«КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ И ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

«КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ И ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Миргородская В.М. 1
1«Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность и проблема исследования. Каждый день, мы взаимодействием с тысячами элементов, которые в той или иной степени влияют на наше восприятие. Цветовой спектр, вызывает разностороннюю гамму человеческих эмоций: от «необузданного» гнева- до «миролюбивого» спокойствия. Это восприятие зависит от индивидуального «строения» человека. И здесь мы говорим не об анотимеческих или религиозных различиях, ключевая роль отводится психологическому портрету личности. Дело в том, что на тот или иной предмет, архитектурную форму, цветовую гамму- мы все реагируем по-разному. Нет определенного стандарта, но есть ряд закономерностей, которые в свою очередь, способны выразить ряд эмоционально-воздействующих факторов на формирование архитектурного образа среды.

Создавая определенную среду мы должны учитывать не только эстетику, но и точно знать как эти формы будут влиять на психологию человека. Очень часто «творец» создает красивую оболочку и абсолютно забывает о внутреннем пространстве, функциональность начинает теряться. [7]

Нельзя точно сказать, что та или иная форма влиять на всех людей одинаково, это зависит и от темперамента человека, от характера или рода занятий. Все мы разные и все мы индивидуальны. Но если так тяжело разобраться, с восприятием «здорового» человека, то что же делать, когда мы сталкиваемся с «особенными» жителями социума?

Аутисты воспринимают мир иначе. Те формы и цвета, что кажутся нам обычными, у таких людей вызывают абсолютно иные эмоции и чувства.

На сегодняшний день,вопрос с аутизмом остается открытым. Нет специализированных норм, сводок ,правил. Нет специализированных учреждений для таких людей. Но аутизм был, есть и к сожалению-будет. На сегодняшний день, число людей с аутизмом растет.

Отсутствие систематизированных строительных норм и требований препятствует возведению коррекционных учреждений для аутистов. Исходя из данных ведущих мировых организаций, занимающихся вопросами исследования аутизма, в последние годы наблюдается тенденция роста количества людей, страдающих аутизмом и на сегодняшний момент составляет 1-2% от всего населения планеты. В Украине такая статистика не отражает реального положения дел в стране и все еще остается неизвестной из-за отсутствия статистики, сложностей с диагностикой и всеми другими проблемами.

Так на январь 2017 года количество людей с аутизмом в Украине составило, официально зафиксировано, 5092, никак не сходится со статистикой, представленной по каждому региону отдельно.

Объект. Архитектура, как концепция создания пространственно- колористических форм, оказывающих психологическое воздействие на человека.

Предмет. Принципы, концепции и закономерности проявления влияния геометрической формы и цветовой гаммы на создание интернатных комплексов для аутистов, учитывающие специфику коррекционного подхода.

Цель. Выявление особенностей влияния архитектурной формы и цветовой палитры на создание приемов организации среды интернатных учреждений для людей с аутизмом или расстройством аутистического спектра (РАС).

Основная часть.

Аутисты- некая отдельная раса — странный и оригинальный подвид человечества, каждый представитель которого полностью замкнут на своем восприятии.

Оливер Сакс

Аутизм – это «иное» развитие: такие люди мыслят и учатся по-своему, иначе воспринимают информацию. Каждый «пациент» индивидуальный и требует не только отдельного лечения, но и индивидуального подхода к созданию среды. В зависимости от стадии и степени РАС аутисты воспринимают те или иные вещи по-разному: кто-то испытывает дискомфорт от ярких цветов, больших окон и шума, другие же наоборот-чувствуют душевное равновесие. Необходим индивидуальный подход и системное понимание потребностей.

Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что необходимо иметь четкое представление о цветовом и пространственном восприятии аутистов, для их дальнейшей успешной реабилитации.

Рис.1. Основные причины создания отдельного учреждения для людей с аутизмом.

Люди с аутизмом ограничены в своих действиях. Они не могут свободно сосуществовать с другими представителями социума. Именно поэтому возрастает необходимость проектирования такого учреждения, которое бы предоставило человеку возможность реабилитироваться в современном мире, получить знания, профессию и жилье.

Эффективность лечения зависит от стадии болезни и индивидуально для каждого больного.

Организация внутреннего пространства. Геометрия интерьера, взаимодействие в пространстве, должна способствовать созданию атмосферы спокойствия, отдыха и релаксации и защищать детей (аутистов) от случайного травмирования. Прямые углы заведомо интегрируются в полукруглые формы, что способствует лучшему восприятию пространства. Радиальная планировка способствует созданию атмосферы спокойствия. [1]

Важна взаимосвязь основных объемов с открытым прогулочно- игровым пространством. Такая геометрия способствует продвижению идеи, что пространство, должно способствовать развитию свободного взаимодействия и развития. [9]

Планировка помещений должна направлять аутистов, быть предсказуемой. Так, желательно отсутствие длинных коридоров, помещения должны перетекать из одного в другое, не образовывая на пути излишних препятствий.

