Психоэмоциональная адаптация человека к экстремальным условиям деятельности сопровождается изменением психофизиологических реакций на границах нормы [1]. Особенно выраженные сдвиги в экстремальной ситуации обусловлены в большей мере не внешними условиями, а нервно-психической готовностью человека к такой нагрузке, его личностными особенностями. Значительное эмоциональное напряжение характерно для студентов и выпускников Тюменского высшего военно-инженерного командного училища. Работа в экстремальных условиях может вызвать дезадаптацию, пограничные психические расстройства, что может привести к развитию патологий. Поэтому, формирование и поддержание стрессоустойчивости является важнейшей частью профессиональной подготовки студентов для будущей работы [2].
Исследование проводилось на базе Тюменского Высшего военного инженерно-командного училища. Для оценки стрессоустойчивости, агрессивности было организованно индивидуальное тестирование студентов 1 и 4 курсов по методике определения уровня тревожности и риска развития неврозов (Наймушина 2000 г.) иметодике Холмса – Р. Раге [4].
Невроз относится к пограничным психическим расстройствам (ППР). Диагностика ППР позволяет определить уровень устойчивости человека в ситуации, когда необходимо адаптироваться к значительным изменениям жизни или к предстоящим стрессогенным событиям [3]. По международной классификации болезней (МКБ-10) невроз характеризуется как состояние субъективного дистресса и психоэмоциональными нарушениями, которые возникают в период адаптации к значительным изменениям в жизнедеятельности человека [4]. Объективная информированность о стрессоустойчивости в состоянии тревожности может работать по механизму противостояния неврозам.
Таблица 1.
Вероятность возникновения невроза среди студентов ТВВИКУ
Курс |
Вероятность возникновения невроза (%) |
||
Низкая |
Средняя |
Высокая |
|
1 |
60% |
36% |
4% |
4 |
48,2% |
40,7% |
11,1% |
Как видно из таблицы 1, у испытуемых обеих групп преимущественно низкие оценки, что говорит о низкой вероятности возникновения невроза среди данного контингента обследованных. Лишь 4% исследованных студентов 1 курса и 11,1 % - 4 курса набрали более 10 баллов и, следовательно, они имеют высокую вероятность возникновения невроза.
Результаты, полученные в ходе тестирования и приведенные в таблице, более наглядно можно представить в виде диаграммы.
Рис. 1. Вероятность возникновения невроза среди студентов 1 и 4 курса.
Полученные данные в ходе проведенного исследования свидетельствуют о благоприятном прогнозе в отношении возникновения пограничных психических расстройств среди курсантов ТВВИКУ.
Важнейшим фактором профессиональной пригодности является стрессоустойчивость, которая определяется как психофизиологическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным и сверхэкстремальным условиям среды [6].
Если говорить, о высокой степени стрессоустойчивости и социальной адаптации, то имеется в виду личность с наиболее развитыми процессами нервной системы, с отсутствием какой-либо тревожности, и с достаточно развитыми волевыми качествами, что естественно помогает человеку быть адаптированным к условиям социума[7]. И наоборот, личности с низкой стрессоустойчивостью очень тревожны, у таких лиц чаще возникают стрессовые ситуации, что ведет к снижению работоспособности развитию патологий [7].
Результаты исследования стрессоустойчивости по методике Т. Холмса-Р. Раге представлены в таблице 2.
Таблица 2
Количественное и процентное соотношение испытуемых по степени сопротивляемости стрессу
1 курс |
4курс |
||||
Степень сопротивляемости стрессу |
|||||
Высокая |
Пороговая |
Низкая |
Высокая |
Пороговая |
Низкая |
63,3% |
36,7% |
0% |
10% |
71,7% |
18,3% |
Рис. 2. Процентное соотношение испытуемых студентов 1 курса по степени сопротивляемости стрессу.
Полученные данные по данной методике демонстрируют преобладание у 63,3% высокой стрессоустойчивости, что свидетельствует об отсутствии у курсантов 1 курса излишней тревожности, однако 36,7% имеют пороговое значение стрессоустойчивости и социальной адаптации, что характеризуется среднем уровнем устойчивости к психоэмоциональному стрессу. В результате можно сделать вывод, что испытуемые характеризуются оптимальным уровнем социальной адаптации у них присутствует достаточно ответственное отношение к выполнению служебных и учебных задач.
Рис. 3. Процентное соотношение студентов 4 курса по степени сопротивляемости стрессу.
Часть студентов старших курсов обладают высоким уровнем сопротивляемости стрессу (10%), однако их доля составляет меньше половины испытуемых. Большинство же студентов этой группы имеют пороговую стрессоустойчивость (71,7%). Низкий уровень стрессоустойчивости был выявлен только у испытуемых группы Б - 18,3 %, у таких лиц чаще возникают стрессовые ситуации, что может вызвать негативное отношение к учебе.
Стоит заметить, что показатели стрессоустойчивости в обеих группах находятся в пределах нормы. Но подавляющая часть первокурсников имеют более высокий уровень в сравнении со студентами 4 курса, у которых данный показатель находится в нижней пограничной зоне. Таким образом, можно отметить тенденцию к снижению стрессоустойчивости у испытуемых старших курсов.
Литература
Мингалев А.Н. Оценка стрессоустойчивости спасателей / А.Н. Мингалев, П.П. Патахов, Д.В. Пухняк // Материалы XI международной научно-практической конференции. – Пенза, 2011. – С. 21-23.
Мингалев А.Н. Количественная оценка стрессоустойчивости у студенток / А. Н. Мингалев, К. В. Дельянов, Д. В. Пухняк // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 9. - С. 57-60.
Судаков, К.В. Системные основы эмоционального стресса / К.В. Судаков, П.Е. Умрюхин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 112 с.: ил.
Основы психологии. Практикум / Ред.–сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.
Митина, О.В. Математические методы в психологии. Практикум. / О.В. Митина. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 240 с.
Адаев, А. И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях / А.И. Адаев. - СПб., 2004.
Обухова, Н. Человек в экстремальной ситуации: теоретическая интерпретация и модели психологической помощи/ Обухова Н. // Развитие личности, 2006. - №3. - С. 45-55.