НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРА И СПОРТСМЕНА В БАСКЕТБОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРА И СПОРТСМЕНА В БАСКЕТБОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Взаимодействию тренера и спортсмена, в тот числе и в баскетболе, на данный момент посвящено немало учебной и научной литературы. Так, например, по мнению Володиной А.А. и Толмачёвой А.А. «Баскетбол – командный вид спорта как нельзя лучше отражающий современную действительность благодаря соревновательному духу и высокому зрелищному эффекту игрового состязания, ритму, скорости и эмоциям, силе воли и ума. Современный баскетбол отличают от других игровых видов спорта простота правил игры и динамичность в сочетании с высокими физическими нагрузками. Баскетбол – важнейшее средство физического воспитания студенческой молодежи, требующее постоянной полной отдачи от каждого спортсмена. А сам тренировочный процесс – сложный специализированный процесс, непосредственно оказывающий на занимающихся разностороннее воздействие, способствующее формированию психической устойчивости игроков. Баскетбол представляет собой разнообразные движения (ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловлю, броски и ведение мяча) осуществляемые в единоборстве с соперниками в процессе активных действий игроков в нападении и защите».

Систематические технико-тактические занятия, целенаправленные тренировки, развивают глазомер, скорость, выносливость, координацию движений, гибкость, подвижность и прыгучесть игроков. Это мнение поддерживает и Томина Т.Б. «Взаимодействие тренера со спортсменом в условиях соревнований является необходимым. На примере спортивных состязаний видно, что даже при наличии высокой квалификации и большого опыта самоуправления команда, попадающая в сложные экстремальные условия, нуждается в управляющих воздействиях извне. Причиной этому служит большое физическое и психическое напряжение, возникающее при неблагоприятных воздействиях на спортсменов, которые повышают вероятность ошибочных действий. Поскольку тренер, наблюдая со стороны, имеет возможность предвидеть как действия и замыслы противника, так и планы своих подопечных, он с помощью специфических средств общения регулирует действия и эмоциональное состояние спортсменов, помогает им принять правильное решение. Уровень прогностического понимания тренера выше, чем у спортсменов, непосредственно участвующих в соревнованиях. Восприятие ситуации спортсменом в условиях игры, не всегда адекватно, так как оно ухудшено эмоциями и двигательной активностью. Тренер же, несмотря на эмоциональное восприятие происходящего, направляет всю свою активность на прогнозирование, разгадывание замыслов противника и на создание правильной стратегии и тактики, регуляцию деятельности спортсменов».

Данная тема освещалась не только в книгах, но и была предметом изучения многими учеными, так например, в своей диссертации Пономарев П.Л. писал, что педагогические воздействия, реализуемые тренером в индивидуальном и командном общении с баскетболистами, определяются личностными особенностями тренера и игроков. Разработка новых подходов и совершенствование форм педагогических воздействий тренера на баскетболистов высокой квалификации повысят эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование средств и качеств личности и психологических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая подготовленность игроков является решающим фактором, так как дает возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую, тактическую и теоретическую подготовленность игроков. Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. На современном этапе развития теория и методики спортивной тренировки вопросам управления тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов уделяется повышенное внимание.

Рассмотрим мнения ведущих специалистов в области теории и методики спортивной тренировки по вопросу организации эффективного управления тренировочным процессом. Для еще более объективной оценки взаимоотношений спортсмена и тренера приведу взгляды еще нескольких ученых на эту тему.

Управление тренировочным процессом, по мнение Озолина Н.Г., включает в себя следующие взаимосвязанные части: определение индивидуальных особенностей и функциональных возможностей спортсмена; установление цели и времени, необходимого для ее достижения; определение конкретных задач обучения, воспитания и повышения уровня функциональных возможностей; выбор средств, методов, величины нагрузки; составление планов тренировки; реализация планов и регулирование тренировочных и соревновательных воздействий соответственно функциональным возможностям спортсмена и уровня его тренированности.

Рассматривая реализацию идеи управления тренировочным процессом с позиций кибернетики, Верхошанский Ю.В. отмечает, что эффективность управления определяется качеством операций на двух взаимосвязанных контурах регулирования: «двигательная нагрузка – тренирующий потенциал нагрузки – состояние спортсмена» (контур А) и «состояние спортсмена – тренировочный эффект нагрузки – внешне взаимодействия спортсмена» (контур Б). При этом отмечено, что в качестве управляющего начала выступает программа тренировки.

Платоновым В.Н. эффективность управления процессом спортивной тренировки связывается с реализацией ряда узловых операций управления: характеристика структуры соревновательной деятельности и специальной подготовленности; установление и характеристика модели тренированности и соревновательной деятельности; диагностика индивидуальных функциональных возможностей спортсмена; сопоставление индивидуальных и модельных данных; определение направлений работы и путей достижения заданного эффекта; подбор средств и методов спортивной тренировки; планирование тренировочного процесса; поэтапное сравнение фактических и плановых результатов; планирование корректирующих воздействий.

В целом, согласно мнению упомянутых выше авторов, а также ряда других специалистов в области теории и методики спортивной тренировки, процесс управления представлен следующим образом: переведение объекта управления (т.е. состояния спортсмена), из исходного в планируемое связано, прежде всего, с четкой количественной характеристикой управляемой системы, иными словами, речь идет о характеристике структуры специальной подготовленности, исходя из специфики и конкретных требований вида спорта, особенностей соревновательной деятельности. На основе сравнения показателей, характеризующих структуру соревновательной деятельности и специальной подготовленности, с соответствующими модельными характеристиками определяется направление спортивного совершенствования. В ходе реализации тренировочной программы осуществляется контроль, и, при необходимости, планируются корректирующие воздействия.

Таким образом, влияние тренера на спортсменов сложно переоценить, так как бы не была сильна воля и мастерство человека без помощи не один спортсмен не достиг бы таких высот.

Список литературы

  1. Верхошанский Ю.Б. Исследование закономерностей процесса становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления многолетней тренировкой [Текст]: Дисс. ... докт. пед. наук / Ю.Б. Верхошанский. – М., 2010. – 326 с.

  2. Елевич С.Н. Управление спортивной формой баскетболистов высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. – 2007. – №6. – С. 43-46. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bmsi.ru/issueview/2b188f5b-655a-4c24-9145-0c5dc9c34493/index.html

  3. Ларин Ю.А. Контроль за физической подготовленностью яхтсмена-гонщика к открениванию парусного судна [Текст] / Ю.А. Ларин, Ю.В. Пильчин // Теория и практика физической культуры. – 1978. – № 8. – С. 19.

  4. Томина, Т.Б. Взаимодействие «тренер – спортсмен» как фактор повышения успешности спортивной деятельности [Текст] // Фехтование: Сб. статей. – М., 1985. – С. 23-26.

  5. Управление процессом спортивной тренировки высококвалифицированных спортсменов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/upravlenie-processom-sportivnoy-trenirovki-visokokvalificirovannih-sportsmenov-1380563.html

Просмотров работы: 201