ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. При этом потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть их поведение характеризуется «сверхподвижностью». По данным разных авторов в современном обществе от 2 до 20% детей дошкольного возраста проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность, импульсивность, нарушение внимания мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать образовательную программу.

Актуальность проблемы заключается в том, что многие практические работники, имея теоретические знания о гиперактивности, особенностях её проявления, не всегда могут подобрать эффективные приемы воздействия на детей, а также не все родители имеют теоретические и практические знания преодоления данного проявления у детей. Взрослые, окружающие гиперактивного ребенка, зачастую оказываются совершенно беспомощными в различных конфликтных ситуациях. При этом большинство из них не в состоянии не только установить причину и оказать помощь таким детям, но даже не видят факт эмоциональных переживаний ребенка, не видят того, что ребенок становится заложником своего поведения, своих проблем. Часто отношения между гиперактивным ребенком и взрослым омрачается разочарованием и раздражением последних, основой для этого в большинстве случаев является элементарное незнание причин поведения ребенка [3].

В детском возрасте проблема поведения остается одной из важных. У детей в дошкольном возрасте только начинает формироваться сознательное управление своим поведением. Ребенок учится планировать и контролировать свои действия. В такой период выделяется ведущий мотив. Он определяет поведение ребенка. Но, как бы ни выстроилась система мотивов, она разрушается под влиянием эмоций, импульсивности, и это приводит к нарушению поведения [2].

Существуют методы коррекции поведения ребенка, и они разделяются на две группы. Первая группа методов: методы изменения отношения к ребенку. Во вторую группу входят методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности, изменение содержания деятельности, смысла. Одним из таких видов является художественная деятельность в различных видах и жанрах искусства. Как известно С.Т Шацкий отмечал, что искусство гармонично формирует все компоненты личности.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца. Творчество дошкольника как путь познания и освоения окружающего мира наполнен особой эмоциональной насыщенностью, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и способствует формированию его культуры [4].

Маленькие дошкольники часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Изобразительная деятельность – эффективное средство для коррекции поведения ребенка, так как сам процесс художественного творчества оказывает успокаивающее действие, снимает напряжение. Дети испытывают радость творчества и преодоления трудностей.

Изобразительное творчество способно у ребенка развивать чувства и эмоции, мотивы и изменить его поведение. При использовании такой коррекционной работы ребенок получает возможность для самовыражения и самопознания. Например, рисование в рамках коррекционной работы направлено на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении и научиться им управлять. Перед гиперактивными детьми стоят следующие задачи: продолжать рисовать начатое; сосредоточение на деталях рисунка и дорисовка их до конца; не перескакивать с сюжета на сюжет; обязательно закончить работу [5].

Перспективным направлением коррекционно-педагогической работы с гиперактивными детьми является применение нетрадиционных техник изображения, что обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками. Знакомство с новыми изобразительными материалами компенсируют нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, снижают признаки гиперактивного поведения (двигательной активности, импульсивности, нарушения внимания), способствуют становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.

Существует множество нетрадиционных техник: рисование пальцами, техника «тычок жесткой кистью», кляксография, монотипия, обрывная аппликация, техника оттиска штампами и другие. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро, что необходимо детям с повышенной двигательной активностью, достичь желаемого результата и получить оценку окружающих. Применение нетрадиционных техник не требует от гиперактивного ребенка кропотливой работы в создании изображения, длительной концентрации внимания, необходимости запоминания длинной инструкции, тщательной прорисовки деталей. При этом полученный результат создает ребенку ситуацию успеха и побуждает к новой деятельности. Ребенок становится успешным в том виде деятельности, где раньше он не получал одобрения и поощрения со стороны взрослого, так как в силу своих особенностей не в состоянии был овладеть определенными техническими навыками. Самоценным в применении нетрадиционных техник является не конечный продукт, а развитие личности – формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Например, техника «тычок жесткой кистью» требует от ребенка с гиперактивным поведением определенного уровня развития технических умений и навыков. Рассматриваемый способ изображения во многом сходен с техникой рисования кистью, но имеет некоторые отличия в удержании инструмента и в нанесении им точек, мазков, пятен. Оригинальное рисование является простым и доступным для гиперактивного ребенка, расширяет представления об использовании знакомых предметов в качестве художественных материалов, побуждает к экспериментированию, заинтересовывает ребенка.

Или техника «оттиска штампами» и различными по фактуре материалами (пенопласт, пробки, сухие листья) предполагает довольно простую цепочку последовательных действий, которую ребенок с нарушенным вниманием в состоянии освоить. Эта техника позволяет перейти от сюжетов с хаотичным композиционным расположением объектов к сюжетам с более локализированной композицией. Использование данной техники детьми с гиперактивным поведением наиболее предпочтительно при декоративном рисовании, так как повторение одного и того же движения формирует его ритмичность, что способствует совершенствованию технических навыков и усиливает кинестетический контроль качества движений. В то же время дети осваивают простую организацию декоративной композиции (в виде линейного орнамента, в основе которой лежит ритмичное повторение элемента узора), но другими, более доступными для них художественными средствами.

Использовать можно самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Такой подход способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Гиперактивные дети быстро и охотно включаются в такую творческую работу, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда. Ребенок с удовольствием демонстрирует свои работы родителям, бабушкам, погружает их в это увлекательное занятие и с гордостью несет из дома рисунки, выполненные вместе с родными [1].

Таким образом, ребенок занят тем, что у него получается и ему интересно. Он старается добиться видимых результатов, довести начатое дело до конца. Осознание своих действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением и преодолеть его импульсивность.

Результатом знакомства детей с нетрадиционными изобразительными техниками является снижение признаков гиперактивного поведения.

Литература:

1. Гущина Н.Н. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников [Текст] / Н.Н. Гущина // Воспитатель ДОУ. 2011. № 5.

2. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте [Текст] /Н.Н. Заваденко. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.

3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. [Текст] Монография. СПб.: Речь, 2007. 186 с.

4. Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам [Текст] /А.Л. Сиротюк. М.: ТЦ Сфера, 2005. 125 с.

5. Соколова Г.А. Воспитание творческого воображения у младших дошкольников [Текст] /Г.А. Соколова // Воспитатель ДОУ. 2011. №2.

Просмотров работы: 197