БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА

Долгополова А.А. 1
1Тюменский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность

В России особую актуальность и социально-экономическую значимость приобретает проблема слабоумия, развивающегося в позднем возрасте. По заключению экспертов ВОЗ, болезнь Альцгеймера (синоним: деменция альцгеймеровского типа), является наиболее частой причиной слабоумия в пожилом и старческом возрасте. В последнее десятилетие эта болезнь признана одной из четырех главных медико-социальных проблем современного общества. Это объясняется как неуклонно растущей численностью населения, подверженного риску развития заболевания, так и длительностью течения болезни и тяжелейшей инвалидизацией пациентов, требующей их пожизненной госпитализации в психиатрические стационары и психоневрологические интернаты.

Экстраполяция полученных данных на население старших возрастов России в целом позволяет говорить о том, что уже в настоящее время общая численность больных, страдающих болезнью Альцгеймера, в России приближается к 1,4 млн. человек.

Цель: изучить развитие болезни Альцгеймера, ее этиологию, частоту встречаемости и патогенез, а также лечение.

Задачи:

  1. Проанализировать этиологию и встречаемость болезни

  2. Изучить патогенез

  3. Рассмотреть развитие болезни и ее лечение

  4. Определить риск наследования

Болезнь Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера (БА) — нейродегенеративное заболевание, начинающееся с избирательного расстройства памяти. Даже на поздних этапах болезни, характеризующихся практически полной потерей памяти, у больных отсутствуют серьезные нарушения сенсорных и моторных функций. [4, с.216]

В последние годы болезнь Альцгеймера (БА) стала предметом пристального изучения врачей и исследователей многих специальностей. БА – одна из распространенных форм старческой деменции. В развитых странах ею страдают 2–5% лиц старше 60 лет и 11–20% лиц старше 70 лет. К 2050 г. согласно математическому моделированию, удельный вес БА среди всех случаев деменции будет составлять около 55% [3, с.60]. Важность этих значений невозможно переоценить – не случайно БА названа чумой XXI в.

Фундаментальные сведения

Этиология и частота встречаемости болезни

Большинство случаев БА имеют мультифакториальную природу и являются спорадическими. В то же время многочисленные популяционные исследования показали, что 25-40% случаев БА могут быть семейными, т.е. в семье пробанда имеется, как минимум, еще один больной с этим заболеванием. Важная роль генетических факторов в развитии БА подтверждается высокой конкордантностью по болезни среди монозиготных близнецов. Анализ большого числа семей с БА позволил установить бимодальное распределение значений возраста дебюта симптомов, причем условной границей между ранними и поздними семейными случаями болезни принято считать возраст 58 лет.

В ранних случаях семейной БА заболевание обычно наследуется как аутосомно-доминантный признак, связанный с повреждением одного основного гена. Поздние же семейные случаи БА являются гетерогенными; чаще всего в этих случаях имеется полигенно обусловленная предрасположенность к БА, при которой накопление повторных случаев болезни среди родственников связано с действием комплекса генетических и средовых факторов, общих для членов данной семьи. По некоторым оценкам, наследственные моногенные формы составляют в целом около 5-10% случаев БА. Приблизительно 10% лиц имеет деменцию, и почти половина из них страдают болезнью Альцгеймера. Болезнь Альцгеймера-панэтническая, генетически разнородная болезнь; менее 5% больных имеют семейную форму болезни с ранним началом 15-25% имеют семейную форму с поздним началом и у 75%-спорадическая форма болезни. Приблизительно 10% семейные формы имеют аутосомно-доминантный тип наследования проявлений болезни Альцгеймера; у остальных-многофакторное наследование.

