Программно-целевой метод выражается в создании муниципальных целевых программ, единой интерпретации понятия которых в настоящее время не выработано. Под муниципальной программой понимается [3]:
– документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования;
– система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), направленных на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования;
– комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение приоритетных задач развития муниципального образования.
Муниципальные программы имеют типовую структуру, которая может несколько отличаться в зависимости от назначения программы, ее целей и задач [3]: одной задаче подпрограммы может соответствовать одно или несколько основных мероприятий и (или) ведомственных целевых программ; основное мероприятие может носить межведомственный характер; для каждого мероприятия (или группы мероприятий) должен быть определен один целевой индикатор и его значение (рис. 1).
Рис. 1. Схема формирования структуры муниципальной программы [1]
Многие ученые отмечают, что для эффективной реализации муниципальных программ необходимо соблюдать ряд принципов [2]:
– формировать долгосрочные целевые программы исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
– устанавливать для долгосрочных целевых программ измеримые конечные результаты, характеризующие удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственные, характеризующие объемы и качество оказания х услуг, прогнозируемых при заданных внешних условиях;
– охватывать долгосрочными целевыми программами все сферы деятельности органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, большая доля которых находится в их распоряжении, других материальных ресурсов;
– интегрировать регулятивные (правоустанавливающие, правоприменительные, контрольные) и финансовые (бюджетные, налоговые, таможенные, имущественные, кредитные, долговые, валютные) инструменты;
– проводить регулярную оценку эффективности реализации долгосрочных целевых программ с возможностью их корректировки, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
На практике эти принципы не всегда исполняются, поэтому не всегда имеется возможность оценить эффективность программ. В отсутствие единого стандарта каждое муниципальное образование самостоятельно разрабатывает методику оценки эффективности реализации программ.
В самом широком смысле под эффективностью (реализации) муниципальной программы понимается соотношение результата реализации муниципальной программы к затратам, расходам, обеспечившим его получение. Однако в некоторых источниках данное понятие конкретизируется и определяется как [3]:
– степень вклада результатов реализации муниципальной программы в социально-экономическое развитие территории;
– степень достижения индикаторов эффективности программы в ходе реализации муниципальной программы и конечного результата муниципальной программы по ее окончании;
– степень влияния достигнутых результатов реализации программы на социально-экономическое развитие муниципального образования по отношению к объему ресурсов, затраченных на их достижение;
– соотношение достигнутых результатов и ресурсов, затраченных на их достижение.
Однако в большинстве случаев в муниципальных программах не отражено определение понятия эффективности, муниципальные образования ограничиваются лишь перечнем определяющих ее критериев, которыми являются: повышение эффективности бюджетных расходов на реализацию мероприятий муниципальных программ и достижение установленных значений целевых показателей.
Тем не менее, можно выделить целый ряд подходов к оценке эффективности муниципальных программ, а также эффективности использования бюджетных средств на их реализацию (таблица 1).
Таблица 1
Подходы к оценке эффективности муниципальных программ [3]
Наименование |
Характеристика подхода |
Программный |
оценка результативности работы органов муниципальной власти по реализации муниципальной политики в установленной сфере деятельности |
Доходный |
ключевой параметр оценки – бюджетная эффективность, т.е. экономия бюджетных средств, достигнутая за счет повышения доходов или сокращения расходов бюджета программы |
Затратный |
стоимость достижения значимых результатов в рамках программы, отражает истинную стоимость эффекта от её реализации |
Рыночный (сравнительный) |
ключевой параметр оценки – стоимость, которая устанавливается на общественную услугу под воздействием спроса и предложения |
Ориентированный на выполнение задач программы |
учитывает оценку результативности программных действий (мероприятий) |
Ориентированный на управление программой |
оценка должна предложить варианты управления программой, в т.ч. на этапах промежуточного контроля |
Ориентированный на потребителя |
завершающая оценка результативности программных действий с точки зрения благополучаетелей программы |
Указанное разнообразие подходов объясняется различиями в целях и задачах их применения, поэтому выделение универсального подхода пока не представляется возможным, т.к. оценка эффективности муниципальных программ должна учитывать интересы различных субъектов программного процесса: заказчиков и руководителей программы (местные органы власти), «спонсоров» (федеральный и региональный бюджеты) или инвесторов (участвующие в программе предприниматели и организации), благополучателей программы, иных заинтересованных сторон [3]. В этой связи важной задачей является установление баланса интересов всех субъектов.
Таким образом, каждое муниципальное образование в современных условиях сталкивается с необходимостью создания качественного инструментария для проведения оценки эффективности своей деятельности в части решения вопросов местного значения на основе программно-целевого метода. Оценка эффективности реализации муниципальных программ, приобретающая все большую актуальность в связи с отсутствием единого методологического подхода к ее определению, позволяет оперативно принимать управленческие решения, изменяя параметры реализации программы, объемы финансирования, корректируя ее показатели.
Список источников:
Дуспаев, Б.Т. Сущностная характеристика государственных и муниципальных программ / Б.Т. Дуспаев // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 2. – С. 36 – 38.
Подгайная, О.С. Повышение эффективности бюджетных расходов на реализацию муниципальных программ: новые вызовы и перспективы / О.С. Подгайная // Вестник Сургутского государственного университета. – 2017. - № 2 (16). – С. 92 – 98.
Формирование и оценка эффективности муниципальных программ: теория и практика: коллективная монография / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой – Омск : ЛИТЕРА, 2016. – 220 с.