СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Рыбакова А.А. 1
1РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учет финансовых результатов и распределения прибыли является центральным и одним из наиболее важных вопросов во всей системе бухгалтерского учета. При этом главной функцией бухгалтерского учета является определение и отражение итогового результата деятельности организации за определенный период, который называется финансовым результатом или прибылью (убытком) [2].

В настоящее время организация синтетического и аналитического учета в сельскохозяйственных организациях не отражает различия в применяемых механизмах формирования доходов и расходов. Информация о доходах по обычной деятельности собирается на субсчете 1 счета 90 «Продажи» котловым методом, независимо от применяемых цен, налоговых ставок, наименований продукции и источников поступления доходов, по прочим операциям - на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

В Приказе Минсельхоза России от 13.06.2001 № 654 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению» предлагается два варианта открытия субсчетов к счету 90 (таблица 1).

Таблица 1 Варианты аналитических счетов к счету 90 «Продажи»

Типовой (общий) вариант группировки аналитических счетов к счету 90 «Продажи»

Вариант для сельскохозяйственных организаций группировки аналитических счетов к счету 90 «Продажи»

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».

90-1 «Продукции растениеводства»;

90-2 «Продукции животноводства»;

90-3 «Продукции промышленности и подсобных производств»;

90-4 «Продукции вспомогательных, обслуживающих и других производств»;

90-5 «Строительно-монтажных работ»;

90-6 «Продукции и животных населения»;

90-7 «Жилых домов работникам организации»;

90-8 «Прочей продукции, товаров, работ и услуг»;

90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».

Вышеперечисленные варианты группировки аналитических счетов к счету 90 «Продажи», по нашему мнению, являются недостаточными. Ведь ведение синтетического и аналитического учета доходов и расходов организаций анализируемой отрасли должно сводится к максимальному использованию возможностей системы счетов бухгалтерского учета. Для этого актуальным является применение новых счетов второго и следующих порядков к утвержденным типовым планом счетов для детализации информации в рамках решения конкретных задач, установленных управляющим персоналом.

На наш взгляд, организацию аналитического учета доходов и расходов, можно организовать в зависимости от установленных укрупненных групп реализуемой продукции, оказываемых услуг, то есть, разделяя доходы и расходы от основной и побочной продукции.

Согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в растениеводстве, основной считается продукция, для которой создано данное производство, т.е. продукция, получаемая при возделывании сельскохозяйственной культуры (отрасль растениеводства) или содержании соответствующего вида животных (отрасль животноводства). Если то или иное производство дает несколько видов основной продукции, то такая продукция называется сопряженной.

Продукция, сопутствующая выпуску основной продукции и получаемая одновременно с ней, относится к побочной. В растениеводстве побочной продукцией является солома, стебли кукурузы, корзинки подсолнечника, ботва свеклы, капустный лист; в животноводстве – субпродукты, навоз, волос и шерсть (перо, пух), и т.д.

Несомненно, побочная продукция имеет второстепенное значение для сельскохозяйственного производства (например, солома или полова, стебли кукурузы, корзинки подсолнечника, ботва свеклы, картофеля, капустный лист) и в зависимости от объема и хозяйственного значения может выступать объектом калькуляции (например, солома). Другие виды побочной продукции растениеводства, как правило, не калькулируются, что объясняется небольшим ее объемом. Однако, учитывая ее хозяйственную полезность, для обеспечения соизмерения затрат с результатами производства можно рассматривать побочную продукцию как сопряженную и калькулировать наравне с другими видами продукции.

Побочную продукцию оценивают, во-первых, по твердо установленной или плановой цене, во-вторых, по продажным ценам, в-третьих, по ценам, приемлемым для использования в своей организации. Обычно в этом качестве выступают цены на другую продукцию, близкую к данной по своему назначению и качеству. По нашему мнению, побочная продукция по своей сущности близка к возвратным отходам, реализуемым на сторону. На счете учета МПЗ побочная продукция отражается и списывается в установленных бухгалтером ценах так же, как возвратные отходы, используемые для реализации третьим лицам.

Таким образом, побочная продукция является дополнительно выпускаемой продукцией предприятия, приносящей экономическую выгоду (доход). В связи с этим данное имущество может рассматриваться как актив, подлежащий оценке и отражению в бухгалтерском учете.

Есть несколько вариантов методологии учета неосновной продукции, прописанных в отраслевых инструкциях по калькулированию себестоимости. Бухгалтер может выбрать любой из них или разработать собственный способ учета – при условии, что он будет обеспечивать объективную оценку неосновных видов продукции. При этом нужно помнить, что доходы и расходы по данной продукции определяют результат использования ее как актива, приносящего предприятию дополнительную прибыль. Она может быть несущественной по сравнению с прибылью от производства и реализации основной продукции, но это не означает, что виды продукции можно объединить. Контроль и рациональное использование всех ресурсов организации – залог ее успешной работы и дальнейшего развития.

Таким образом, применение аналитических счетов в разрезе основной и побочной продукции влечет за собой изменения во всей организации бухгалтерского учета, начиная с учетной политики и заканчивая финансовой отчетностью.

Что касается, учетной политики организации, то необходимо привести перечень основной и побочной продукции в методическом разделе (рисунок 1).

I. Учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета

1. Организационно-технический раздел

2. Методический раздел

2.7 Учет доходов

2.7.1 Перечень основной и побочной продукции

Рисунок 1 Фрагмент учетной политики организации

На основе вышесказанного, мы предлагаем открытие следующих аналитических счетов (таблица 2).

Таблица 2 Варианты группировки аналитических счетов к счету 90 «Продажи» по основной и побочной продукции

Растениеводство

Животноводство

90.1.1 – Выручка от продажи основной продукции

90.1.1.1 –Выручка от продажи зерновых культур

90.1.1.1.1 – Выручка от продажи пшеницы озимой

90.1.1.1.2 – Выручка от продажи рожи озимой

90.1.1.1.3 – Выручка от продажи пшеницы яровой

90.1.1.1.4 – Выручка от продажи ячменя ярового

90.1.1.1.5 – Выручка от продажи овса

90.1.1.1.6 – Выручка от продажи гречихи

90.1.1.2 – Выручка от продажи зернобобовых культур

90.1.1.2.1 – Выручка от продажи гороха

90.1.1.2.2 – Выручка от продажи бобов кормовых

90.1.1.2.3 – Выручка от продажи вики и смесь виковых

90.1.1.3 – Выручка от продажи технических культур

90.1.1.3.1 – Выручка от продажи горчицы

90.1.1.3.2 – Выручка от продажи картофеля

90.1.1.3.3 – Выручка от продажи овощебахчевых культур

90.1.1.4 – Выручка от продажи многолетних трав

90.1.1.4.1 – Выручка от продажи клевера

90.1.1.4.2 – Выручка от продажи люцерны

90.1.1.4.3 – Выручка от продажи лугопастбищных трав

90.1.1.5 – Выручка от продажи овощей

90.1.1.5.1 – Выручка от продажи огурцов

90.1.1.5.2 – Выручка от продажи свеклы

90.1.1.5.3 – Выручка от продажи капусты

90.1.1.5.4 – Выручка от продажи кукурузы

90.1.2 – Выручка от продажи побочной продукции

90.1.2.1 – Выручка от продажи побочной продукции зерновых культур

90.1.2.1.1 – Выручка от продажи соломы

90.1.2.2 – Выручка от продажи побочной продукции овощей

90.1.2.2.1 – Выручка от продажи ботвы свеклы

90.1.2.2.2 – Выручка от продажи капустных листов

90.1.2.2.3 – Выручка от продажи стеблей кукурузы

90.1.1 – Выручка от продажи основной продукции

90.1.1.1 –Выручка от продажи скота и птицы

90.1.1.1.1 – Выручка от продажи крупного рогатого скота

90.1.1.1.2 – Выручка от продажи овец и коз

90.1.1.1.3 – Выручка от продажи свиней

90.1.1.1.4 – Выручка от продажи птицы

90.1.1.2 – Выручка от продажи молока

90.1.1.2.1 – Выручка от продажи молока коров

90.1.1.2.2 – Выручка от продажи молока коз

90.1.1.3 – Выручка от продажи яиц

90.1.1.3.1 – Выручка от продажи яиц куриных

90.1.1.3.2 – Выручка от продажи яиц перепелиных

90.1.1.3.3 – Выручка от продажи яиц гусиных

90.1.2 – Выручка от продажи побочной продукции

90.1.2.1 – Выручка от продажи побочной продукции крупного рогатого скота

90.1.2.1.1 – Выручка от продажи навоза

90.1.2.2 – Выручка от продажи побочной продукции птицы

90.1.2.2.1 – Выручка от продажи помета

90.1.2.2.2 – Выручка от продажи пуха

Необходимо также открыть соответствующие субсчета к счету 90.2 «Себестоимость», 90.3 «Налог на добавленную стоимость».

Предложенные субсчета требуют изменения и в учетных регистрах. Однако, бухгалтерские регистры, составляемые ежемесячно, не могут удовлетворить управляющий персонал необходимыми сведениями, прежде всего, в связи со специфичностью каждого регистра, необходимостью наличия определенного уровня знаний для их анализа.

Поэтому для решения этой проблемы целесообразно разработать формы отчетов, позволяющих реально оценить источники формирования доходов. За основу составления регистра по учету доходов мы использовали форму № 7 – АПК «Реализация продукции».

Указанные отраслевые особенности представляется важным отразить в бухгалтерской отчетности, детализируя показатели выручки от продаж, себестоимости реализованной продукции и прибыли в Отчете о финансовых результатах (таблица 3).

Таблица 3 Фрагмент Отчета о финансовых результатах

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период прошлого года

Наименование

Код

   

Выручка

     

В том числе:

Основная продукция

     

Побочная продукция

     

Себестоимость продаж

     

В том числе:

Основная продукция

     

Побочная продукция

     

Валовая прибыль

     

В том числе:

Основная продукция

     

Побочная продукция

     

Реализация указанных рекомендаций позволяет обеспечить руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций оперативной информацией, необходимой для контроля над производственной деятельностью, оценить расходы и уровень доходности по видам деятельности, эффективность производства по видам продукции, выявить причины и проанализировать влияние каждой из них на величину конечного финансового результата.

Список литературы

  1. Керимов, В.Э. Бухгалтерский учет: учебник для бакалавров / В.Э. Керимов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 584 с.

  2. Нечитайло, А.И. Теория бухгалтерского учета: учебник / А.И. Нечитайло. – М.: Изд-во «Кнорус», 2010. – 272 с.

Просмотров работы: 116