ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ I КУРСА ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ I КУРСА ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Юсупов Б.К. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тюменский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Феномен стресса относится к числу фундаментальных проявлений жизни, позволяющий при­спосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций [2]. В последнее время возрастает интерес к изучению проявления психоэмоционального стресса у студентов медицинских учебных учреждений, поскольку специфика обучения сопряжена со значительными умственными и эмоциональными нагрузками, что не исключает возникновения стрессовых состояний – тревожности, фрустрации [4]. Длительное и значительное эмоциональное напряжение может приводить к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечнососудистой системы на психоэмоциональный стресс. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно ослабевают возможности приспособления организма, появляются признаки тревоги, ухудшается самочувствие, наблюдается потеря аппетита, бессонница [3].

С целью выявления гендерных особенностей проявления психоэмоционального стресса было проведено психофизиологическое исследование студентов первого курса педиатрического и лечебного факультетов Тюменского государственного медицинского университета. В работе участвовали 40 юношей (группа А) и 40 девушек (группа Б) в возрасте 18-19 лет. В качестве характеристик психоэмоционального стресса были избраны ситуативная и личностная тревожность. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как психофизиологическое свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная Ю. Л. Ханиным.

Измерение тревожности как психофизиологического свойства личности очень важно, поскольку это свойство детерминирует поведение человека. Определенный уровень тревожности - естественный и обязательный компонент активной деятельной личности, является нормальным ответом организма на стрессогенные воздействия [1]. У каждого человека существует свой оптимальный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего психоэмоционального состояния является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания [3].

Тревожность проявляется индивидами в различных ситуациях по-разному, ее проявления влияют и на успешность учебной деятельности студентов вуза [2].

Количественный и процентный анализ результатов испытуемых позволил выделить три группы испытуемых с разным уровнем тревожности. Данные представлены на в таблице 1. и рисунке 1.

Таблица 1.

Уровень ситуативной тревожности

Уровень тревожности

Группа А

Группа Б

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

0

0

17

42,5

Умеренный

4

10

11

27,5

Низкий

36

90

12

30

Рис. 1. Результаты исследования уровня ситуативной тревожности.

Уровень ситуативной тревожности определяет состояние испытуемых в данный момент. Исходя из полученных данных видно, что у юношей (группа А) преобладает низкий (90%) уровень ситуативной тревожности. Умеренный уровень СТ составил 10%, в то время как в группе Б лишь 30% девушек имеют низкий уровень тревожности, 27,5% - умеренный. Высокий уровень СТ выявлен только в группе Б (42,5%).

Личностная тревожность отражает устойчивую склонность воспринимать разного рода ситуации как угрожающие и реагировать на такие ситуации тревогой. Личностная тревожность рассматривается как системное свойство, проявляющееся на всех уровнях психоэмоциональной активности человека и влияет на его мотивацию. Высокая личностная тревожность связана с психоэмоциональными и невротическими расстройствами и с психосоматическими заболеваниями [4].

Таблица 2

Уровень личностной тревожности

Уровень тревожности

Группа А

Группа Б

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

7

17,5

11

27,5

Умеренный

23

57,5

15

37,5

Низкий

10

25

14

35

Рис. 2. Результаты исследования уровня личностной тревожности.

Полученные данные по проведенной методике свидетельствуют о преобладании у юношей и девушек умеренного уровня личностной тревожности, близкого к высокому (показатели личностной тревожности находятся в верхней пограничной зоне). Можно считать, что студенты воспринимают большинство ситуаций как угрожающие их психофизическому здоровью, т.е. возникает психоэмоциональный стресс. Психоэмоциональное равновесие характерно для 25% юношей и 35% девушек, высокий уровень ЛТ выявлен у 17,5% опрошенных группы А и 27,5% - в группе Б.

По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов первого курса свойственен умеренный, близкий к высокому, уровень тревожности. Это можно связать с процессом обучения и с профессиональным становлением студентов. Учебная деятельность в медицинском университете характеризуется высокими психоэмоциональными и физическими перегрузками.

Лица с низким уровнем тревожности требуют повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Можно предполагать у этих испытуемых высокую психоэмоциональную устойчивость к стрессу [5].

Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Подобное чрезмерное спокойствие может носить компенсаторный, защитный характер. При скрытой тревожности психоэмоциональное неблагополучие сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, человек не допускает неприятный опыт в сознание, что негативно сказывается на его жизнедеятельность. Замаскированная тревожность может быть обусловлена нежеланием отвечать на вопросы тестов, скрытностью человека, отсутствием доверия к экспериментатору, отсутствием искренности (когда по разным причинам человек не хочет сообщать о своей тревожности) или из-за большого числа всевозможных защитных реакций у человека [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Наймушина, А.Г. Психоэмоциональный стресс / А.Г. Наймушина. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2009. – 144 с.

  2. Григорьева, Н.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Н.Н. Григорьева. – М.: Изд-во МИ ЭМП, 2010. – 218 с.

  3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление/ В.А.Бодров.- М.: Изд-во ПЕРСЕ, 2006.- 528 с.

  4. Дикая, Л. Г. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы / Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев.- М.: Институт психологии РАН, 2007. - 624 с.

  5. Короленко, Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях/ Ц. П. Короленко.- Л.: Наука, 1978. - 271 с.

Просмотров работы: 121