Решение задач стабилизации положения организации требует нахождения источников финансовых ресурсов, их рационального распределения, эффективного использования в ходе проведения финансового анализа, дающего оценку эффективной финансовой политики хозяйствующего субъекта [1].
Понятие «финансовая политика» широкое и многогранное, поэтому в современной экономической литературе трактовка сущности, систематизация и выбор оценочных показателей, ее характеризующих, неоднозначны и недостаточно аргументированы. Весьма актуальными являются вопросы о границах и возможностях наиболее эффективного использования всей системы формирования и управления финансовой политикой в практической деятельности организаций, а также об алгоритмах и интерпретации показателей, их критериях с учетом отраслевых особенностей функционирования.
Следует отметить, что до сих пор нет достаточно развитой и обоснованной нормативно-правовой базы анализа и вариантов формирования эффективной финансовой политики коммерческих организаций, а рассматриваемая тема пока еще не нашла широкого отражения в трудах ученых и специалистов. Вместе с тем, формирование эффективных механизмов краткосрочной финансовой политики, направленной на решение текущих задач предприятия, является чрезвычайно важной проблемой финансового управления предприятием.
Для отечественной хозяйственной среды характерна недооценка финансовой политики на внутрихозяйственном уровне. В том или ином объеме она имеется практически в каждой компании, однако, в большинстве своем, имеет вербальную (не текстовую) форму, дискретна по охватываемым разновидностям, непоследовательна в части отдельных составляющих. Применяемые в ходе реализации финансовой политики легальные и нелегальные инструменты характеризуются перевесом последних. Это снижает значимость финансовой политики в управлении корпоративными финансами, обусловливает ее формальный характер в традиционных разновидностях и сдерживает поиск новых направлений ее формирования и реализации [2].
Методика оценки эффективности краткосрочной финансовой политики включает ряд этапов.
1. Выяснение (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.): целей и финансовых стратегий организации (общие и по структурным составляющим), финансовые программы развития; внешних и внутренних факторов функционирования.
2. Анализ:
- организационно-распорядительной документации организации регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы и т.д.);
- форм финансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерской отчетности, бюджетов, платежных календарей, бизнес-планов, отчетов о структуре затрат, отчетов об объемах продаж, отчет о состоянии запасов, балансов оборотных средств, ведомостей - расшифровок задолженности дебиторов и кредиторов и т.д.);
- кредитных соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реестров акционеров, эмиссионных документов, счета-фактуры, платежной документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между организацией и иными юридическими (физическими) лицами.
3.Контроль финансовой политики, включающий ряд направлений:
3.1. Финансовые результаты деятельности организации, имущественное положение и финансовое состояние, деловая активность и эффективность деятельности.
3.2. Управление структурой капитала организации.
3.3. Политика привлечения новых финансовых ресурсов.
3.4. Управление капиталом, вложенным в основные средства.
3.5. Управление оборотными средствами.
3.6. Управление финансовыми рисками.
3.7. Системы бюджетирования и бизнес-планирования.
3.8. Система безналичных расчетов [2].
Оценка финансовой политики организации может выполняться как внутренними, так и внешними, то есть независимыми, специалистами - аудиторами. В последнем случае она является одним из видов консультационных услуг клиенту.
Недооценка финансовой политики на внутрихозяйственном уровне влечет за собой низкий уровень экспертных оценок в области российского финансового менеджмента, а также неудовлетворительные параметры финансового состояния в масштабе большинства отечественных предприятий, основных отраслей экономики, национального бизнеса в целом.
Недостатки в области корпоративной финансовой политики и механизма ее реализации во многом обусловлены динамичностью финансов и финансовых отношений, что требует постоянной актуализации способов и инструментов управления финансами. В отечественной экономике эта изменчивость не подкрепляется адекватной методической поддержкой. В этих условиях разработки методического характера в области финансовой политики являются достаточно востребованными.
Литература:
Исачкова Л.Н. Методическое пособие по проведению финансового анализа в системе управления организацией / Исачкова Л.Н., Хут С.Ю., Асанова Н.А. – Краснодар: Краснодарский кооперативный институт, Краснодар: ИА Дедкова С.А., 2017 – 125 с.
Хут С.Ю. Проблемы управления малым и средним бизнесом в условиях экономической безопасности / Хут С.Ю., Абраменко А.В. // в сборнике: Инновационные технологии - инновационной экономике материалы V международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. 2016. С. 34-38.