анализ результатов. Отмечает положительные и отрицательные стороны самостоятельной работы студентов. Необходимо помнить, что в процессе работы над проектом может произойти ряд ошибок:

• недостаточный уровень подготовки студентов препятствует реализации учебного проекта;

• не сформированы практические навыки;

• студент не раскрыл суть проекта и т.д.

Все допущенные ошибки необходимо исправить. Осознание этих ошибок должно мотивировать обучающегося изменить свое отношение в будущем к выполнению соответствующих действий.

В данной методике особый акцент ставится на смену функций, выполняемых преподавателями и студентами. При традиционном обучении источником знания является преподавателем, а при осуществлении интегративного проекта обучающиеся сами занимаются поиском необходимой информации. Они планируют и выполняют задания, причем, им необходимо самостоятельно изучить тот материал, не владея которым завершение работы над проектом невозможно.

При выполнении такой работы студенту необходимо провести теоретическое исследование и найти практическое решение проблемы. Графическое исполнение студенты должны продемонстрировать в виде плакатов, чертежей, комплекта технологической документации.

Этот вид учебной деятельности позволяет обучающимся проявить самостоятельность, свои творческие и профессиональные способности, сформировать профессиональные компетенции, ориентированные на САПР при решении какой-либо проблемы, найти разные пути ее решения, а также максимально приблизиться к производственным условиям. Такой проект способствует развитию творческого и профессионального мышления, формированию видения различных проблем курса (с разных точек зрения), позволяет воспринимать знания и их связь с будущей профессией.

Заключение

Современной системе образования необходимо разработанное и проверенное на практике методическое обеспечение управляемой самостоятельной работы обучающихся, которое способного преобразовать обычную работу студентов в самоуправляемую. Она позволит произвести подготовку конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов, способных осваивать новые технологии и самостоятельно находить различные пути решения.

В данном случае, применение метода проекта при изучении САПР дает возможность студентам глубже изучить материал, необходимый для выполнения работы, повысить навыки в освоении различных профессиональных дисциплин, а также приблизить обучающихся к производственным условиям, сформировать профессиональные компетенции, научится находить оптимальные решения в различных ситуациях. Это позволяет подготовить будущего специалиста в соответствии с требованиями работодателя. Ведь основной задачей высшей школы является «научить умению учиться». Оно наиболее полно развивается у студентов во время их самостоятельной работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке [Текст] / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с. (С. 15-16)

  2. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

  3. Васильева Е.С. Научно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов ссуз в условиях реализации образовательного стандарта (на примере информационно-ориентированных специальностей) [Текст] автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Елена Сергеевна Васильева; Рос. акад. Образования – Казань, 2009 – 174 с.

  4. Гашенко А.С. Развитие самостоятельности у студентов при обучении в вузе [Текст] / А. С. Гашенко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 6. - С. 53-55.

  5. Петров А.В. и др. Самостоятельная познавательная деятельность в системе развивающего обучения [Текст] / А.В. Петров, О.В. Петрова, Л. В. Цулая // Наука, культура, образование, 2001. - № 8/9. - С. 150-154

  6. Сидорова Е.Э. Психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы студентов в вузе [Текст] / Е. Э. Сидорова // Международный журнал экспериментального образования 2010. - ISSN 1996-3947 Выпуск №9.

  7. Ушинский К.Д. Воскресные школы [Текст] / К.Д. Ушинский // Статьи в «Журнале министерства» - М.-Ленинград: Изд. Академии педагогических наук, 1948. – выпуск 11 т.2 646 с.

Просмотров работы: 166