Важнейшим средством позиционирования региона является информация, доступная через общественные телекоммуникационные каналы. Виртуальный образ региона создается с помощью информации, представленной на многочисленных сайтах, как официального уровня, так и частного характера. Библиотека, владеющая большими объемами информации и самостоятельно создающая региональный контекст, также участвует в формировании социокультурного портрета своей территории.
Менее всего библиотеку связывают с инновационным управлением, бизнесом, экономикой. Однако она обладает авторитетными, актуальными, достоверными ресурсами, умением систематизировать и продвигать краеведческую информацию среди различных групп населения и в различных сферах деятельности, в том числе и в профессиональных кругах.
Так, например, 6 лет назад после реконструкции историко-культурного комплекса «Омская крепость» началась компания по его популяризации как культурного бренда города. Библиотечный культурно-просветительский проект «Новая жизнь старой крепости» предусматривал не только проведение мероприятий, но и ежедневные экскурсии по территории Крепости по поручению департамента культуры. По факту, за пять месяцев, было проведено 450 экскурсий. Стала очевидной необходимость создания Экскурсионного бюро, и, соответственно, встала задача формирования внутренней готовности персонала к переменам. Но, все пошло неплохо и уже в 2012 году экскурсионная деятельность омских библиотек признана одной из лучших среди четырехсот городских практик на Международном смотре-конкурсе городов СНГ и ЕврАзЭС.
Вовлекая читателей, пользователей, исследователей, научную общественность в создание ресурсов, отражающих специфику территории, библиотека тем самым создает условия для формирования социокультурной идентичности и предоставляет возможности для самореализации активной части местного сообщества, и в конечном итоге непосредственно влияет на социальное развитие страны и ее будущее.
Де-юре региональная библиотека — центр создания регионального краеведческого компонента в единой системе информационных ресурсов России. Де-факто сайт региональной библиотеки является примером объединения творческого, научного, образовательного потенциала территории в целях формирования привлекательного образа региона.
Все вышесказанное показывает, что возможности библиотек по созданию информационных продуктов можно и нужно использовать в качестве ресурса для территориального брендинга. И сегодня необходимо наглядно и выгодно подавать библиотечные ресурсы как товар, который следует продвигать на рынок, и не только на региональный, но и национальный.
Участие в создании территориального бренда позволяет «уйти» в другое проблемное поле: осмысление, оценка исторического и культурного прошлого, интерпретация имеющихся знаний и современное их восприятие, формирование позитивного образа и уважительное отношение к месту обитания.
Специфика библиотечной деятельности такова, что библиотека должна постоянно реагировать на изменяющиеся запросы пользователей и на изменения в обществе в целом. Постоянная работа с обновляемой информацией и, как следствие, обеспечение оперативного доступа читателей к новым знаниям позволяют библиотеке полноправно и результативно участвовать в формировании положительного образа региона в общественном сознании.
Роль библиотеки в территориальном брендинге огромна. С помощью библиотек, как обычных, так и электронных регион может определять то, что людям интересно. Также регион может принимать отзывы от читателей на сайтах, которые предоставляют огромные возможности для коммуникаций между человеком и администрацией библиотеки.
Библиотека играет неотъемлемую часть в формировании регионального бренда. В современном мире роль книг уходит на второй план, и, чтобы этого не происходило, электронные возможности библиотечных систем дают книгам «вторую жизнь»
Список литературы:
1. Чернявская Н.Л. Продвижение территории через публичные бренды: публичные библиотеки в поисках новых возможностей. 2016.
2.Мартынова Е. Н. Роль библиотек в формировании и продвижении электронных ресурсов краеведческой направленности. / Е. Н. Мартынова // Чтение и время. 2014.
3. МакМенеми Д. Предоставление электронных услуг: руководство для публ. библиотек и центров обучения /Д. МакМенеми, А. Поултер; пер. с англ. Е. М. Зайцева, К. Ю. Волкова. 2-е изд., стер. М.: Омега, 2011. 248 с.
4. Селюков М.В., Шалыгина Н.П., Шалыгина Т. О. Развитие регионального брендинга как маркетинговой технологии // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
Электронные ресурсы:
1. Продвижение территориального бренда через региональные библиотечные ресурсы [https://www.cultmanager.ru/article/7205-qqess7-prodvijenie-territorialnogo-brenda-cherez-regionalnye-bibliotechnye-resursy]: статья. – /Справочник «Учреждения культуры» – Электронные данные.2016г.