Планирование - это определение целей и задач организации на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Основными элементами построения любых планов являются:
1) определение перспектив развития;
2) анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития;
3) разработка на этой основе программы мероприятий и выбор средств воздействия для достижения поставленной цели.
Необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием организации с внешней средой является бизнес-план.
Бизнес- план – это целевой, программный документ, представляющий собой систему, отраженную на рисунке 1.
Система бизнес-плана
Расчеты
Технико-экономические обоснования
Совокупность экономических показателей
Описание мер и действий
Рисунок 1 – Система бизнес-плана
Бизнес-план не только дает возможность выявить круг проблем, стоящих перед организацией при реализации своих целей в конкурентной хозяйственной среде, но и позволяет определить и обеспечить возможности решения этих проблем. В зависимости от целей инвестирования зависят типы бизнес планов, позволяющие достигать поставленной цели (рисунок 2).
Рисунок 2 – Типы бизнес-планов
Основное предназначение бизнес-плана - достижение наилучших результатов в финансово-экономической деятельности организации.
Бизнес-план выступает базисом бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами, поэтому он должен отражать существо дела и перспективы участия в нем заинтересованного лица.
Ключевые функции бизнес- плана:
- обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым организациям, а также действующим организациям при разработке ими новых направлений деятельности;
- планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнес;
- привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов.
Виды эффективности бизнес-планов представлены на рисунке 3.
Виды эффективности бизнес-плана
Коммерческая или финансовая
эффективность
Социально- экономическая эффективность
(оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта)
Бюджетная эффективность
(отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование федерального, регионального или местного бюджета)
Рисунок 3 – Виды эффективности бизнес-плана
Функции бизнес-плана можно разделить на внешние (таблица 1) и внутриорганизационные (таблица 2).
Таблица 1 – Внешниефункции бизнес- плана
Функции бизнес- плана |
Содержание |
Макроэкономический анализ соответствующих сфер производства |
Определение стратегических тенденций развития производства |
Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики |
Разработка и реализация государственной политики; разработка и реализация региональной политики |
Привлечение инвестиций |
Реальные инвестиции: централизованные инвестиции (государственные, региональные программы); дотации, субсидии; финансовые инвестиции: подготовка эмиссии акций и реализации их на фондовом рынке. |
Привлечение заемного капитала |
Ссуды, кредиты |
Установление деловых контактов, изучение целей участников |
Организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов |
Обоснование направлений реализации |
Приватизация государственных (муниципальных) предприятий; обоснование совместных производств с другими организациями; обоснование использования иностранного капитала; обоснование создания финансово-промышленных групп или вложения в них |
Функция управления производством накладывает свой отпечаток на функции бизнес-плана организации и их содержание.
Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта достаточно рутинный процесс, в течение которого руководитель проекта должен быть ориентирован на следующие мероприятия:
1) проведение маркетинговых исследований с целью выбора для последующего производства продукта или услуги из уже представленных на рынке, но обладающих высоким потенциалом спроса, а также с целью исследования возможностей и путей сбыта на рынке нового продукта или услуги;
2) оценка соответствия организационных, профессиональных и технологических возможностей организации требованиям производства и сбыта выбранной продукции или услуг. Выявление узких мест и пути их преодоления;
3) определение потенциальных партнеров по кооперации, основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, энергоносителей, а также заключение с ними предварительных соглашений об условиях поставки;
Таблица 2 – Внутриорганизационные функции бизнес-плана
Функция управления производством |
Функция бизнес- плана |
Содержание |
Планирование и оценка деятельности |
Разработка долговременных стратегий (концепций) развития; обоснование конкретных направлений деятельности, краткосрочных её целей; разработка тактики их достижений;прогнозирование результатов деятельности. Оценка научно-технического, производственного потенциала. |
Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования. Оценка степени использования имеющегося потенциала. Выявление и оценка резервов. Разработка мероприятий по научно- техническому развитию. |
Организация деятельности |
Определение центров ответственности за результаты деятельности. Анализ соответствия кадрового состава. Анализ системы оплаты труда. |
Обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей. Переподготовка (повышение квалификации); подбор новых кадров. Оценка существующей системы оплаты труда. |
Контроль, учет производства |
Контроль результатов деятельности, учет. Определение степени и факторов риска. Отчетность перед собственниками; лабильность проекта производства, подготовка к внезапным изменениям. |
Учет отклонений от плана, их анализ. Разработка мероприятий по снижению риска. Обеспечение устойчивости и живучести проекта. |
4) определение поставщиков технологического оборудования и соглашения с ними условий его поставки;
5) предварительный расчет объема инвестирования и оценка предполагаемого залога;
6) определение типа или имен конкретных потенциальных инвесторов проекта.
Наиболее часто в литературе встречается мнение специалистов, что типовой бизнес-план должен содержать, как минимум, следующие разделы (рисунок 4).
Бизнес-план
Резюме (обзорный раздел)
Общее описание компании-инициатора инвестиционного проекта
Продукция и услуги
План маркетинга
План производства
Управление и организация
Капитал и юридическая форма организации
Финансовый план
Оценка рисков и страхование
Анализ чувствительности проекта
Охрана окружающей среды
Приложения
Резюме (краткие выводы)
Рисунок 4 – Основныеразделы бизнес-плана
Важно отметить, что именно краткие выводы должны в лаконичной и убедительной форме отразить сущность предлагаемого проекта таким образом, чтобы заинтересовать инвестора и убедить его в преимуществах данного проекта по сравнению с проектами конкурентов. По этой причине резюме (краткие выводы) можно назвать решающей частью бизнес-плана.