Исходя из актуальности темы исследования целью работыявляется:рассмотрение железнодорожного туризма в России и Омской области, а также рассмотрение форм, способов и видов железнодорожных туристических поездок.
Для достижения поставленной цели целесообразно решить ряд задач:
Ознакомится с литературой железнодорожного туризма;
Обработать информацию по туристическим поездкам на сайте РЖД;
Рассмотреть формы, способы и виды железнодорожных туристических поездок.
На сегодняшний день железные дороги обеспечивают более высокий уровень надежности по сравнению с воздушным и автомобильным транспортом и точным соблюдением графика передвижения.
Этот вид туризма имеет большие перспективы, поскольку наша страна имеет не только богатые рекреационные ресурсы, но и хорошо развитую сеть железных дорог.
В связи с развитием новых технологий, появлением более быстрых и комфортных видов транспорта, регулярной организацией чартерных рейсов, доставляющих туристов из одной точки планеты в другую за считанные часы и сравнительно небольшие деньги, железнодорожный туризм утратил своё былое величие. Тем не менее, богатейший опыт, накопленный в советское время, может стать основой для возрождения этого вида отдыха и его развития на совершенно новом качественном уровне, если к этому приложить немалые усилия в современном мире.
В последние годы руководство РЖД предпринимает некоторые попытки к возрождению железнодорожного туризма, но преобладание ведомственных интересов не способствует привлечению широких туристских бизнес-структур в этот вид туризма [2]. В железнодорожном ведомстве страны накопилось достаточно проблем, и вместо того чтобы решать их, идя навстречу потребителю и повышая эффективность своей деятельности, там не видят иных путей как переложить свои проблемы на плечи потребителей. Последние годы объемы пассажирских перевозок на поездах дальнего следования постоянно снижаются, а если брать более длительный период, то объемы перевозок сократились в разы. И все-таки, железнодорожный транспорт все еще преобладает в перевозке пассажиров на дальние расстояния. Поездами дальнего следования перевозится внутри России 120 миллионов пассажиров, для сравнения – авиатранспортом 30 – 40 миллионов.
В России существует три способа отправится в путешествие по железной дороге[4].
Способы передвижения |
Условия передвижения |
Цена |
Самостоятельное передвижение |
Билеты на такие поезда можно приобрести в кассах любого вокзала или на сайте ОАО РЖД. Ничего нового в подобных поездках вы для себя не откроете. Стандартные купейные и плацкартные вагоны, как правило, старого образца и без удобств. |
3000-10000 тыс. |
Туристические поезда ОАО РЖД |
Эти поезда следуют по уже определённым туристическим маршрутам и располагают всеми стандартами качества. Однако опять же эти поезда рассчитаны на более состоятельную целевую аудиторию, поскольку имеют в своём составе преимущественно вагоны класса СВ. и VIP. |
10000-30000 тыс. |
Фирменный поезд «Гранд Экспресс» |
Это единственный поезд в России, предлагающий самый широкий набор услуг и включающий в свой состав вагоны не только класса Купе и Люкс, но и класса VIP и Гранд. Поезд находится в пути около 9 часов. По прибытию в Санкт-Петербург или Москву компания «Гранд Экспресс» предлагает своему туристу гостиницу в этом городе и трансфер до неё, которые можно забронировать заблаговременно на сайте компании. |
30000 тыс. и выше |
В России, где на долю железных дорог приходится более 40% пассажирских перевозок, развитие железнодорожного туризма, безусловно, должно представлять особый интерес.
Это подтверждают и результаты исследований, проведенных специалистами кафедры «Сервис и туризм» МИИТа на железнодорожных вокзалах Москвы[3, с 340].
В ходе исследований было опрошено 3000 пассажиров. При этом на вопрос, как Вы относитесь к развитию железнодорожного туризма, положительно ответили 74%, или 2210 человек, отрицательно - 6% (182 человека), затруднились с ответом 20%, т.е. 608 человек.
