ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ГЕРОЯ В СЮЖЕТНОМ РИСОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ГЕРОЯ В СЮЖЕТНОМ РИСОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рисование – это один из полезных и интересных видов творчества, в результате которого создаются графические и живописные изображения с использованием различных материалов и техник.

Дети рассматривают занятия изобразительной деятельностью как необычный и новый для них опыт. Поначалу маленького ребёнка не очень интересует результат, а вот сам процесс ему интересен. При умелой организации деятельности рисование может стать для старших дошкольников одним из любимых занятий.

Из всех видов рисования старших дошкольников больше интересует сюжетное рисование. Научить создавать выразительный образ в композиции возможно с помощью выполнения набросков фигур животных и человека, иллюстраций к любимым русским народным сказкам [1].

Главной задачей в формировании выразительного образа человека в сюжетном рисовании является помощь детям в познании окружающей действительности, в развитии у них наблюдательности, в обучении приемам изображения доступными изобразительными средствами для данного возраста. В процессе создания образа человека у ребенка расширяются представления о различных эмоциональных состояниях людей и их внешних проявлениях. Особенно эти представления проявляются и осознаются ребенком в процессе изображения сюжетного рисунка.

Под выразительным образом героя в сюжетном рисовании детей дошкольного возраста понимают отображение детьми эмоций, настроения, характера изображаемого персонажа посредством использования различных выразительных средств (контраст цветов, формы лица и тела, нажим на карандаш).

В работе с детьми старшего дошкольного возраста для формирования выразительного образа в сюжетном рисовании очень важно использовать иллюстративный материал разных художников. Вопрос композиции рисунка поможет решить просмотр сказки в кукольном театре. Лепка и аппликация также оказывают большое внимание на рисунок ребенка: в аппликации дети размещают на бумаге вырезанные части фигур, стараются найти нужную позу, ищут наиболее выразительную композицию, а в лепке ребенок создает выразительный образ героя композиции.

Созданию выразительных образов в сюжетном рисовании необходимо соблюдать несколько условий: во-первых, организовать соответствующую предметно-пространственную среду, целенаправленно подобрать произведения искусства; во-вторых, использовать разнообразные методы и приемы при работе над выразительностью образа в рисунке дошкольников; обсудить полученную работу и проанализировать ее; организовать выставку работ детей; в-третьих, сочетать фронтальные занятия и индивидуальные работы; в-четвертых, планировать работу по изобразительной деятельности, учитывая взаимосвязь между сюжетным и предметным рисованием [2].

Важно научить детей с помощью рисунка и цвета создавать в композиции определённое настроение. Для этого надо очень внимательно не только слушать произведение, но и рассматривать рисунки в книгах.

Итак, можно говорить, что цвет выполняет множество задач в иллюстрации детской книги. Важно научить ребёнка понимать действия цвета в книге, тем самым развивая его цветовую чувствительность, способность с помощью цвета художника приближаться к замыслу автора текста.

Рисунок – структурная основа любого изображения, поэтому графика (рисунок, пятно, штрих) выступает таким важным выразительным средством в иллюстрациях детской книги, как и цвет. Многие художники предстают в своих работах как графики, многие иллюстрации имеют графический характер изображений. Приведем примеры художников-иллюстраторов, которые выявляют образ героя произведения с помощью графических средств.

Владимир Лебедев – «Слонёнок» Р. Киплинга – белый фон, на котором пятнами и штрихами создаются, выделяются образы животных.

Алексей Пахомов – «Кошка, которая гуляет сама по себе» Р. Киплинга – чёрно-белая графика, «Бежин луг» Тургенева – «обнажение» штриха как приёма создания образов.

Евгений Чарушин – пятно, покрытое штрихом – передача мохнатости животного, монохромные цвета.

Владимир Конашевич – графическое прорисовывание своих героев (имеет границу-контур, движение линии отражает характер).

Борис Дехтерев – контур.

Таким образом, графическая основа большинства иллюстраций создаёт возможность для знакомства ребёнка с таким выразительными средствами графики как линия, штрих, пятно.

Композиция – означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. «Всё, что относиться к построению произведения как целого, входит в понятие композиции. Это и организация пространственной глубины изображения, и возможности выбора формата – вертикального или продольного, прямоугольного или округлого, выбор точки зрения – нормальной, высокой или низкой. Можно говорить и о композиции сюжетной – то есть о пространственной организации изображённого действия и о цветовой композиции, создающей выразительное взаимодействие красок, приведённых к единству колористического строя картины».

Итак, композиционная основа детской книги, заложенная в самой её идеи синтеза искусств, открывает богатые возможности для развития у младшего школьника в ходе занятий по иллюстрированной детской книге способности видеть композиционное построение, его приёмы, то есть чувства композиции.

Пристрастие детей к сказке – явление закономерное. Рисование сказочных образов привлекает детей, в таких темах развивается фантазия, чувство цвета и композиции. Всё это позволяет ребёнку создавать в своём рисунке выразительный образ героя композиции [3].

Литература:

  1. Аникина А.П. Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей предшкольного возраста // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017). СПб.: Свое издательство, 2017. С. 20-25.

  2. Курило О.В., Скурлатова Л.П., Фалахеева Т.Д. Обучение детей старшего дошкольного возраста созданию выразительного образа человека в рисовании.СПб.: Свое издательство, 2017. 140 с.

  3. Ожерельева О.В. Искусство в дизайнерском творчестве детей. Радужная палитра. Методические материалы для дополнительного образования детей. Борисоглебск. 2012. С. 218. Ил. 40.

Формирование выразительного образа героя в сюжетном рисовании старших дошкольников

Филатова Ю.А., студентка 3 к., 1 гр.

