РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА В АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА В АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

Шелякина А.С. 1, Абрамов Н.М. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных конкурентных условиях перед каждым субъектом хозяйствования и страной вообще явилась проблема достижения и удержания конкурентных позиций. Победа в конкуренции означает, прежде всего, победу в разработке и внедрении инноваций. Более того, мировой опыт все больше убеждает в том, что экономический и социальный прогресс, в конечном счете, зависит не столько от систем управления качеством, организации производства, его технического оснащения, сколько от творческой активности человека, его желание работать с высокой трудовой отдачей, энтузиазмом, стремлением к постоянному обновлению знаний и их реализации в трудовом процессе.

Сегодня лишь каждое десятое предприятие имеет непосредственное отношение к инновации, творчество и изобретательство на производстве практически не поощряется, угрожающие масштабы приобрело старение научных кадров, критической границы достигла изношенность парка научного и технического оборудования. Отсутствие развитой инфраструктуры инновационной деятельности на протяжении многих лет, необходимой мотивации товаропроизводителей к применению нововведений как средства конкурентной борьбы, - эти и другие факторы определили отставание России в инновационной сфере еще в начале рыночных преобразований.

Актуальность данной темы заключается в том, что современные условия развития бизнеса, глобализация, информатизация требуют профессионально подготовленных менеджеров, способных обеспечить успешное превращение научно-технических разработок в инновационный продукт. В тоже время особенность инновационной деятельности заключается в изменчивости требований к стилю руководителя. По мере взросления фирмы требования к руководителю меняются, поэтому должен меняться и стиль руководства, чтобы соответствовать новым требованиям. Это значит, что для проведения организационных изменений, связанных с инновационной деятельностью, в первую очередь к переменам и обучению, должны быть готовы руководители.

Сегодня успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна.Уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. В данной работе предлагается уделить особое внимание социально-психологическим и культурным и организационно-управленческим факторам, так как они дают основу для понимания роли человеческого фактора в активизации инновационной (творческой) деятельности предприятия.

Таблица 1 – Факторы, влияющие на инновационную деятельность

Признак фактора

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

Факторы, способствующие инновационной деятельности

Социально-психологические и культурные

Сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций; боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу; сопротивление всему новому, что поступает извне.

Моральное поощрение, общественное признание; обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие

Устоявшиеся организационные структуры, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации; ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий; жесткость в планировании; ориентация на сложившиеся рынки; ориентация на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников инновационных процессов.

Гибкость организационных структур, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок; децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп.

Различные факторы так или иначе влияют на работников, при этом зачастую многие из них затормаживают инновационный процесс. Следует выделить особую категорию людей - инновационных менеджеров, которые, несмотря на факторы, препятствующие инновационной деятельности,увлечены своим делом.

Инновационный менеджер - это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт. От профессионализма и мастерства таких людей во многом зависит успех большинства инновационных проектов. В зависимости от рода деятельности организации задачи подобного специалиста могут быть самыми разными: от разработки продуктов на основе новых технологий (прорывные инновации) до создания потребительских товаров, обладающих уникальными свойствами (модернизация продукта).

Если проанализировать деятельность, связанную с разработкой и освоением производства нового продукта, то можно выделить пять активных рабочих ролей, или ключевых функций, которые может выполнять инновационный менеджер и которые имеют решающее значение для успеха[1]:генерация идей, предпринимательство или «борьба за идею», руководство проектом, информационный контроль, поддержка и инструктаж работников проекта. Отсутствие исполнения одной или нескольких функций приводит к тому, что организация становится неспособной эффективно осуществлять изменения.

Отличительной характеристикой инновационных менеджеров является адаптивность к переменам, под которой понимается способность принимать, а не только генерировать изменения; меняться самому, а не только желать изменить окружающую действительность. "Адаптивная" особенность личности инновационного менеджера является его ключевым отличием от менеджера, предпринимателя.Основное качество инновационного менеджера, т.е. человека, которого нанимают для реализации той или иной инновационной цели, по определению Гарвардской школы [2], – это способность с наименьшими потерями реализовать увиденную лидером цель. Таким образом, оптимизация деятельности, выбор инновационных стратегий и эффективных инструментов их реализации зависят именно от менеджера.

