Конкурентная стратегия новаторов заключается в следующем: фирма предлагает рынку оригинальный товар (услугу), получая при этом устойчивое конкурентное преимущество, быстро растет, получает монопольную высокую прибыль.
Особенностями являются: высокая степень риска; опасность имитации со стороны конкурентов; неустойчивое качество.
Подобная стратегия присуща и крупным, и небольшим предприятиям. Но тут необходим высококвалифицированный персонал, а также крупные финансовые ресурсы.
Конкурентная стратегия синергизм - это соединение двух и более бизнес-единиц под общим руководством. В деловой практике это означает, что (2+2)>4. Это переход количества в новое качество. Предполагает эффективную деятельность предприятия, способствует высокой рентабельности, но уменьшает оперативность и гибкость управления.
Разработка конкурентной стратегии – это непрерывный, адаптивный и творческий процесс, который учитывает изменения во внешней, а также внутренней среде организаций. Стратегический план – это программа социально-экономический деятельности предприятия (организации) и всех подразделений, которая направлена на достижение поставленных целей.
Конкурентное преимущество – это концентрированное проявление превосходства над конкурентами в различных сферах работы конкретной организации, измеряемое экономическими, а также финансовыми показателями. Его не надо понимать как потенциальную возможность предприятия. Это не возможность, а факт, который имеет место быть в результате реальных предпочтений определенного круга покупателей. В бизнесе конкурентное преимущество – одна из главных, основных целей и результат экономической деятельности предприятия. Чтобы достичь этой цели, необходимы усилия всего коллектива организации [1].
Конкурентное преимущество может появиться, если у вас на предприятии низкая себестоимость товара или услуг, высокий уровень дифференциации продукции, оптимальное сегментирование рынка, внедряются инновации, осуществляется достаточно быстрое реагирование на потребности рынка. К нему относят производительность труда и квалификацию сотрудников, качество продукции, высокий профессионализм менеджеров, высокий уровень стратегического менеджмента.
Конкурентное преимущество носит сравнительный характер, поскольку его можно выявить, только сравнивая характеристики, влияющие на экономические показатели эффективности продаж [2].
Число предпочитаемых выборов со стороны респондентов может служить отражением рейтинга товара, являющегося результатом маркетингового анализа. В особом положении находятся продукты, которые обладают уникальными характеристиками, не имеющие аналогов. Такие товары, имея абсолютные конкурентные преимущества, обладают (кроме уникальной ценности) ещё и тем, что они преодолевают на какое-то время границы конкуренции и являются монополистами на рынке. Но этот тип монополизма, поддерживаемый государством, закрепляется способом патентования новых характеристик товара. Эти абсолютные преимущества будут создавать дополнительный стимул научно-техническому развитию, что поможет развиваться и конкуренции. Конкурентное преимущество всякого экономического объекта не может быть универсальным, он может быть только относительным. Чтобы добиться его, необходим целый комплекс мероприятий, однако, и они могут оказаться недостаточными, так как внешние факторы могут оказаться сильнее.
Именно вопросам анализа влияния различных факторов на организацию посвящена теория конкурентных преимуществ Портера. В работе «Международная конкуренция» он пришёл к следующему выводу: глобальные конкурентные преимущества национальных предприятий зависят больше всего от того, в какой макроэкономической и социальной среде проводится их работа в стране [3].
Таким образом, стратегическое управление представляет собой процесс, который опирается на человеческий фактор как на фундамент для предприятия или организации. Оно ориентировано, прежде всего, на запросы рынка (или другими словами потребителей) и позволяет гибко и быстро вносить изменения, необходимые для работы в соответствии со спросом. Именно стратегическое управление позволяет предприятию нормально функционировать в постоянно меняющихся условиях, быть конкурентоспособным и приносить стабильную прибыль. В отличие от оперативного, этот вид управления позволяет не только спланировать работу организации на долгий срок, но и сделать ее максимально успешной.
Алгоритм стратегического управления содержит восемь элементов, среди которых можно назвать следующие: определение общих целей, миссия предприятия в рамках общих целей, оценка внутренней и внешней сред предприятия, конкретизация миссии, цели и задач, выбор конкурентной стратегии, оценка выбранной конкурентной стратегии (SWOT- и GAP-анализ), создание плана осуществления выбранной конкурентной стратегии с указанием ответственных за выполнение и сроков выполнения, осуществление выбранной конкурентной стратегии в соответствии с планом, оценка результатов осуществления конкурентной стратегии.
Литература:
Асанова Н.А. Оценка инвестиционной привлекательности Краснодарского края с учетом фактора инвестиционного риска / Асанова Н.А., Ешугова Ф.Р., Хут С.Ю. // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т.8. №2. С.7.
Исачкова Л.Н. Экономический анализ в системе управления основными средствами организации / Исачкова Л.Н., Гарбуз В.В.// Инновационные технологии - инновационной экономике сборник материалов V международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. 2016. С. 176-181.