ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Гарагатая С.А. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема девиантного поведения детей и подростков все больше привлекает внимание психологов и педагогов.

Как правило причины девиаций у подростков несут социальный характер. От 25%-75% детей живут в неполных семьях, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% - акцентуальны.

Так что в условиях современного мира одним из важнейших вопросов, стоящим перед психологами и педагогами являются средства профилактики девиантного поведения.

Одним из таких средств является правильная организация досуга школьников. В условиях отсутствия постоянного, направленного на развитие и усиление положительных качеств ребенка, хобби школьник может начать искать другие способы времяпрепровождения. И, к сожалению, они не всегда оказываются социально-приемлемыми. В погоне за одобрением сверстников ребенок стремится казаться взрослым и самостоятельным, выбирая для этого зачастую поведение которое может пагубно отразится на его здоровье, образе жизни и привести к ярко выраженным девиациям.

Досуг представляет собой разновидность учебно-воспитательной работы и должен носить просветительский, развивающий и нравственный характер. А так же учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся.[1]

Досуговая деятельность имеет важное значение в жизни как школьников, так и каждого человека, что вызвано ускоренным ритмом жизни и увеличенными нагрузками. И от правильной ее организации зависит психологическое, физическое и эмоциональное здоровье, успех в учебе и в развитии школьников.

В познавательной досуговой деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве свойственна каждому человеку. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования.К творчеству относятся:- декоративно-прикладное творчество (рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество),- художественное творчество (занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество));- техническое творчество (изобретательство, конструирование, рационализаторство). [2]

Занятия творчеством формируют у школьника желание узнавать и создавать новое, что может усилить интерес к образовательной деятельности и выработать привычку все время стремиться к саморазвитию, что несомненно важно для всесторонне развитой личности.

Кроме того, если занятия проходят в группе, то у ребенка появляется новый круг общения, состоящий из таких же, заинтересованных в творчестве детей. Благодаря чему ему не приходится искать себе компанию, которая может оказаться не благополучной, и стараться выглядеть взрослее в глазах сверстников за счет вредных привычек.

Различные виды творчества, нашедшие свою реализацию в виде хобби помогают людям легче переживать их психологические проблемы, поскольку они получают отличный способ для выплескивания переполняющих их эмоций, вместо того чтобы накапливать их. Ярким примером могут быть люди искусства произведения которых являются культурным наследием нашей страны, такие как Толстой, Бродский, Есенин, Лермонтов, Ахматова и многие другие. Творческая деятельность выступает в качестве эмоциональной разгрузки для человека. А также помогают отвлечься от ежедневной рутины и почувствовать себя способным на новые достижения.

Так же по творческим работам школьника можно предположить, в каком эмоционально-психическом состоянии он находится, и отследить возможные девиации на самом раннем уровне формирования их.

В работе дополнительных образовательных учреждений проективные методики могут являться частью творческого процесса, что позволяет регулярно отслеживать состояние ребенка без проведения сложных психологических тестов, а глядя лишь на его плоды самореализации. И это действительно удобный способ профилактики девиантного поведения, так как проективные методики позволяют узнать то, о чем сам человек мог бы и не рассказать ни родным, ни тем более чужому человеку, даже если это психолог.

К тому же ничто не сравнится с радостью создания чего то нового и самими пониманием что можешь что-то создать сам. Это дарит веру в себя и свои силы, желание развиваться дальше и достигать все новых высот в самореализации. В современном мире практически все мы получаем в готовом виде из магазинов, так что даже создание открытки своими руками может стать для человека способом получить новые ощущения. Человек достаточно увлеченный творчеством не будет искать других способов самоутвердится и испытать что то новое, а значит это позволит избежать формирования девиаций в его сознании.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что правильная организация досуговой деятельности является одним из наиболее эффективных способов профилактики девиантного поведения. А творчество же, открывает множество возможностей к саморазвитию и самореализации для школьников и подростков. Литература

  1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология.– М.: ТЦ Сфера, 2001.

  2. Шмаков С.А. Уроки детского досуга // В помощь педагогу-экпериментатору, классному руководителю. — М.: Новая педагогика, 1993.

Просмотров работы: 691