Таким образом, квадрат, круг и треугольник- наиболее благоприятные формы для создания аутистической среды. Статическое направление способствует поднятию настроения, внутренней гармонии, а главное – скорейшей реабилитации.

Рис.2. Влияние формы на эмоциональное восприятие человека

Сегодняшняя ситуации, все больше и больше, оставляет вне зоны видимости взаимодействия человека и архитектурной формы, как геометрического объема. Но несмотря на это, знания о влиянии архитектурной формы, особенно архитектурно пространственной формы очень важны для создания «зодчими» духовной архитектуры, внедрение концепции о проектировании эмоций и переживаний человека.

Колористическое восприятие. Важную роль в восприятии пространства играет взаимодействие света, оптики и цветовых решений. Чтобы смягчить интерьер необходимо использовать непрямое освещение, при котором плавные линии способствуют дополнительному успокаивающему эффекту. Естественное освещение, способствует более мягкому «восприятию». [3]

Поскольку наши эмоции так или иначе зависят от цветового решения, в приоритете свежая нейтральная палитра с добавлением некоторых ярких элементов. Отдельное место, в цветовом восприятии аутистов, отводится оранжевому цвету. Также, важная роль отводится и ярким цветам, так как некоторые стадии болезни нуждаются в цветовой подзарядке.

Рис.3. «Цветовое кодирование» аутистического спектра.

Дело в том, что такие люди нуждаются в цветовой подпитке. Так монотонный коридор, обязательно, должен быть разбавлен цветными пятнами- местами психологической разгрузки и насыщения.

Аутисты- не простые люди. Если по-отдельности, тот или оной цвет вызывает у них негативные или позитивные эмоции, то в сочетании с другим цветом- этот эффект теряет свою силу. Происходит некое « цветовое кодирование».

Выводы. На основе систематизированных данных, делаем вывод, что возникает необходимость создания специализированных центров реабилитации, что послужит кратчайшим путем на пути интеграции в общество людей страдающих аутизмом. Таким образом, если при проектировании среды для аутистов, которые остро чувствуют окружающий мир, учитывать все принципы цветового и объемно-пространственного восприятия, то, возможно, интеграция таких детей в социальную среду и другие коррекционные процессы будет иметь больше шансов на успех. Каждый особый ребенок должен чувствовать себя комфортно в среде, где он вынужден пребывать.

На сегодняшний день, в проектном мире, необходимо уделять особое внимание ситуации средового подхода. Дело в том, что человек воспринимает «сооружение», лишь в комплексе с окружающим пространством.

Для того, чтобы квалифицированно решать нестандартные задачи, необходимо учитывать специфику восприятия «особенными» людьми среды.

Список литературы

  1. Johnson CP, Myers SM, Council on Children with Disabilities (2007).«Identification and evaluation of children with autism spectrum disorders

  2. Акчурина-Муфтієва Н.М. Формування типів будівель будинків дитина та дитячих будинків. Автореф. канд. арх. - М., ЦНІЇЕП навчальних будівель, 1986, с. 21.

  3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. Пер. С англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и в ст. ст. В.П. Шестакова). - Москва, "Прогресс", 1974.

  4. Грендін, Т. відчинив двері надії. Мій досвід подолання аутизму / Темпл Грендін. - Теревинф, 2012 - 184 с.

  5. Дей К. «Місця, де мешкає душа: Архітектура і середовище як лікувальний засіб» / Пер. з англ. В.Л. Глазичева / Крістофер Дей. - М .: Тура, 2000. - 280 с: ил.

  6. Дорога в світ: Аутизм [Електронний ресурс] - URL: http://www.autist.narod.ru/autismdor.htm

  7. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М .: Стройиздат, 1986. - 288 с

  8. Каган.В.Е. Аутизм у дітей. - Л .: Медицина, 1981. С.187-188).

  9. Савельєва. Е.Н. Аутизм. Методи реабілітації дітей-інвалідів з психічною патологією / О.М. Савельєва // Соціальна Робота. - 2011. - № 5. - С.46.

  10. Шипицина Л. М., Первова В. Л. Соціальна реабілітація дітей з аутизмом. Хрестоматія / Упоряд. Л. М. Шипицына. – М.: СПб, 1997

Просмотров работы: 290