Вид туризма |
Интересы пассажиров кол(%) |
Приключенческий |
9% |
Отдых на природе |
48% |
Религиозный |
2% |
Лечебно - оздоровительный |
9% |
Пляжный |
18% |
Однодневные маршруты |
20% |
Непродолжительные (2-3 сут.) маршруты |
35% |
Многодневные (отели на колесах) |
17% |
Не интересны маршруты |
14% |
Затрудняюсь ответить |
14% |
Результаты проведенного опроса говорят о том, что большинство испытуемых положительно относятся к развитию железнодорожного туризма. При этом наиболее популярными видами они считают отдых, культурно-познавательный и пляжный туризм, к которым железнодорожный транспорт имеет непосредственное отношение. Значительный интерес для путешественников представляют непродолжительные железнодорожные туристские маршруты на 2-3 дня. Это могут быть поездки выходного дня, тематические экскурсии. Однодневные маршруты также весьма популярны. К сожалению, сегодня в России нет достаточного количества специализированного подвижного состава для путешествий по железным дорогам, поэтому железнодорожный туризм экономически низкоэффективен, что, в свою очередь, сдерживает его развитие. Чтобы сделать путешествия по железной дороге востребованным продуктом придется преодолеть проблемы сервиса, недостатка инфраструктуры и ряд стереотипов, как в потребительской, так и в туроператорской среде[1, с. 33].
Подразделения пассажирского хозяйства совместно с причастными департаментами ОАО «РЖД» могут взять на себя функции централизованного планирования туристско-экскурсионных поездов в дальних и пригородных перевозках. В подразделениях пассажирского хозяйства должны быть разработаны перспективные схемы и программы развития туризма и экскурсионного отдыха, согласованные на региональном и городских уровнях с администрациями, различными органами и службами. Эти программы должны стать основой для формирования предприятиями железнодорожного транспорта разнообразных туристских продуктов.
Для удовлетворения растущих потребностей в сервисном и туристическом обслуживании пассажиров руководство железнодорожного транспорта России приняло решение о создании на железных дорогах единой сети сервис-центров. Объединение сервис-центров в единую сеть, налаживание связей между ними позволяет формировать различные туристские продукты. Железнодорожный транспорт в этом случае имеет определенные преимущества, поскольку практически в любом туристском продукте присутствует основная часть - сама перевозка.
В перспективе в структуре ОАО «РЖД» планируется создать компанию, которая будет оказывать полный комплекс услуг по организации железнодорожных путешествий на специализированном подвижном составе[4]. Это избавит клиентов от необходимости заключения договоров с несколькими организациями по вопросам, касающимся аренды вагонов, разработки маршрута следования, предоставления питания и прочих услуг. Решением всех этих проблем по поручению заказчика будут заниматься сотрудники компании.
Таким образом, компания объединит в себе функции туроператора, создающего новые маршруты и новые турпродукты, и функции по сотрудничеству с управлениями железных дорог по предоставлению специальных составов, предназначенных для перевозок туристов. Кроме того, планируется создание собственного парка туристско-экскурсионных поездов, а также реализация совместных международных проектов по разработке подвижного состава нового поколения для использования в целях туризма. Создание единого органа управления туристскими перевозками, в ведении которого должны быть все вопросы их организации, позволит качественно изменить уровень железнодорожных туристских перевозок.
В России подобная деятельность практически не развита, хотя спрос на неё существует. И опять же позволить себе такую роскошь может далеко не каждый турист со средним достатком. Несмотря на это, данная деятельность существует. Поэтому в заключении хочется отметить, что данная отрасль туризма является одной из самых востребованных и перспективных для развития. Но ряд такие проблем, как отсутствие общедоступности, не знание людей о существовании альтернативных видов железнодорожных услуг и простые российские стереотипы значительно тормозят его.
Список литературы:
Егорова Н. Е., Цыганков Д. А. Методы и инновации в планировании развития внутреннего туризма в регионе // Экономика и предпринимательство. 2013.- 88с.
Ильина Е.Н. организация железнодорожных путешествий. Учебно - методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2006, - 104с.
Сенин В.С. Организация международного туризма.-М.: Финансы и статистика, 2004.-400 с.
Стратегические направления научно-технического развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 г. [Электронный ресурс] - https://studfiles.net/preview/2140699/ (дата обращения 6.10.2017.).