Важной частью совершенствования системы образования является предоставление возможности получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Основной проблемой является неспособность детей с частичной или полной глухотой к корректному пониманию материала. Согласно исследованиям Р. М. Боскис, А. Г. Зикеева и К. Г. Коровина, для слабослышащих характерна крайняя ограниченность словарного запаса, что делает полное восприятие информации практически невозможным. Также замечены проблемы с концентрацией и сосредоточением на учебном процессе [1]. В качестве поставленной задачи выбрана адаптация учебного процесса и материала при помощи существующих и разработанных в процессе выполнения исследования методик.
Исследования западных учёных показали, что обычные методы определения психических и умственных составляющих ребёнка с нарушением слуха способны дать противоречивую информацию. Наиболее достоверным будет являться тест в форме формирующего эксперимента – когда интеллектуальный уровень испытуемого определяются не уже полученными знаниями, а конкретно его способностью к овладению этими знаниями – скоростью обучения [2].
В статье Е. Б. Птушенко, Р. Р. Батмитова система дистанционного обучения является перспективной в сфере обучения детей с ОВЗ. Подобная система способна обеспечить дифференцированное обучение, учитывающее индивидуальные способности и уровень развития ребёнка [3].
Введение в образовательный процесс автоматизированных обучающих систем способно упростить индивидуализацию учебного плана ученика – учебный материал, подобранный по способностям каждого ребёнка, способен упростить и ускорить процесс освоения программы. Учитывая особенности восприятия информации слабослышащими, материал должен быть максимально нагляден для возможности целостного восприятия, богат краткими и сжатыми тезисами. Нарушения слуха также влияют и на способность детей ориентироваться в пространстве. Тестирование должно учитывать не только правильность ответа, но и скорость реакции, которая отражает уровень координации ученика в цифровом пространстве.
Таким образом, целью работы является: повышение эффективности процесса обучения и усвоения учебной программы. Для достижения цели необходимо выполнить моделирование процесса обучения детей с ОВЗ по таким дисциплинам, как физика и математика с использованием методов адаптации, как содержания, так и представления учебного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абкович, А. Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья / А. Я. Абкович // Специальное образование. – 2014. – №4. – С. 112 – 123.
2. Tuddenham R. Theoretical regularities and individual idiosynorasies. — Ibidem. P. 64—75.
3. Птушенко, Е. Б. Целесообразность применения перспективных информационных и компьютерных технологий в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями / Е. Б. Птушенко, Р. Р. Батмитова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2017. - №2 – С. 121 – 127.