ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

В нынешней образовательной ситуации приходиться констатировать глубинное противоречие между: востребованностью педагогических знаний и технологий организации оптимального взаимодействия в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при недостаточном использовании современных вариативных ресурсов, средств, форм и методов работы с дошкольниками; необходимостью научно-методического обеспечения и сопровождения ФГОС дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и педагогического поиска инновационных оснований организации художественно-эстетического образования ребёнка.

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности [1].

Значение художественно-эстетического развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующее от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. В наиболее общем виде результатом художественно-эстетической культуры в педагогическом аспекте может выступать эстетико-поведенческий элемент культуры ребёнка, который реализуется в разных сферах человеческой деятельности (отношение к природе, эстетика общения, культура речи, изобразительное искусство).

Для обеспечения качественного результата художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддержание в детях постоянного интереса и увлечённости народной культурой; разными видами искусства и окружающим; желание каждый раз выражать свои чувства, своё видение и отношение к миру в ярких художественных образах.

В современном дошкольном образовании назрел вопрос о пересмотре содержательной стороны условий и иной оценки их роли в художественно-эстетическом и творческом развитии личности. Обоснование основных содержательных условий в педагогике предпринималось многими исследователями (Е.В. Бондаренко, А.М. Вербенец, В.И. Волынкин, А.Г. Гогоберидзе, И.А. Лыкова, О.В. Солнцева), которые рассматривали их как культурные ресурсы.

Практика работы в дошкольных учреждениях показала, что эффективность педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста немыслима без ресурсного обеспечения, которое понимается как необходимое информационно-методическое средство, позволяющее вывести всех участников образовательного процесса: «ДОО – ребёнок – родитель» на качественно новый уровень компетентности.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются в жизни с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневной трудовой деятельности, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде познание прекрасного и безобразного, трагического и комического может играть важную роль. Красота увиденного, способна доставлять радость и удовольствие, содействует стимуляции трудовой активности личности, наделять приятными чувствами встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствовать и сопереживать, комическое помогает преодолеть существующие недостатки.

Эстетическое воспитание является целенаправленным процессом развития творческой личности, которая способна к восприятию, анализу, пониманию и оцениванию прекрасного, созданию на этой основе системы художественных ценностей.

Стимулирование интегрального способа общения ребенка с миром, процесс эстетического воспитания готовит дошкольника на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения к гармонизации окружающей действительности и продуктов своей деятельности, себя и своего общения с другими людьми.

В.Н. Шацкая обозначает цель эстетического воспитания в том, чтобы служить формированию способности обучающихся эстетически активно формировать отношение к произведениям искусства, а также стимулировать посильное их участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из приведенного определения автора следует, что важное место в процессе эстетического воспитания следует отводить знакомству с миром искусства. Искусство является частью эстетической культуры и художественного воспитания, важной, весомой составляющей, но охватывающей только одну сферу человеческой деятельности [2].

В процессе эстетического воспитания реализуется ряд специальных задач, которые можно дифференцировать по двум группам.

В первую группу задач, которая направлена на развитие эстетического отношения к миру прекрасного, включается следующее: развитие умений понимать и замечать красоту в природных явлениях, поступках людей, искусстве, оценивать красоту; воспитывая тонкость художественного вкуса, потребность в освоении прекрасного.

Во вторую группу задач, направленную на приобретение разнообразных художественных умений в областях разных искусств, включается: рисование, лепка, конструирование; пение, выполнение движений под музыкальное сопровождение; словесное творчество детей.

Определение уровня эстетической воспитанности личности, в значительной мере способствует совершенствованию работы по эстетическому развитию детской личности, которая может иметь более определенный и целенаправленный характер.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представляется как педагогически адаптированным опытом, который состоит из нескольких компонентов, которые носят взаимосвязанный и взаимозависимый характер [6].

  1. Комплекс художественно-образных представлений, освоение которых может обеспечивать создание в понимании ребенка целостно-смысловой эстетической картины мира как образа культуры.

В образовательный процесс в детском саду могут быть включены в тесном взаимодействии и музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, чтение и анализ художественной литературы, а также соединение таких синтетических видов искусства, как театральное и танцевальное творчество.

Эта система, по мнению Т.С. Комаровой, Е.М. Торшиловой, является наиболее доступной для детей, помогая открывать более широкие перспективы в области развития их эмоционально-познавательной сферы и эстетической культуры.

