Актуальность
Синдром наследственного рака молочной железы (РМЖ) и рака яичников (РЯ) вносит существенный вклад в онкологическую заболеваемость: на его долю приходится 5-7% всех случаев РМЖ и более 10-15% РЯ. Мутации в классических генах семейного РМЖ/РЯ BRCA1 и BRCA2 встречаются примерно в 20-30% родословных. Помимо BRCA1 и BRCA2, определенная роль в формировании к предрасположенности к РМЖ/РЯ принадлежит мутациям в генах CHEK2, NBS1, PALB2 и т.д. Эпидемиология генов наследственного рака в Российской Федерации весьма своеобразна. В частности, у жителей России исключительно выражен «эффект основателя»: подавляющее большинство мутаций в генах BRCA1 представлено единственным вариантом, BRCA1 5382insC. К другим повторяющимся мутациям следует отнести BRCA1 4153delA и BRCA1 185delAG.
Цель:
Изучение развития болезни, её этиологии, частоты встречаемости и патогенеза. Рассмотреть различные методы лечения и риски наследования данного признака.
Задачи:
Проанализировать этиологию и встречаемость данного признака;
Рассмотреть патогенез как наследственное новообразование;
Изучить фенотипы и развитие наследственного заболевания;
Определить риск наследования заболевания.
Фундаментальные признаки
Этиология и встречаемость наследственного рака молочной железы и яичников.
Мутации основных генов предрасположенности к опухолям составляют от 3 до 10% случаев рака груди и имеют предполагаемую распространенность от 1 на 300 до 1 на 800. Два таких гена - BRCA1 и BRCA2.
В общей популяции Северной Америки распространенность мутаций в гене BRCA1 — от 1 на 500 до 1 на 1000; распространенность мутаций в гене BRCA2 приблизительно в два раза выше. Тем не менее существуют значимые различия в этническом распределении патогенных мутаций среди семей с двумя или более случаев опухолей груди и/или яичника.
Мутации BRCA1 или BRCA2 вызывают приблизительно 70-80% семейного рака груди, но только небольшую долю рака груди в целом.
Патогенез наследственного рака молочной железы и яичников
Гены BRCA1 и BRCA2 кодируют повсеместно экспрессируемые ядерные белки. Полагают, что они поддерживают целостность генома, регулируя репарацию ДНК, транскрипционную трансактивизацию и клеточный цикл.
Несмотря на повсеместную экспрессию BRCA1 и BRCA2, мутация этих генов предрасполагает преимущественно к новообразованиям молочных желез и яичников. Утрата функции BRCA1 или BRCA2, вероятно, приводит к накоплению других мутаций, уже непосредственно ответственных за новообразования. В соответствии с этой гипотезой, карциномы груди и яичников у больных с мутациями BRCA1 или BRCA2 имеют хромосомную нестабильность и частые мутации в других генах-супрессорах опухолевого роста.
Образование опухолей у носителей мутаций BRCA1 или BRCA2 в половых клетках соответствует «двухударной» гипотезе; т.е. в клетках опухоли оба аллеля гена BRCA1 или BRCA2 теряют функцию. Соматическая потеря функции вторым аллелем происходит при потере гетерозиготности, внутригенной мутации или гиперметилировании промотора. Из-за высокой частоты утраты функции вторым аллелем генов BRCA1 или BRCA2 семьи несущие мутации BRCA1 или BRCA2 проявляют аутосомно-доминантное наследование новообразований.
Фенотип и развитие наследственного рака молочной железы и яичников.
Пациенты с наследуемыми мутациями генов BRCA1 или BRCA2 имеют повышенный риск развития нескольких типов опухолей. Кроме повышенного риска рака молочной железы и яичников у женщин, мутации BRCA1 вызывают повышенный риск рака простаты и, возможно, опухоли кишечника.
