С целью выявления гендерных особенностей проявления психоэмоционального стресса было проведено психофизиологическое исследование студентов первого курса педиатрического и лечебного факультетов Тюменского государственного медицинского университета. В работе участвовали 40 юношей (группа А) и 40 девушек (группа Б) в возрасте 18-19 лет. В качестве характеристик психоэмоционального стресса были избраны ситуативная и личностная тревожность. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как психофизиологическое свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная Ю. Л. Ханиным.
Измерение тревожности как психофизиологического свойства личности очень важно, поскольку это свойство детерминирует поведение человека. Определенный уровень тревожности - естественный и обязательный компонент активной деятельной личности, является нормальным ответом организма на стрессогенные воздействия [1]. У каждого человека существует свой оптимальный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего психоэмоционального состояния является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания [3].
Тревожность проявляется индивидами в различных ситуациях по-разному, ее проявления влияют и на успешность учебной деятельности студентов вуза [2].
Количественный и процентный анализ результатов испытуемых позволил выделить три группы испытуемых с разным уровнем тревожности. Данные представлены на в таблице 1. и рисунке 1.
Таблица 1.
Уровень ситуативной тревожности
Уровень тревожности |
Группа А |
Группа Б |
||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Высокий |
0 |
0 |
17 |
42,5 |
Умеренный |
4 |
10 |
11 |
27,5 |
Низкий |
36 |
90 |
12 |
30 |
Рис. 1. Результаты исследования уровня ситуативной тревожности.
Уровень ситуативной тревожности определяет состояние испытуемых в данный момент. Исходя из полученных данных видно, что у юношей (группа А) преобладает низкий (90%) уровень ситуативной тревожности. Умеренный уровень СТ составил 10%, в то время как в группе Б лишь 30% девушек имеют низкий уровень тревожности, 27,5% - умеренный. Высокий уровень СТ выявлен только в группе Б (42,5%).
Личностная тревожность отражает устойчивую склонность воспринимать разного рода ситуации как угрожающие и реагировать на такие ситуации тревогой. Личностная тревожность рассматривается как системное свойство, проявляющееся на всех уровнях психоэмоциональной активности человека и влияет на его мотивацию. Высокая личностная тревожность связана с психоэмоциональными и невротическими расстройствами и с психосоматическими заболеваниями [4].
Таблица 2
Уровень личностной тревожности
Уровень тревожности |
Группа А |
Группа Б |
||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Высокий |
7 |
17,5 |
11 |
27,5 |
Умеренный |
23 |
57,5 |
15 |
37,5 |
Низкий |
10 |
25 |
14 |
35 |
Рис. 2. Результаты исследования уровня личностной тревожности.
Полученные данные по проведенной методике свидетельствуют о преобладании у юношей и девушек умеренного уровня личностной тревожности, близкого к высокому (показатели личностной тревожности находятся в верхней пограничной зоне). Можно считать, что студенты воспринимают большинство ситуаций как угрожающие их психофизическому здоровью, т.е. возникает психоэмоциональный стресс. Психоэмоциональное равновесие характерно для 25% юношей и 35% девушек, высокий уровень ЛТ выявлен у 17,5% опрошенных группы А и 27,5% - в группе Б.
По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов первого курса свойственен умеренный, близкий к высокому, уровень тревожности. Это можно связать с процессом обучения и с профессиональным становлением студентов. Учебная деятельность в медицинском университете характеризуется высокими психоэмоциональными и физическими перегрузками.
Лица с низким уровнем тревожности требуют повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Можно предполагать у этих испытуемых высокую психоэмоциональную устойчивость к стрессу [5].
Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Подобное чрезмерное спокойствие может носить компенсаторный, защитный характер. При скрытой тревожности психоэмоциональное неблагополучие сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, человек не допускает неприятный опыт в сознание, что негативно сказывается на его жизнедеятельность. Замаскированная тревожность может быть обусловлена нежеланием отвечать на вопросы тестов, скрытностью человека, отсутствием доверия к экспериментатору, отсутствием искренности (когда по разным причинам человек не хочет сообщать о своей тревожности) или из-за большого числа всевозможных защитных реакций у человека [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Наймушина, А.Г. Психоэмоциональный стресс / А.Г. Наймушина. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2009. – 144 с.
Григорьева, Н.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Н.Н. Григорьева. – М.: Изд-во МИ ЭМП, 2010. – 218 с.
Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление/ В.А.Бодров.- М.: Изд-во ПЕРСЕ, 2006.- 528 с.
Дикая, Л. Г. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы / Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев.- М.: Институт психологии РАН, 2007. - 624 с.
Короленко, Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях/ Ц. П. Короленко.- Л.: Наука, 1978. - 271 с.