Это разнообразие контингента и определяет разнообразие видов велодорожек:
Велодорожки общего пользования
Детские
Экскурсионно-познавательные
Прогулочные, рекреационно-оздоровительные
Спортивные
Для велодорожек 1 типа предпочтительна линейная структура. Маршруты детских и познавательно-экскурсионных велотроп типа 2, 3 должны быть в форме непрерывных замкнутых колец. Специально строить велодорожки в парках нужно для особых категорий велосипедистов (короткие, вблизи детских площадок для детей от 3 до 7 лет; для подростков от 7 до 14 лет – малые велодромы). Прогулочные велодорожки типа 4 нет необходимости проектировать как замкнутые кольцевые трассы. Для молодежи 14-25 лет требуется создание условий для занятий современными видами велосипедного спорта, включая кросс-кантри, BMX и др. В парках и лесопарках можно предусматривать места для устройства грунтовых велотроп. При минимальных расходах на своё содержание они явятся прекрасным способом для укрепления здоровья и пропаганды здорового образа жизни.
В пешеходной зоне может быть создана велосипедная дорожка. Устройство такой дорожки должно осуществляться при условии соблюдения принципа недопущения создания помех для пешеходного движения, а также обеспечения непрерывности велосипедного перемещения в городской среде. [1]
При ширине пешеходного тротуара менее 3 м устройство велосипедной дорожки не производится. При ширине пешеходного тротуара от 3 м до 5 м допускается устройство однополосной велосипедной дорожки. Двухполосная велодорожка может быть устроена при ширине пешеходного тротуара более 5 м. Принципиальная схема устройства велодорожки в пешеходной зоне представлена на рисунке 1. [1]
Рисунок 1
Велосипедные дорожки для одностороннего движения дополняются полосами зеленых насаждений или полосами безопасности шириной не менее 0,8 м. При двустороннем движении велосипедные дорожки следует разделять полосой шириной не менее 0,5 м либо разметкой.
Поверхность покрытия велодорожки должна быть ровной, а покрытие - единым по ширине. Покрытия велосипедных дорожек рекомендуется выполнять из асфальтобетона, с использованием резинополиуретана, резиновой и каучуковой крошки.
Ширину велосипедной дорожки следует принимать: для однополосного движения 1,5 м; для двухполосного - 2,5 м с учетом полос безопасности. В условиях сложившейся застройки допускается уменьшение ширины велодорожки для двухполосного движения до 1,5 м. [1]
Велосипедный парк «ВелоТочка» расположен в Парке культуры и отдыха «Сосновый бор» в Новосибирске. Здесь установлен единственный за Уралом модульный памп-трек - специальная велосипедная трасса, представляющая собой чередование кочек и контруклонов и не содержащая ровных участков, где можно кататься на роликах, скейтборде, самокате, маунтинбайке и ВМХ. Заниматься могут как взрослые, так и дети. (рис. 2)
Экстрим – парк в Перми. Сочетает в себе несколько функций – велосипедный спорт, скейт – спорт и роликовый. Парк представляет собой бетонно – рельефный лабиринт, который стал излюбленным местом для людей, увлекающимися скейтингом, паркуром, катанием на роликах. (рис.3)
Велопарк в Лодзи, Польша. Парк создан в конце 90 – х годов 20 века, в нем устроены извилистые дорожки, трудные подъезды, крутые спуски, ухабы, горки, канавы, кучи песка, гравия, мостики и т.п. Естественные материалы 9 дерево, песок, камень, галька) использованы для строительства разного рода препятствий, возле которых сделаны объезды.
Велосипедный парк Кваннару располагается на берегу реки Ханган в районе Кваннару, общая площадь 124 тыс. кв.м. В парке есть стадион с велосипедными трассами, велосипедная площадка для различных программ, десткая площадка для обучения их катанию на велосипеде, железнодорожный велосипед и многое другое. На площадке для разнообразных программ, впервые появившейся в Корее, представлены велосипед с квадратными колесами, велосипед с боковым движением, лежачий велосипед, велосипед для влюбленных с местами, расположенными напротив друг друга, и еще 80 видов необычных велосипедов, многие их которых можно не только рассматривать, но и прокатиться на них. Парк соединен с велосипедными дорожками вдоль реки Ханган, и благодаря тому, что в окрестностях парка находится район доисторических памятников здесь можно насладиться не только прекрасными пейзажами и приятным отдыхом, но и совершить экскурсию по историческими памятниками. [4]
Рисунок 2. «Велоточка» Рисунок 3. Экстрим – парк, Пермь.
Чтобы грамотно запроектировать и организовать сеть велодорожек в парках, необходима систематическая работа, ежегодный обзор и анализ успехов и неудач. Необходимо изучать потребности населения и реальные потоки велосипедистов в парках. Существует проблема, как подъехать к парку на велосипеде, т.е. необходимы подъездные велодорожки от соседних микрорайонов и жилых кварталов. Далее потребуются велотрассы, связывающие парки городов в единое кольцо. И, наконец, во всех цивилизованных городах мира велодорожки парков не существуют изолированно, сами по себе, а включены в единую велотранспортную сеть города.
Библиогафический список
Альбом типовых решений (стандартов) комплексного благоустройства территории «вылетных» магистралей города Москвы. Том 2, Глава 1. Линейный участок Раздел 1. Пешеходная зона. Исполнитель: ГУП «Главное архитектурнопланировочное управление», начальник ГУП – Беляев Г.И.
Сокольская О.Б., Теодоронский В.С. Специализированные объекты ландшафтной архитектуры: проектирование, строительство, содержание: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2015 – 720 с.
Национальный туристический портал «Велосипедный парк «Велоточка» //russia.travel [Электронный ресурс] - 2017 Режим доступа: https://russia.travel/objects/307238/
Велосипедный парк Кваннару //russian.visitkorea.or.kr [Электронный ресурс] Режим доступа: http://russian.visitkorea.or.kr/rus/SI/SI_RU_3_2_2.jsp?gotoPage=&category=A02020600%2CA02020700&areaCode=&recommCid=324142&cid=996419