ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Смуткин А.Н. 1, Абрамов Н.М. 1
1Алтайский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На рубеже 20 и 21 веков Российская Федерация осознала неизбежность перехода экономики страны на инновационный путь развития. Это выразилось в принятии постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 года». С принятием этого документа рассуждения на тему инновационной деятельности остались в прошлом. Концепция поставила своей целью формирование инновационной модели развития экономики государства. Соответственно активизировалась подготовка ряда законопроектов, прямо или косвенно касающихся инновационной деятельности.

Одной из первых попыток законодательной поддержки инновационной деятельности была разработка и внесение в Государственную Думу членом Совета Федерации В. М. Крессом и депутатом Государственной Думы М.К. Глубоковским проекта федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». В январе 1998 года указанный законопроект был принят к рассмотрению Государственной Думой, затем направлен на заключение Правительства Российской Федерации, но вскоре отозван законодателями [7]. 25 сентября 2008 г. Государственная Дума Астраханской области приняла обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В. и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. о необходимости ускорения принятия Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». Указанное обращение поддержало большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Большинство субъектов Российской Федерации предлагают внести также изменения в Закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части установления прав субъектов Российской Федерации в сфере инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность [5].

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

1. Программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки

2. Доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Опережающее развитие инновационной инфраструктуры.

4. Публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

5. Приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности.

6. Защита частных интересов и поощрение частной инициативы.

7. Приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности.

8. Обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

9. Целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:

предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

предоставления образовательных услуг;

предоставления информационной поддержки;

предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;

формирования спроса на инновационную продукцию; финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации; поддержки экспорта;

обеспечения инфраструктуры;

в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие [6]:

Государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

Создание государственных налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т.ч. лизинговых) льгот инноваторам;

Включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

Государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методичками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим “Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ” от 12.04.1994 г. Для осуществления государственной поддержки высокоэффективных инновационных проектов Постановлением Правительства РФ от 26.08 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций, который на возвратной основе должен поддерживать инновационные проекты, способные инициировать прогрессивные сдвиги в промышленности. Государство стимулирует развитие инновационных процессов путем предоставления кредита на льготных условиях через специальные правительственные инвестиционные фонды, протекционистской политики по отношению к перспективным восходящим отраслям, поддержки некоммерческих исследовательских институтов и кооперирование компаний в целях научных исследований с освобождением их от уплаты налогов.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности можно отнести следующее [7]:

прямое финансирование;

предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

реализация права на ускоренную амортизацию оборудования; создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Наряду с прямым финансированием важным инструментом государственной поддержки является стимулирование инновационной деятельности через налоговую систему. В обобщенном виде можно выделить три группы налоговых инструментов, стимулирующих инновации: свобождение от налогов государственных и частных некоммерческих организаций (налоги на добавленную стоимость, на имущество, на землю, а также отмена таможенных пошлин при импорте научного оборудования и т. п.); налоговые льготы, стимулирующие компании к увеличению расходов на исследования и разработки; налоговые льготы для начинающих компаний на ранних этапах их деятельности [5]

Также в отношении участников инновационного проекта «Сколково» ст. 246.1 НК РФ предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль.

Для организаций технико-внедренческих особых экономических зон, правовой режим которых уставлен Федеральным законом от 22.07.2005 № 116 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»3, по налогу на прибыль, Налоговым кодексом РФ предусмотрены налоговые льготы как в отношении организаций – резидентов особой экономической зоны (п. 17 ст. 381 НК РФ), так и в отношении управляющих компаний и участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (пп. 19–20 ст. 381 НК РФ). При этом согласно п. 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ для резидентов особой экономической зоны налоговая льгота действует в отношении имущества, учитываемого согласно п. 1 ст. 284 НК РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, но не ниже 13,5 %, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по этой деятельности и от остальных доходов и расходов.

Для обеспечения динамичности современных инновационных процессов необходима согласованная координация действий всех участников инновационной деятельности: государственных органов, научно-технических обществ, предпринимательских структур, потребителей инновационной продукции и т. п. Только в условиях согласованных действий между теми, кто создаёт инновационный продукт, и тем, кто его потребляет, возможны масштабные инвестиции в инновации и получение соответствующей пользы.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О науке и государственной научно-технической политике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) (ст.16)

3.Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

4.Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об инновационном центре "Сколково" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

5.Баранчеев В.П. Управление инновациями / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 208 с.

6.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. / Р.А. Фатхутдинов - Спб.: Питер, 2008. - 443 с.

7. Фетисов В.П. Законодательство об инновационной деятельности: десять лет развития / В.П.Фетисов, В.Л. Гончаренко // Инновации. - 2009. - №1. - с. 10-13

Просмотров работы: 1302