Аналогично, кроме женского рака груди и яичников, мутации гена BRCA2 увеличивают риск рака простаты, поджелудочной железы, желчных протоков, желчного пузыря и мужского рака груди. Среди носительниц наследуемых мутаций генов BRCA1 или BRCA2 общую пенетрантность рака молочной железы, яичников или и того и другого оценивают приблизительно в 50-80% для мутаций BRCA1 и несколько меньше для мутаций BRCA2 (40% для рака груди и 10% для опухоли яичников).
Приблизительно две трети семей с анамнезом рака молочной железы и яичников у женщин передают мутацию в гене BRCA1, тогда как приблизительно две трети семей с наличием в анамнезе мужского и женского рака молочной железы имеют мутацию в гене BRCA2.
Особенности фенотипических проявлений наследственного рака молочной железы и яичников:
Возраст начала: зрелость
Рак молочной железы
Опухоли яичников
Опухоли простаты
Многочисленные первичные опухоли
Лечение наследственного рака молочной железы и яичников.
Текущие рекомендации для женщин с наследуемыми мутациями в генах BRCA1 или BRCA2 включают частые осмотры груди и яичников, включая визуализационные исследования.
Оказание помощи мужчинам группы риска включает частые обследования простаты и молочных желез и лабораторные тесты для подтверждения опухоли простаты.
В семьях с известными мутациями молекулярный анализ помогает сфокусировать наблюдение или профилактику на носителях мутации. Полная двусторонняя мастэктомия может уменьшить риск рака молочных желез более чем на 90%, хотя полностью риск не устраняется, поскольку часто остается некоторое количество железистой ткани. Аналогично двусторонняя сальпингоофорэктомия может снизить риск опухоли яичников более чем на 90%.
Риски наследования наследственного рака молочной железы и яичников.
Женский пол, возраст и семейный анамнез — наиболее важные факторы риска рака молочных желез. В популяциях западных стран совокупная встречаемость женского рака молочной железы — 1 на 200 в 40 лет, 1 на 50 в 50 лет и 1 на 10 к 70 годам жизни.
Если пациенты имеют родственников первой степени родства с раком груди, возникшим после 55 лет, их риск возрастает в 1,6 раза относительно возрастного риска, тогда как относительный риск возрастает в 2,3 раза, если рак груди развился у одного из членов семьи ранее 55 лет, и в 3,8 раза, если ранее 45 лет.
Если родственник первой степени родства имел двусторонний рак молочной железы, относительный риск возрастает в 6,4 раза. Дети пациентки с наследуемой мутацией в генах BRCA1 или BRCA2 имеют 50% риск унаследовать эту мутацию.
Вследствие неполной пенетрантности и переменной экспрессивности точно предсказать факт развития или возраст появления опухоли невозможно.
Заключение
Я изучила развитие наследственной болезни рака молочной железы и яичников, проанализировала этиологию и встречаемость в популяции данного признака. Также изучила фенотипы и развитие наследственных заболеваний у людей с этим синдромом. Определила риск наследования заболевания.
К сожалению, даже применение всех доступных способов ранней диагностики рака молочной железы у женщин с генетической предрасположенностью не гарантирует ни его своевременного обнаружения, ни благополучного исхода заболевания. Именно поэтому в качестве одного из самых эффективных методов предупреждения рака молочной железы у BRCA-носительниц используют профилактическую подкожную мастэктомию с последующим эндопротезированием молочных желез. Это вмешательство, рекомендуемое женщинам в возрасте старше 30 лет, приводит к неизбежной потере качества жизни, поэтому на его выполнение соглашаются менее 30% пациенток с BRCA-мутациями. Превентивный эффект мастэктомии исключительно высок.
Тем не менее в литературе отмечены случаи возникновения рака молочной железы из остаточных клеток молочной железы даже у тех женщин, которые подверглись профилактической операции. Отказались от операции и предпочли ограничиться мероприятиями по ранней диагностике рака молочной железы 379 женщин.
Список литературы:
Роберт Л. Ньюссбаум. Медицинская генетика 492-493 с.
Ганцев Ш. X.Г 19 Онкология: Учебник для студентов медицинских вузов. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2013. — 488 с: ил.