Патогенез

Способность патологического амилоидного белка к агрегации зависит от наличия в среде ионов металла. Эти данные согласуются с исследованиями, согласно которым β-амилоид представляет собой металлопротеин, нейротоксичность которого связана со способностью белка взаимодействовать с ионами цинка, меди и, по некоторым данным, железа. Известны и другие факторы, способствующие повышенной агрегации амилоидного белка. Наиболее известный и широко изученный из них – это повышение содержания холестерола и собственно высокий уровень ацетилхолина в церебральных структурах. Значимым для развития БА являются не только избыточное образование и агрегация, но и нарушение элиминации β-амилоида. В норме данный процесс осуществляется из периваскулярных пространств. С возрастом элиминация амилоида существенно замедляется.

Важным и давно обсуждаемым в патогенезе БА является механизм эксайтотоксичности и нарушения глутаматной трансмиссии. Так, при БА уровень глутамата в синаптической щели повышен, что приводит к вытеснению ионов Mg2+ из NMDA рецепторов, повышенному вхождению ионов Са2+ в нейрон с последующей гибелью клетки и развитием нейродегенерации. Таким образом, патогенез БА является сложным, многофакторным и не до конца изученным процессом. 2, с.53

Фенотип и развитие болезни

Болезнь Альцгеймера характеризуется прогрессивной утратой познавательных функций, включая кратковременную память, абстрактную аргументацию, концентрацию, речь, визуальное восприятие и визуально-пространственную функцию. Начинаясь с небольших нарушений памяти, болезнь Альцгеймера часто первоначально напоминает доброкачественную «забывчивость». Некоторые пациенты осознают свои познавательные проблемы и становятся расстроенными и озабоченными, другие часто ничего не подозревают. В конечном счете, больные не в состоянии работать и нуждаются в постоянном внешнем контроле. При этом социальный этикет и поверхностный разговор часто удивительно хорошо сохраняются. В конце болезни у большинства пораженных развиваются ригидность, мутизм, неуправляемость, они становятся лежачими больными. Другие симптомы, связанные с болезнью Альцгеймера, включают ажитированное поведение, социальную отчужденность, галлюцинации, судороги, миоклонус и паркинсоноподобную симптоматику. Смерть обычно происходит вследствие нарушения питания, инфекций и патологии сердца.

Помимо возраста начала, ранняя и поздняя формы болезни Альцгеймера клинически неразличимы. Мутации в PSEN1 вызывают полную пенетрантную и обычно быстропрогрессирующую болезнь, со средним началом в 45 лет. Мутации а АРР также полностью пенетрантны, вызывают болезнь Альцгеймера, протекающую подобно поздней форме; возраст начала колеблется от 40 до 60 лет. Мутации в PSEN2 могут быть не полностью пенетрантны и обычно приводят к медленно прогрессирующей болезни с началом в 40-75 лет. В отличие от ранней формы, поздняя форма болезни Альцгеймера развивается в возрасте после 60-65 лет; длительность болезни обычно от 8 до 10 лет, хотя диапазон колеблется от 2 до 25 лет. Как для поздней, так и для вызванной мутациями в АРР болезни Альцгеймера, аллель 4 гена АРОЕ выступает дозазависимым модификатором возраста начала; т.е. возраст начала болезни изменяется обратно пропорционально количеству копий аллеля 4.

Риск наследования

Наиболее важные факторы риска болезни Альцгеймера-старческий возраст, наличие заболевания в семейной анамнезе, женский пол и синдром Дауна. В западных популяциях эмпирический рис развития болезни Альцгеймера в течение всей жизни составляет 5%. Если у пациента есть родственник первой степени родства с болезнью Альцгеймера, развившейся после 65 лет, его риск заболеть болезнью Альцгеймера возрастает в 3-6 раз. Если у пациента имеется сибс (брат или сестра) с болезнью Альцгеймера, развившейся до 70 лет, и больной родитель, риск повышается в 7-9 раз. Как диагностический тест предрасположенности у лиц, нуждающихся в оценке признаков и симптомов, напоминающих деменцию, может быть использовано тестирование гена АРОЕ, однако его не следует применять для прогностического обследования у бессимптомных людей.

