ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Новиков М.Р. 1, Иванченко Е.А. 2
1Северо-Кавказский Федеральный университет г.Ставрополь Юридический институт
2Кафедра правовой культуры и защиты прав человека Юридического института СКФУ (г. Ставрополь)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Российской Федерации действует принцип участия граждан в отправлении правосудия, правовой основой для действия данного принципа является ч. 5 ст. 32 Конституции РФ в которой говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Данный принцип утверждает участие граждан в разрешении уголовных и арбитражных дел, и является одним из проявлений демократии, так как закрепляет участие представителей народа в осуществлении судебной власти.

В соответствии со ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» участие граждан в отправлении правосудия осуществляется в двух формах: в качестве присяжных заседателей и арбитражных заседателей. [1]

Особенностью присяжных заседателей является то, что они привлекаются к рассмотрению уголовных дел подсудных судам областного звена, при условии заявления обвиняемым. Этот правовой институт был учрежден впервые в 1864 году в ходе судебно- правовой реформы, но отменен в 1917 году «декретом о суде». Присяжные заседатели имеют право принимать решение только по вопросам факта: о наличии преступного деяния; доказано ли, что данное деяние совершил подсудимый и если доказано, то заслуживает ли он снисхождения. Тогда как вопросы права решает судья-профессионал. Важным фактом является то, что присяжные фактически независимы от судьи при вынесении решения. [2] Кандидаты на пост присяжных заседателей должны соответствовать определенным требованиям, которые регламентируются в ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Основными критериями являются: возраст-25 полных лет, отсутствие судимости, дееспособность. Списков кандидатов присяжных заседателей формируется в порядке, установленном ст. 4 и ст. 5 данного федерального закона. Раз в 4 года составляется основной список кандидатов и запасной, количество устанавливается соотношением граждан постоянно проживающих на территории муниципального образования и граждан постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом и по окончании исполнения своих обязанностей в качестве присяжного заседателя гражданин получает вознаграждение. [3] Применение института присяжных заседателей можно считать проявлением демократии в судопроизводстве.

Однако касательно института присяжных заседателей проходят дискуссии о логичности его применения в рассмотрении уголовных дел. Главным и основным минусом данного института является непрофессионализм людей, которые его представляют. Это бывают люди разных профессий не обязательно юридических, и в связи с этим, принимая решение, они ориентируются больше на свои эмоции, которые возникают во время судебного процесса.

Сторонники института присяжных заседателей руководствуются тем, что появляется возможность выслушать сразу несколько мнений, а не только судейское. Также по мнению сторонников данного института плюсом является то, что можно определить, как приговор суда воспринимает обычное население, из чего можно сделать вывод о понятности толкования законов. Этот вопрос остается открытым и на сегодняшний день. [4]

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении дел наравне с судьей-профессионалом и при осуществлении правосудия пользуются правами и несут обязанности судьи. Порядок привлечения граждан ка арбитражных заседателей регламентируется в ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации». Особенное внимание стоит уделить второй статье данного федерального закона о требованиях, предъявляемых арбитражным заседателям. В отличие от присяжных заседателей арбитражные заседатели должны иметь высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Они не должны состоять в близком родстве с председателем или заместителем председателя того же арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Списки арбитражных заседателей также формируются иначе. В соответствии с третьей статьей данного закона, списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Сами списки предоставляются арбитражными судами субъектов РФ на утверждение в Верховный суд РФ и после утверждения публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». Это обусловлено спецификой дел, которые входят в компетенцию арбитражного суда и согласно ст. 27 ст. 28 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» это дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Именно поэтому для кандидатуры арбитражных заседателей установлены такие требования, так как для разрешения проблем подобного рода необходимо обладать знаниями и опытом работы в сфере экономический правоотношений, так как при осуществлении правосудия арбитражными судами используются не только нормы действующего законодательства, но и обычаи делового оборота. В этой связи, как показала практика, участие арбитражных заседателей способствует справедливому и компетентному разрешению споров, рассматриваемых арбитражными судами. Иначе человек данными знаниями не обладающий не сможет ориентироваться в делах, которые подведомственны арбитражному суду, и соответственно с большой вероятностью примет неверное решение. [5]

Принцип участия граждан в отправлении правосудия в настоящее время является одним из способов проявления демократии в государстве. В России применяется две формы данного участия: присяжные и арбитражные заседатели. Его нельзя назвать новым по отношению к России, однако еще возникает много противоречий связанных с его применением, в частности института присяжных заседателей. Реализация данного принципа не идеальна и требует дальнейшего совершенствования, но он нужен для России и отказать от него сейчас нельзя.

Библиографические ссылки

1. [К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. Правоохранительные органы. М: Зерцало, 2007. с. 98-100]

  1. [Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство). М:"Юрист", 2005 с. 64-66]

  2. [Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"]

  3. [Попова А.Д. Суд присяжных как атрибут демократического государства: история и современность // Российская юстиция. - 2010.]

  4. [Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"]

  5. [Шидакова М.А., Иванченко Е.А. Судебная власть как правовой институт защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации// Сборник научных трудов кафедры правовой культуры и защиты прав человека Северо-кавказский федеральный университет-2017. –С.81-86]

Просмотров работы: 1995