Следующую характеристику бизнес- плана дает С.В.Петухова «Бизнес-план инвестиционного проекта - форма представления инвестиционного проекта, составляемая, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащая основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, а также конкретную программу действий по осуществлению проекта, возможные экономические и финансовые результаты. Бизнес-план представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики».
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштаба инвестиционного проекта и сферы бизнеса, к которой он относятся.
Важнейшие принципы составления бизнес-плана инвестиционного проекта отражены на рисунке 1.
Основное назначение и задача бизнес-плана состоит в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации инвестиционного проекта. М.И.Кныш отмечает: «Бизнес-план необходим:
- инвестору - для определения экономической целесообразности вложения инвестиций;
- органу управления реализацией инвестиционного проекта - для выработки программы действий и руководства в процессе реализации;
- кредиторам - для принятия решений по кредитованию проекта исходя из эффективности проекта и возможности возврата кредита;
- органам государственного управления - для регулирования и контроля экономических отношений по линии бюджетного финансирования проекта, льготного кредитования.
Объективность и
надежность входной и выходной информации
Комплексность и
системность
рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты
осуществления инвестиционного проекта
Все
обосновывающие материалы
необходимо
приводить в
приложении, а в
основном тексте должны содержаться только итоговые
показатели и данные
Принципы
составления
бизнес-плана
Возможная краткость. Обычный бизнес-план не должен превышать 15-20 страниц, за
исключением
сложных сфер бизнеса (в частности венчурных проектов), где проект может достигать 40-50 страниц
Выделение
привлекательных и доказанных
преимуществ
проекта
Необходимость и достаточность
параметров выходных и
промежуточных данных для
принятия обоснованных
решений по проекту на всех
фазах и циклах его реализации
Отсутствие общих и
неконкретных
формулировок,
приукрашиваний и
искаженной
интерпретации данных, влияющих на принятие решений по проекту
Рисунок 1 – Важнейшие принципы составления бизнес-плана инвестиционного проекта
Основное требование, предъявляемое к бизнес-плану инвестиционного проекта - обеспечение полноты содержащейся в нем информации. При этом все материалы, расчетные показатели и прочие данные должны быть достоверными».
Структура бизнес-плана проекта жестко не регламентирована, однако подчинена четкой логике и носит унифицированный характер в большинстве стран с рыночной экономикой.
Сущность инвестиционного проекта -один из ключевых разделов, отражающий основные идеи проекта, его достоинства, условия осуществимости, возможные результаты реализации, характер и объем производства продукции (услуг), ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
В бизнес-плане оценка рынков сбыта и конкурентов производится в последовательности, отраженной на рисунке 6.
Рисунок 2 – Последовательность оценки рынков сбыта и конкурентов в бизнес-плане
При изучении рынков сбыта продукции их обычно делят на три вида:
рынки, на которых потребители не знают о продукции и её свойствах в сравнении с аналогичной продукцией;
рынки, на которых потенциальные покупатели знают о продукции, но не покупают её, а покупают продукцию фирм-конкурентов;
рынки, на которых приобретают намечаемую к выпуску продукцию.
На основе изучения и оценки состояния указанных рынков определяются ниша организации - инициатора проекта, емкость рынка, возможный объем сбыта, предполагаемые цены продажи продукции [17].
В данном разделе необходимо оценить потенциальные возможности каждого конкурента на рынке и определить, имеет ли преимущества планируемая к выпуску продукция по сравнению с конкурентами.
План маркетинга составляют с целью обоснования объема, метода, цены продажи продукции и определения рекламной политики. В плане маркетинга прорабатываются и вопросы ценообразования. В плане маркетинга важно также разработать схемы и формы сбыта продукции (со склада производителя, с промежуточных территориальных складов и баз, через посредников, оптом, в розницу), определить вид применяемого транспорта, емкость складов, требуемые запасы на складах в зависимости от вида транспорта, методы стимулирования продаж, организацию предпродажного и послепродажного обслуживания и др.
Содержание инвестиционного плана характеризует И.В. Липсиц: «Инвестиционный план содержит план реализации важнейших этапов осуществления инвестиционного проекта во времени от начала его реализации до выпуска продукции и вывода организации на проектную мощность, а в необходимых случаях — до момента ликвидации производства. В этот раздел входят:
- перечень этапов инвестиционной фазы осуществления инвестиционного проекта;
- перечень требуемого оборудования, технологической оснастки, инструмента, специальных материалов, сроки их приобретения и поставки;
- программа работ по подготовке кадров;
- прогнозируемые затраты по инвестиционной фазе;
- план вывода организации, производства на проектную (расчетную) мощность;
- информация о потенциальных источниках и условиях привлечения капиталов».
«Организационный планпредставляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией проекта. Центральное место в данном разделе бизнес-плана занимает принятая организационная структура управления. В ней должны быть четко определены: формы, функции и задачи служб и отделов; формы и порядок взаимодействия исполнителей; порядок координации, учета и контроля работ по реализации проекта; обязанности и ответственность отделов, служб и отдельных исполнителей. Очень важно определить круг лиц, наделенных правами принимать соответствующие решения по необходимому кругу вопросов на различных этапах и участках реализации проекта» - конкретизирует И.А. Дубровин.
Одна из ключевых задач, решаемая организационным планом, - планирование работ по осуществлению инвестиционного проекта.
Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.
Обычно при реализации крупных инвестиционных проектов собственных источников их финансового обеспечения недостает. В связи с этим возникает потребность в займах. Размер и формы займов указываются в плане движения денежных средств (денежных поступлений и выплат). Формами заимствований могут быть:
- получение финансовых ресурсов путем выпуска акций;
- долговое финансирование (банковский кредит, ипотечные ссуды, размещение долговых обязательств);
- лизинговое финансирование, когда лизинговая компания приобретает у изготовителя объекты основных средств и сдает их инициатору инвестиционного проекта в пользование на правах лизинговой оплаты, в том числе с правом выкупа.
Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиционных ресурсов можно использовать коэффициент самофинансирования, который определяется как отношение собственных средств организации к общей сумме инвестиций. Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51%), иначе организация утрачивает финансовую независимость.
Финансовый план содержит оценку эффективности инвестиционного проекта. Система показателей этой оценки включает показатели: прибыль проекта, рентабельность капитала, показатели ликвидности и финансовой устойчивости; эффективности инвестиций в проект.
На основании оценки эффективности инвестиционного проекта инвесторы и другие его участники принимают решения об инвестировании, выходе из проекта, корректировке его параметров, условий реализации, возможных путях повышения эффективности и т.д.
Анализ рисковбизнес-плана содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. В нем определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий и их конкретные причины.