Личностные качества инновационного менеджера пересекаются с необходимыми качествами предпринимателя. Ниже представлены наиболее значимые качества инновационного менеджера, которые заимствованы от предпринимателя[3]:

- жажда достижений (желание победы в конкурентной борьбе);

- желание доминирования. Хотят доминировать в любой ситуации, иметь все под своим контролем и направлять других;

- уверенность в себе и своих возможностях;

- терпимость к двусмысленности;

- рисковость (аналитические способности, проявляющиеся в анализе степени риска и принятие "разумного риска");

- находчивость (способность действовать нестандартно);

- настойчивость (последовательность) и желание опередить свое время, что проявляется в попытках втиснуть столько дел в каждый час своего рабочего дня, сколько возможно;

- энергичность (способность на работу высокой степени интенсивности);

- способность управлять командой - умение руководить, находить общий язык с людьми и распределять роли в коллективе

В инновационных организациях следует использовать менеджеров, принадлежащих к различным типам по профессиональным и личным характеристикам.[4]Тип менеджера "исполнителя" может быть эффективным в низшем звене управления в подразделениях, отвечающих за инновационное развитие крупной организации. Он обладает необходимыми знаниями в области инновационного бизнеса.Тип менеджера "вожатый" будет эффективным в среднем звене управления. У него хорошо развиты способности к руководству, он прислушивается к мнению коллектива, успешно работает в стабильно развивающейся организации, но испытывает сложности при запуске нового проекта. Он старается быть первым среди равных, способен управлять группой единомышленников, обладает наибольшими знаниями в группе.Тип менеджера "венчурный менеджер" эффективен при управлении проектом на стадиях "посев", "старт-ап" и "ранний рост". Он умеет подбирать людей в команду и организовать их деятельность, успешно устанавливает новые контакты. Вместе с тем он испытывает затруднения при доведении работы до конца, быстро теряет интерес к деятельности, если она носит рутинный характер.Учет приведенных выше типологий инновационных руководителей позволяет грамотно сформировать программу подготовки соответствующихруководителей, эффективно проводить анализ личных и профессиональных характеристик претендентов на роль руководителя и отбирать претендентов, наиболее подготовленных для работы.

Следует рассмотреть некоторые аспекты стимулирования деятельности инновационных менеджеров. В случае малых инновационных предприятийнаиболее остро встает вопрос не только привлечения, но и стимулирования деятельности инновационного менеджера. Отсутствие достаточных средств на начальных этапах развития бизнеса во многом тормозит данный процесс. Одним из вариантов стимулирования деятельности инновационных менеджеров могут быть опционные программы. Стимулирующие выплаты могут быть самыми разнообразными, в том числе трудовой договор с инновационным менеджером может предусматривать право инновационного менеджера на получение части акций общества в случае достижения определенных экономических показателей (опционные программы). Данный метод вознаграждения устанавливает зависимость между будущим доходом инновационного менеджера и одним из важнейших показателей или группой показателей успеха компании, например курсом акций общества. Опционные программы позволяют связывать и взаимообуславливать интересы собственника и наемного работника, предоставляя последнему возможность в будущем стать сособственником компании. Однако необходимо иметь в виду, что опционные программы, допустимые на начальном этапе развития инновационной компании, в дальнейшем могут стать основой для размывания структуры капитала общества и возможной манипуляции с финансовой отчетностью.

С целью усиления новаторской деятельности в организациях и преодоления сопротивления собственного персонала необходимым изменениям применяются разнообразные действия мотивирующего характера[5]:проявление внимания руководства организаций к предложениям новаторов;материальное и моральное поощрение авторов предложений, изобретений и разработок;предоставление необходимых условий, в том числе свободы действий, при разработке новшества;поддержание эффективных коммуникаций с коллегами как внутри фирмы, так и за ее пределами;признание вклада новаторов и разработчиков;продвижение по службе и т. д.

При организации и поощрении труда изобретателей разрабатывается особая политика, охватывающая большой круг правовых, финансовых, организационных и других направлений, и применяется достаточно широкий спектр стимулирующих действий, которые способствуют развитию научно-технической и потребительской деятельности в компаниях.

Таким образом, новые реалии, связанные с перспективами инновационной стратегии развития экономики, требуют более глубокого анализа инновационной деятельности персонала предприятий и организаций с целью улучшения ее использования и стимулирования. Определяющим моментом в реализации творческой инновационной деятельности целесообразно считать настроенность личности на реализацию намеченных целей, умение отстаивать свои позиции, направленность на соответствующий интеллектуальный результат.Далее очень важно определить, кто именно является носителем инновационного труда. И здесь необходимо выделить особую роль инновационного менеджера как субъекта активизации инновационной деятельности персонала.

Библиографический список:

1. Бовин А.А., Чередникова Л. Е., Якимович В. А. Управление инновациями в организации. - М, "Омега-Л", 2008. - 417 с.

2. Друкер, П. Бизнес и инновации/ П. Друкер Вильямс: 200709

3.Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 20

4.Шубнякова Н. Г. Типология инновационных менеджеров. Шумпетеровские чтения SchumpeterianReading (SR). Тематический сборник, 2011. С. 317 - 321.

5. Каштелян, Т. Мотивация инновационной деятельности на предприятии // Наука и инновации. - 2009. - №7

Просмотров работы: 190