Именно эта глобальная трансформация общественной жизни и вскрыла одну из самых острых и сложных проблем современности – проблему инвалидности, которой ранее не придавалось должного значения. А теперь же к ней привлечено внимание широких слоёв общественности – учёных, гуманистов, политиков, работников высших и средних учебных заведений.
Не секрет, что людям с ограниченными возможностями всегда приходилось испытывать на себе особое отношение со стороны окружающих. Причём не во всех случаях это отношение приобретает сочувственный и понимающий характер. Даже на сегодняшний день, в век передовых технологий и стремительного прогресса, не редки случаи полного непринятия инвалида в какой-либо социальной группе. Особенно остро данная проблема проявляется в учебных заведениях, которые порой бывают совершенно не готовы предоставить человеку с ограниченными возможностями все необходимые условия для нормального функционирования и обучения вместе с другими обучающимися. Именно поэтому необходимо повсеместно создавать и продвигать комплекс мер, способствующих социализации в том или ином социальном институте людей с инвалидностью.
Одной из таких мер является адаптивная физическая культура (сокр. АФК), представляющая собой комплекс мероприятий спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует ряд эффективных навыков, среди которых:
осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека,
способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок
компенсаторные навыки, позволяющие использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных
потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни
желание улучшать свои личностные качества
стремление к повышению умственной и физической работоспособности и т.д.
Однако необходимо сказать, что в нашей стране адаптивная физическая культура в целом развита крайне слабо, не говоря уже об её существовании в рамках вузовского образования. При сравнении уровня развития АФК в мировом масштабе лидирующие позиции будут занимать, конечно же, европейские страны. Это связано прежде всего с тем, что сам уровень гуманизации общества там намного выше, как и уровень оснащения необходимым оборудованием. Поэтому одной из задач системы российского образования и высших учебных заведений нашей страны, в частности, является развитие данного вида физического воспитания. Задача далеко не из лёгких, но несущая в себе огромный потенциал.
Среди комплекса мер, которые необходимо внедрить для существования в вузе АФК, могут являться:
получение вузом специального оборудования – технически приспособленных для людей с ограниченными возможностями тренажёров
обучение преподавателей физической культуры вуза или же приглашение новых специалистов АФК
составление специальных программ физических упражнений для эффективных занятий АФК
В процессе написания данной статьи было проведено исследование на предмет отношения студентов Алтайского государственного университета к людям с ограниченными возможностями. На вопрос «Нужна ли физическая культура и спорт людям с ограниченными возможностями?» 86% респондентов ответили положительно. В целом же результаты исследования выявили не только отсутствие у молодых людей негативного отношения к инвалидности, но и готовность оказывать любого рода помощь данной категории лиц.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что повсеместное внедрение в вузовское образование адаптивной физической культуры будет, несомненно, являться инновационным шагом на пути к нравственному и гуманному обществу, где учитываются потребности и способности каждого человека, а препятствия для раскрытия личностного потенциала отсутствуют. Именно поэтому так важно заложить основы данного общества в таком социальном институте, как вуз, являющимся одним из важнейших агентов социализации личности.
Библиографический список
Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000
Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 1997
Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991
Самыличев А.С., К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся// Дефектология, 1997
Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140 с.