2. Опыт практической деятельности, предполагает развитие специальных художественно-эстетических умений и навыков, которые обеспечивают наличие результативности в продуктивной художественно-эстетической деятельности. Вопросы освоения детьми спектра различных средств художественной выразительности на протяжении долгих лет были одними из самых дискуссионных. Концепция художественно-эстетического воспитания в той или иной педагогической стратегии проектировалась таким образом, что в ней доминирующим аспектом выступала организация: практической (продуктивной) художественной деятельности или развитие способности детей к восприятию искусства и красоты окружающего мира.

3. Опыт творческой деятельности, который связан с формированием творческого воображения, фантазии, специальных направлений и видов в искусстве. Благодаря опыту в художественно-творческой деятельности обеспечивается человеческое осознание способности к отражению и преобразованию действительности. Порождая поступление новой информации, творчество выступает как источник тех изменений, которые не могут отменить существование уже сложившихся традиций, а могут лишь видоизменить их в зависимости от определенных критериев по отбору эстетических и социально-нравственных ценностей и представлений об Истине, Добре и Красоте.

Дошкольный возраст характеризуется стремлением детей к проявлению самовыражения и творчества. Приобретение творческого опыта, пусть даже самого скромного, выступает как необходимое условие гармоничного художественно-эстетического развития личности дошкольника. Высокий уровень чувствительности сенсорных зон нервной системы детей дошкольного возраста, всех органов чувств способствует интенсивному обогащению зрительных, слуховых, обонятельных и особенно речеслуховых представлений, представляющих собой основу для развития образной памяти, ассоциативного мышления, воображения. Учитывая эти особенности детей дошкольного возраста, педагог включает дошкольников (и включается сам) в игровые действия, используя звук, цвет, движения.

Содержание продуктивных видов деятельности ребенка представлено в русле программного направления «Художественно-эстетическое развитие дошкольника». Это относится к изобразительной и музыкально-художественной деятельности детей, но и к конструированию, в которое также включаются элементы художественного проектирования и которое, в данный момент, отнесено к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.

Художественное конструирование, художественный труд занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях (В. Брофман; В. Дуброва, Л. Савченко; Л.В. Куцакова; Н.А. Малышева).

Предпосылки развития эстетической культуры ребенка и ее развитые формы складываются в процессе становления детского воображения. Этот процесс приобретает содержательно обогащенную основу в рамках продуктивных видов деятельности. В свою очередь, педагогический ресурс самих этих видов деятельности в плане развития воображения возрастает по мере их ориентации на исторически сложившиеся ценности художественно-эстетической культуры.

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В исследованиях и методических разработках (Т.Н. Доронова; С.Г. Якобсон; Т.Г. Казакова; Т.С. Комарова) высвечены различные грани творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации и иных видов этой деятельности на разных этапах дошкольного детства. Условия их формирования отражены в ряде дошкольных образовательных программ общего (например, «Радуга», «Детство», «Истоки», «Из детства в отрочество», «Преемственность») и специального профиля («Гармония», «Красота – радость – творчество», «Природа и художник»).

Организация художественной деятельности в детском саду выступает как значимое условие и средство эстетического воспитания дошкольников, в которой ведущую роль занимает как воспитатель, так и сам ребенок. Общепринятым является тот факт, что воспитание ребенка на основе деятельностного подхода, еще одна закономерность его эстетического воспитания.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.

1 блок – организованная деятельность,

2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,

3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Реализация инновационных технологий художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, основанных на инновационной деятельности педагога, включающих представленные выше направления, позволит максимально проявить художественно-творческие возможности детей, которые формируются в продуктивных видах деятельности; и способствовуют развитию потребностей, интересов, творческих способностей каждого ребёнка.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.: Просвещение. 2012. 176 с.

  2. Балашова, Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2013. 25 с.

  3. Галанов А.С. Корнилова С.Н., Куликова С.Л., «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» М.: Творческий центр «Сфера». 1999. 198 с.

  4. Гаранина, Н.К. Роль семьи в приобщении дошкольников к народной культуре //Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал. 2014. № 8. С. 110-115.

  5. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». М.: издательский центр «Академия». 2015. 214 с.

  6. Горина Л. В. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования // Современная наука: теоретические и прикладные аспекты развития / гл. ред. И. В. Романова. Чебоксары: INet, 2014. – Вып. 1. С. 61-64.

  7. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. М.: Цветной мир. 2014. 154 с.

  8. Ожерельева О.В. Искусство в дизайнерском творчестве детей. Радужная палитра. Методические материалы для дополнительного образования детей. Борисоглебск. 2012. С. 218. Ил. 40.

Просмотров работы: 601