Пациенты с синдромом Дауна имеют повышенный риск болезни Альцгеймера. После 40 лет почти у всех у них обнаруживают нейропатологические признаки болезни Альцгеймера, и приблизительно 50% снижение познавательных функций1.

Для семей, передающих аутосомно-доминантную форму болезни Альцгеймера, каждый член семьи имеет 50% риск унаследовать мутацию, вызывающую болезнь. За исключением некоторых мутаций гена PSEN2, генетическое консультирование облегчают полная пенетрантность и сравнительно одинаковый возраст начала в пределах семьи. К настоящему времени доступно клиническое тестирование ДНК для генов АРР, PSEN1, PSEN2; такое ДНК-исследование можно предлагать только в контексте генетического консультирования.

Заключение

В клинической медицине болезнь Альцгеймера является первым примером распространенного заболевания, для которого установлен ведущий генетический фактор предрасположенности. В связи с этим болезнь Альцгеймера может рассматриваться как своеобразная модель для разработки методологических аспектов ДНК-тестирования при мультифакториальных болезнях человека. Прямая ДНК-диагностика болезни Альцгеймера представляет собой непростую задачу, что связано с генетической гетерогенностью, сравнительно большими размерами изучаемых генов и отсутствием в них мажорных мутаций. Опыт такой диагностики в мире имеется лишь в сравнительно небольшом числе хорошо оснащенных лабораторий, специализирующихся на молекулярно-генетическом анализе данного заболевания. Несмотря на достаточно хорошо изученные генетические и биохимические механизмы развития болезни, до сих пор не найдены эффективные меры борьбы и предотвращения возникновения данной патологии, которые реально можно было бы применить на практике. Я думаю, это вопрос недалекого будущего, судя по интенсивности, с которой идут поиски в данном направлении.

Список используемой литературы:

  1. Роберт Л. Ньюссбаум, Родерик Р. Мак-Иннес, Хантингтон Ф. Виллард «Медицинская генетика» (с.485-486).

  2. Научно-практический рецензируемый медицинский журнал «Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика» (с.51-58).

  3. Преображенская ИС. Десятый международный конгресс «Болезни Альцгеймера и Паркинсона: достижения, концепции и новые вызовы» (Барселона, Испания, 09.03.2011–13.03.2011). Неврологический журнал. 2011;16(4):60–4.

  4. Аршавский ЮИ. Роль аутоиммунных механизмов в инициации болезни Альцгеймера. Иммунология. 2011;32(4):216–21.

1 Мужчина, 68 лет, правша, 1-2 года имеет нарушения памяти и испытывает трудности в поиске слов. При этом пациент отрицает, что имеет значительные проблемы с памятью; утверждает, что он, как и все его знакомые, имеет легкие возрастные нарушения памяти. Тем не менее: Он забывает разговоры, имена, лица друзей, теряет вещи. Он был активным человеком и имел несколько хобби, но теперь проводит свободное время за просмотром телепередач. Ездит осторожно, путается в направлении движения. Теряет деньги, меньше заинтересован в пище. Испытывает трудности с личной гигиеной. Несмотря на то, что близкие не отмечают плаксивость или суицидальные мысли, они утверждают, что он будто "не в себе". У больного не было признаков напоминающих болезнь щитовидной железы, недостаточность витаминов, опухоли мозга, лекарственной интоксикации, хронической инфекции, депрессии или ОНМК. МРТ мозга выявила рассеянную атрофию коры.Его отец умер от инфаркта миокарда в возрасте 56 лет, мать - в возрасте 86 лет (имела проблемы с памятью в последние года жизни). Все трое братьев и сестер умерли, один из братьев страдал слабоумием.Невролог предположил клинический диагноз семейной деменции, возможно, болезни Альцгеймера. Подозрение на болезнь Альцгеймера подтверждено определением генотипа ApoE: e4/e3.

Просмотров работы: 2288