Одним из важных механизмов декоративной деятельности детей является их зрительная память. Качество выполняемых работ детьми, например рисунки узоров по мотивам народных росписей, зависит от уровня развития зрительной памяти. В процессе творческой деятельности ребенок запоминает и передает цветовые сочетания, сочетания элементов росписей и линий [2].
Образы зрительной памяти занимают важное место в изобразительном процессе детей. Развитие зрительной памяти детей зависит от частого наблюдения, изучения и изображения различных объектов натуры, произведений народных мастеров. Изучение натуры (изображаемого объекта) положительно влияет на развитие долговременной памяти. Когда ребенок рисует по памяти, то происходит развитие, так как в процессе практической деятельности дети вспоминают, какой цвет, форма были у предложенного объекта. В процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства формируются образы памяти, содержание, которых отражается в эстетическом развитии вкусов, взглядов детей.
Рисование с натуры является хорошим средством эстетического воспитания детей, изображая природу, ребенок изучает разнообразие цветовой гаммы, различных форм, учится видеть прекрасное в окружающем мире.
Развивая у обучающихся способность к ясным образным представлениям, декоративное рисование влияет на развитие памяти (двигательной, эмоциональной и словесно-логической), чувство ритма.
Ритм в декоративном рисовании – это равномерное чередование элементов в определённой последовательности. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка.
Чтобы развить чувство ритма, на первом этапе детей учат проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Мазок – самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге [1]. Так же детям можно предложить самые простые композиции первых рисунков – ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.
Развитие чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением.
Декоративное рисование является площадкой для формирования у ребенка планирующей деятельности, так как сначала необходимо придумать узор, подобрать выразительные средства, в процессе деятельности развивается чувство ритма, зрительная память.
Список литературы
Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. 124 с.
Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. /С.А. Куликова [и др. ]. М.: Издательский центр Академия, 2001. 416 с.
Вершинина, Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр /Н. Вершинина, О. Горбова // Дошкольное воспитание. 2004. – N 6. С. 42-52.