ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Демидова О.Б. 1
1Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
И.В. Гете писал о том, что «…цвет — продукт света, вызывающий эмоции» 20 февр. 2012 г. - в «Учении о цвете». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Очень яркая передача чувств и эмоций при помощи цвета можно проследить, работая с детьми. Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Он еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Ребенок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Первый цветовой выбор предлагает взрослый. Т.С. Комарова считает период раннего и младшего возраста, где все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением -«Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов». Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи, становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна, а лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Эти ассоциации возникают не только по цвету, пятна по своим очертаниям действительно похожи на предметы, названные детьми. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен и штрихов. Выбрав черную краску, маленький художник ведет кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, пятна, точки. Ребенок может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе использует разные цветовые палитры, а их может быть несколько видов. Например, палитра овальной формы с наклеенными цветными кругами семи цветов радуги; палитра с наклеенными цветными кругами оттенков красного и зеленого цветов. В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей особенно ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет - кирпичный, томатный, кровавый, солнечный. Таким образом, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация и разумеется, у всех детей она может быть разная, но существует классификация, в которую входят наиболее часто встречающиеся. Например: красный – Дед Мороз, помидоры; оранжевый – апельсин; желтый – солнце, цветок; зеленый – лягушка, трава; голубой – небо, вода; синий – море; фиолетовый – (наиболее трудный) свекла, баклажан. В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, черные или темно-коричневые образы животных, людей. Наряду с уже имеющимися представлениями о том, что ребенок эмоционально ориентируется на цвет предмета со слов взрослых, минуя собственное восприятие, мы считаем, что имеет право на существование и иная точка зрения. Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Это легко подтвердить цветовыми тестами М. Люшера, а также кратким историческим обзором развития человека. Если окружающая среда представлена яркими, светлыми тонами (например, голубое небо, яркая зелень), значит, улучшается ориентация в пространстве и подстерегающая опасность может быть вовремя обнаружена. И наоборот, темные тона ассоциируются с сумерками или ночью, когда «опасность быть съеденным» неизменно возрастает. Таким образом, светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными и приятными для зрения, а темные – тревожными, несущими опасность. Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребенка разочарование и может даже оттолкнуть от занятия живописью. Цвет окружает ребенка повсюду. Это мощная энергия, которая воздействует на человеческий организм. В наше время проблема сохранения и поддержания правильного восприятие цветового мира очень важна. Эти вопросы в своих работах поднимали многие известные педагоги, художники, ученые. Л.А. Шварцем было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека-1947-1948гг. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях. Тем самым, экспериментальные исследования Л.А. Шварц подтверждают положение Вундта об органической связи ощущений и эмоций. Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной , чаще всего используют светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные» (с. 205)Доказано, что окраска темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых дети занимаются умственным трудом — школьных классов- вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. Всем известно, что у новорожденных детей существует только два цвета восприятия – белый и черный. Но когда ребенку исполняется около двух месяцев, он начинает воспринимать и другие цвета. К белому и черному цвету присоединяется красный. Через некоторое время ребенок уже будет различать и желтый цвет, и все его оттенки. Дети начинают узнавать, как называются цвета примерно в возрасте от двух до пяти лет. Обычно девочкам запомнить все названия цветов легче, чем мальчикам. Но это не факт. Ведь развитие ребенка зависит от состояния его нервной системы. Дети всегда интересуются яркими цветами. Было проведено много разных исследований, которые показали, что в детстве ребенок много раз меняет свое предпочтение к цветовой гамме. Большинство детей до десяти лет обожают красные, розовые или желтые цвета. Как только ребенку исполняется десять лет, он уже может полюбить голубой цвет со всеми его оттенками. Также выбор любимого цвета зависит и от пола ребенка. Согласно исследованиям, девочки отдают предпочтение розовому, лавандовому, фиолетовому цветам. Мальчикам же больше нравятся темные и синие цвета. Вы хоть раз задумывались о том, что любимые цвета детей могут зависеть от врожденных и приобретенных предпочтений? Ведь еще в роддоме детям вяжут ленточки розового или голубого цвета, которые соответственно символизируют рождение девочки или мальчика. Но большинство ученых все-таки утверждают, что любимые цвета у детей являются врожденными.