психолого-педагогического факультета Борисоглебского филиала «Воронежского государственного университета»

Руководитель: Ожерельева О.В., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий Борисоглебского филиала «ВГУ»

Рисование – это один из полезных и интересных видов творчества, в результате которого создаются графические и живописные изображения с использованием различных материалов и техник.

Дети рассматривают занятия изобразительной деятельностью как необычный и новый для них опыт. Поначалу маленького ребёнка не очень интересует результат, а вот сам процесс ему интересен. При умелой организации деятельности рисование может стать для старших дошкольников одним из любимых занятий.

Из всех видов рисования старших дошкольников больше интересует сюжетное рисование. Научить создавать выразительный образ в композиции возможно с помощью выполнения набросков фигур животных и человека, иллюстраций к любимым русским народным сказкам.

Главной задачей в формировании выразительного образа человека в сюжетном рисовании является помощь детям в познании окружающей действительности, в развитии у них наблюдательности, в обучении приемам изображения доступными изобразительными средствами для данного возраста. В процессе создания образа человека у ребенка расширяются представления о различных эмоциональных состояниях людей и их внешних проявлениях. Особенно эти представления проявляются и осознаются ребенком в процессе изображения сюжетного рисунка.

Под выразительным образом героя в сюжетном рисовании детей дошкольного возраста понимают отображение детьми эмоций, настроения, характера изображаемого персонажа посредством использования различных выразительных средств (контраст цветов, формы лица и тела, нажим на карандаш).

В работе с детьми старшего дошкольного возраста для формирования выразительного образа в сюжетном рисовании очень важно использовать иллюстративный материал разных художников. Вопрос композиции рисунка поможет решить просмотр сказки в кукольном театре. Лепка и аппликация также оказывают большое внимание на рисунок ребенка: в аппликации дети размещают на бумаге вырезанные части фигур, стараются найти нужную позу, ищут наиболее выразительную композицию, а в лепке ребенок создает выразительный образ героя композиции.

Созданию выразительных образов в сюжетном рисовании необходимо соблюдать несколько условий: во-первых, организовать соответствующую предметно-пространственную среду, целенаправленно подобрать произведения искусства; во-вторых, использовать разнообразные методы и приемы при работе над выразительностью образа в рисунке дошкольников; обсудить полученную работу и проанализировать ее; организовать выставку работ детей; в-третьих, сочетать фронтальные занятия и индивидуальные работы; в-четвертых, планировать работу по изобразительной деятельности, учитывая взаимосвязь между сюжетным и предметным рисованием.

Важно научить детей с помощью рисунка и цвета создавать в композиции определённое настроение. Для этого надо очень внимательно не только слушать произведение, но и рассматривать рисунки в книгах.

Итак, можно говорить, что цвет выполняет множество задач в иллюстрации детской книги. Важно научить ребёнка понимать действия цвета в книге, тем самым развивая его цветовую чувствительность, способность с помощью цвета художника приближаться к замыслу автора текста.

Рисунок – структурная основа любого изображения, поэтому графика (рисунок, пятно, штрих) выступает таким важным выразительным средством в иллюстрациях детской книги, как и цвет. Многие художники предстают в своих работах как графики, многие иллюстрации имеют графический характер изображений. Приведем примеры художников-иллюстраторов, которые выявляют образ героя произведения с помощью графических средств.

Владимир Лебедев – «Слонёнок» Р. Киплинга – белый фон, на котором пятнами и штрихами создаются, выделяются образы животных.

Алексей Пахомов – «Кошка, которая гуляет сама по себе» Р. Киплинга – чёрно-белая графика, «Бежин луг» Тургенева – «обнажение» штриха как приёма создания образов.

Евгений Чарушин – пятно, покрытое штрихом – передача мохнатости животного, монохромные цвета.

Владимир Конашевич – графическое прорисовывание своих героев (имеет границу-контур, движение линии отражает характер).

Борис Дехтерев – контур.

Таким образом, графическая основа большинства иллюстраций создаёт возможность для знакомства ребёнка с таким выразительными средствами графики как линия, штрих, пятно.

Композиция – означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. «Всё, что относиться к построению произведения как целого, входит в понятие композиции. Это и организация пространственной глубины изображения, и возможности выбора формата – вертикального или продольного, прямоугольного или округлого, выбор точки зрения – нормальной, высокой или низкой. Можно говорить и о композиции сюжетной – то есть о пространственной организации изображённого действия и о цветовой композиции, создающей выразительное взаимодействие красок, приведённых к единству колористического строя картины».

Итак, композиционная основа детской книги, заложенная в самой её идеи синтеза искусств, открывает богатые возможности для развития у младшего школьника в ходе занятий по иллюстрированной детской книге способности видеть композиционное построение, его приёмы, то есть чувства композиции.

Пристрастие детей к сказке – явление закономерное. Рисование сказочных образов привлекает детей, в таких темах развивается фантазия, чувство цвета и композиции. Всё это позволяет ребёнку создавать в своём рисунке выразительный образ героя композиции.

Список использованной литературы

  1. Аникина А.П. Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей предшкольного возраста // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017). СПб.: Свое издательство, 2017. С. 20-25.

  2. Курило О.В., Скурлатова Л.П., Фалахеева Т.Д. Обучение детей старшего дошкольного возраста созданию выразительного образа человека в рисовании. СПб.: Свое издательство, 2017. 140 с.

  3. Ожерельева О.В. Искусство в дизайнерском творчестве детей. Радужная палитра. Методические материалы для дополнительного образования детей. Борисоглебск. 2012. С. 218. Ил. 40.

Просмотров работы: 133