А. И. Ковалева дает следующее определение: «Отклоняющееся поведение — форма дезорганизации поведения индивида или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» (Ковалева А. И., 1996). Выход за пределы обычного, нормативного связан со сменой состояния, а также условий и характера деятельности, с совершением особого действия. Такое действие называется поступком.Поступок — действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности.
Что же является причинами и факторами возникновения девиантного поведения?Девиантное поведение младших школьников отличается непростым характером возникновения и связано с различными факторами. К числу основных следует отнести следующие:
Биологические факторы — речь идет о физиологических или анатомических особенностях организма, оказывающих негативное влияние на поведение ребенка (к примеру, проблемы со слухом и зрения, отклонения в умственном развитии и пр.)
Психологические факторы — подразумевают отклонения в психологическом состоянии школьника. Формами их проявления могут быть неврастении, нервно-психические болезни и пр.
Социально — психологические факторы — предполагают наличие нарушений в семейном, школьном и общественном воспитании, которые базируются на равнодушном отношении к физиологическим особенностям детей (пол, возраст), что создает трудности в процессе адаптации в коллективе.Влияние семьи имеет огромное значение в формировании ребенка. Поэтому при работе с девиантным школьником мы непременно должны учитывать его семейные отношения ,взаимоотношения с родителями (опекунами) и благополучие семьи в целом. Пока не будут удовлетворены базовые потребности ребенка ,он не сможет учиться и дальше развиваться.«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Рассмотрим методику " Рисунок семьи". При этой методике мы можем наглядно видеть отношения ребенка с семьей , взаимоотношения членов семьи и ,конечно, какое место занимает ребенок в своей семье, что очень важно для нас.
Вот общие преимущества всех рисуночных методик:
простота и быстрота организации и проведения, однако, стоит учитывать, что внешняя простота обманчива, поскольку ребёнок может находиться под влиянием сиюминутных впечатлений, например, от недавнего просмотра мультфильма или услышанной истории;
экономичность — можно ограничиться красками, цветными карандашами и бумагой;
интерпретация показателей должна опираться на два-три взаимосвязанных признака, поскольку единичный изолированный признак создаст искажённую картину итоговых выводов;
более реалистичное понимание психологических особенностей личности, а также диагностика проблем возможны исключительно при комплексном использовании с другими классическими тестами и исследовательскими методиками (наблюдение, эксперимент и т. д.).
Суть методики:
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так,как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: Кто? Где нарисован? Что делают члены семьи? Кто в каком настроении? и т.д.
Интерпретация результатов методики
После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто, чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать: Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
На рисунке отсутствует сам автор.
Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье». Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»
На рисунке - вымышленный член семьи.
Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит, родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.
4. Размер изображенных персонажейпоказывает их значимость для ребенка. Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.
Размер ребенка на листе.
Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей.
Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.
Последовательность изображения членов семьи.
Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).
Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность.
Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.
Таким образом , можно сделать вывод, что проблема девиации и агрессии у детей очень актуальна и на сегодняшний день. Безусловно, проблема ёмкая и начало она берет,как мы видим, с самого раннего детства ,когда все формируется еще на бессознательном уровне. Методов для выявленииданной проблемы множество и использовать их очень важно и нужно. Потому как если сразу отслеживать девиации ,то мир станет намного лучше .
литература
1.П. Павлов. Дезадаптация в социуме / Интернет-журнал о психиатрии и психологии. / Сайт. [Электронный ресурс] URL: http://psytheater.com/dezadaptaciya-v-sociume.html#prichiny-dezadaptatsii-v-sotsiume.
2.Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2010.
3.В.С.Селиванов «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания», М.2000
4. М.И.Буянов «Ребёнку нужна родительская любовь», М.1984