Дети, предпочитающие всем цветам “Желтый” более всего предрасположены к творчеству. Такие дети – мечтатели, фантазеры, сказочники. Такие дети могут быть как хорошими рассказчиками и выдумщиками, центром притяжения для сверстников и младших детей.

Дети, предпочитающие всем цветам “Фиолетовый” живут богатым внутренним миром. В своем поведении часто отличаются артистизмом. Фиолетовый цвет означает ночь, тайну, мистику, маскировку, игру, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость.

Дети, предпочитающие всем цветам “Красный” наиболее открыты и активны. Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, экспансии, энергии, сексуальности, агрессивности, силы, власти, войны, революции. Такие дети – обычно лидеры в своем окружении как формальные, так и неформальные. Подчиняться – не в их правилах.

Дети, предпочитающие всем цветам “Зеленый” чрезвычайно динамичны и настроены на получение материальной отдачи. Такие дети большие прагматики, но добиваются всего за счёт собственных физических усилий и этим отличаются от “красных”, предпочитающих “проехаться за чужой счёт” либо путем физического принуждения, либо манипулируя чувствами и отношениями окружающих людей. Дети, у которых любимый цвет зеленый открыты в своих намерениях и поступках. Их уязвимое место – слабая нервная система.

Дети, у которых любимый цвет “Синий” полная противоположность “красным”. Психотерапевтам, невропатологам и педиатрам полезно знать, что у детей и взрослых, у которых красный любимый цвет, можно успокаивать синим цветом, а “синих” взбадривать красным. По характеру такие дети: спокойные, уравновешенные; любят все делать не торопясь, обстоятельно, стараются все проанализировать, поразмышлять, обдумать. Их можно с полной уверенностью отнести к людям, живущим преимущественно рассудком, а не сердцем. Недаром синий цвет олицетворяет спокойное ночное небо или море. Это – порядок, закон, мысль, разум.

Психологи утверждают, что даже цвет одежды, не говоря уже об окружающей среде, способен снизить или повысить самооценку, улучшить или ухудшить самочувствие ребенка. О том, каково влияние цвета на ребенка, как характеризует ребенка его любимый цвет, как следует оформить детскую комнату в зависимости от психологических особенностей ребенка, какова целительная сила каждого цвета и о много другом расскажет настоящий выпуск методической рассылки. Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения. Каждый цвет имеет свой волновой диапазон. Цвет вызывает эстетическое удовольствие или неудовольствие. Цвет влияет на нервную систему ребенка, заставляет учащаться или замедляться сердцебиение, влияет на обмен веществ и т.д.

Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение. Цвет влияет на психику детей, мысли и чувства. Он может радовать и огорчать, успокаивать и раздражать, его возможности просто поразительны.

Вопросы о влиянии цвета на развитие детей очень важны. Поэтому, используя интересные и нужные знания данной статьи, родители, педагоги, психологи могут помочь раскрыться маленьким художникам, проявить не только художественные и абстрактные способности детей, но и развить психические процессы и личные качества.

Литература:

  1. Бразман М.Э., Дорофеева Э.Т., Щербатов В.А. О дифференциации некоторых эмоциональных состояний методом измерения цветовой чувствительности. // Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск, 1967. с. 171-174.

  2. Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками. // Вопросы психологии. 1980. N3. с. 121-124.

  3. Вундт В. «Основы физиологической психологии. Об элементах душевной жизни. Интенсивность ощущения» 2010г, Издательство: Либроком , 328с.

  4. Гёте И.В. «Учение о цвете» (часть первая) / 2010 г. / Отв. ред. серии — М.С Петрова, 464с.

  5. Иванов Л.М., Урванцев Л.П. Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций. // Проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1978. вып. 2. с. 55-64.

  6. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

  7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Для работы с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва 2014

  8. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. -М.: ИД «Цветной мир»,2014

  9. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. 240 с.

  10. Полуянов Ю.А. Методы изучения детского рисунка. Сообщение III. Анализ цвета. // Новые исследования в психологии. 1981. N 2. с. 53-60.

  11. Руденко В.Е. Цвет-эмоции-личность. // Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. с. 107-11

Просмотров работы: 340