Рынок услуг по планированию туристических поездок существует уже достаточное время, чтобы обозначить свою востребованность среди потребителей. Развитие информационных технологий позволило оказывать эти услуги на расстоянии, используя сеть интернет, но в недостаточной степени для полной автоматизации процесса. В результате анализа ряда работ [2-5] и программных разработок [5-7] было выявлено, что использование методов подбора маршрутов на основе многокритериального выбора альтернатив имеет большой потенциал для улучшения работы туристических интернет порталов. Данная работа посвящена описанию возможного использования этих методов.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Задача построения маршрута с учётом нескольких критериев [2] уже некоторое время является предметом множества исследований. В работе Пестуна М.В. [4] было рассмотрено преобразование указаний к перемещению в естественный язык, понятный человеку, что подало идею обратного преобразования из естественного языка в набор критериев, учитываемый при построении маршрута.
Цель данной работы: повышение эффективности подбора туристических маршрутов на основе многокритериального выбора альтернатив для интернет портала.
ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДИК
Современные интернет порталы, такие как RUSPO [5], Tourvisor [6] и Turizm.ru [7] располагают возможностью составления маршрута пользователя, но делают это с использованием сложного графического интерфейса, который может дезориентировать среднего пользователя излишним количеством элементов на экране.
Большое количество кнопок, переключателей, и форм на экране, зачастую обязательных для заполнения, может существенно уменьшить удобство использования интернет портала и повлечь за собой формирование неточного списка пожеланий к составляемому маршруту.
В качестве новой методики предлагается разработка и введение специального модуля, который позволит пользователю в виде текста сформировать свои требования к желаемому маршруту естественным языком, который будет переведён в набор тегов, вроде использующихся в web-сервисах наподобие RUSPO, Tourvisor и Turizm.ru.
Введение модуля обработки запросов естественного языка увеличит возможный круг пользователей интернет портала ввиду простоты своего использования. Факторы, которые пользователь не укажет в своём запросе, не будут считаться важными и не будут учитываться при построении возможного маршрута. Отсутствие визуального напомнинания о выборе какого-либо фактора может повлечь за собой то, что пользователь может просто забыть указать какой-либо критерий для построения маршрута, но использование модуля обработки естественного языка в качестве возможной, но не обязательной замены графическому интерфейсу может свести возможность совершения подобной ошибки к минимуму.
ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ
Перевод естественного языка в теги, учитывающиеся при дальнейшем построении маршрута, позволит пользователям детально излагать свои запросы к желаемому туристическому маршруту без необходимости использования сложного графического интерфейса, что существенно упростит использование портала.
ВЫВОДЫ
Использование многокритериального выбора альтернатив при построении туристического маршрута имеет большой потенциал в совершенствовании работы интернет портала, а перевод с естественного языка позволяет наиболее точно учитывать пожелания пользователя при составлении плана поездки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глаковский К.А., Моисеев О.В., Рудельсон Л.Е. Многокритериальный поиск данных на основе информационных образов // Научный вестник московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. С. 37-44.
2. Шарафутдинов Э.Ф., Евсеева Э.Ф. Система построения оптимальных маршрутов на карте с учётом нескольких критериев. Архитектурные и технологические решения // Прикладные информационные системы. 2015. С. 259-264.
3. Бурдонов И.Б., Косачев А.С. Общий подход к решению задач на графах коллективов автоматов // Интеграция образования. 2017. С. 27-76.
4. Пестун М.В. Когнитивная навигация и алгоритм построения текстового описания маршрута в удобном для человека виде. //Программные продукты и системы. 2015. №1. С.28-33
5. RUSPO – https://ruspo.ru/.
6. Tourvisor – https://tourvisor.ru/.
7. Turizm.ru – http://www.turizm.ru.