У каждого абитуриента возникают сомнения при выборе направления подготовки в высшем учебном заведении. Направления могут отличаться предметной областью, престижностью и другими параметрами.
Выбор направления подготовки - одна из самых распространённых проблем абитуриентов. Некоторые абитуриенты полагаются на собственную интуицию, некоторые на советы родителей, приёмной комиссии и других людей, а не более 10% абитуриентов точно уверены в направлении своей профессиональной деятельности.
Рекомендации, которые противоречат интересам и способностям абитуриента могут привести к проблемам, связанным с получением профессионального уровня знаний по выбранному направления.
Формулировка задачи
Лучшая профессия - это призвание, поэтому, случайные рекомендации знакомых и приёмной комиссии могут быть не в пользу абитуриента. Для определения направления подготовки необходимо выявить интересы и способности абитуриента. Задача такого инструмента только рекомендовать, а не настаивать на тех или иных решениях. Совместно с рекомендациями приёмной комиссии ВПИ было принято решение разработать тестовые вопросы, которые помогут получать абитуриентам рекомендации по выбору направления.
Проектирование программного продукта
В результате анализа задачи, были выявлены следующие требования к реализации автоматизированного тестирования абитуриентов:
- доступность стационарных и мобильных устройствах;
- сохранение результатов тестирования;
- раздел статистики для приёмной комиссии.
Для доступности приложения как на стационарных, так и на мобильных устройствах было принято решение разработать соответствующее web-приложение. [Error: Reference source not found];
Возможные способы реализации приведены в таблице:
Способ реализации |
Конфиденциальность |
Гибкость |
Сложность настройки и объем ресурсов |
GoogleForms |
хранение персональных данных на зарубежных серверах |
данные сохраняются только в GoogleTables |
настраивается легко, только бесплатные вычислительные мощности Google |
Moodle |
достигается при надёжном хостинге |
достаточная гибкость в рамках текущей задачи |
сложная настройка, нагрузка на хостиг больше, чем в случае собственного решения |
Собственное решение |
максимальная гибкость |
несложная настройка, небольшая нагрузка на хостиг |
Из приведённой выше таблицы можно сделать вывод, что наиболее подходящим вариантом является разработка собственного решения.
Web-приложение будет разработано на языке PHP с использованием СУБД MySQL - как наиболее распространённые средства разработки. [3];
На рисунке 1 изображена диаграмма претендентов (вариантов использования приложения).
Рисунок 1 - Диаграмма претендентов для приложения
Абитуриент проходит тест и обязательно оставляет контактные данные.
После прохождения теста, отображается результат (список подходящих направлений подготовки, отсортированный по релевантности - сначала наиболее подходящие направления).
Администратор может составлять тесты, загружать тесты (обновлять - предыдущая версия теста удаляется) и просматривать статистику в виде таблицы с результатами теста.
На рисунке 2 изображена модель данных разрабатываемого приложения в виде Entity-Relationship (ER) диаграммы.
Рисунок 2 - ER диаграмма - модель данных для приложения
Сущности Абитуриент и Результат - результаты прохождения теста, в первая содержит введённые перед прохождением теста персональные данные абитуриента, а вторая - ответы на вопросы.
Сущности Вопрос, Ответ, Направление и Ответ-Направление - являются искомыми данными теста:
- Вопрос - текст вопроса;
- Ответ - текст варианта ответа (привязан к конкретному вопросу);
- Ответ-Нарпавление - отвечает за хранение за в процентном отношении величину совместимости варианта ответа с определённым направлением.
Приложение будет содержать 30 тестовых вопросов и по результатам будет рассчитан процент совместимости способностей и интересов абитуриента по каждому направлению.
Приложение разрабатывается на языке программирования PHP, вёрстка выполняется на языках HTML, CSS (с использованием Bootstrap 3 framework), для реализации базы данных используется СУБД MySQL.
Bootstrap 3 framework позволит создать адаптивный к мобильным платформ web-интерфейс, что исключает необходимость разработки отдельной мобильной версии сайта.
Благодаря универсальности технологии, приложение может быть развёрнуто на большинстве хостингов. [2];
Заключение
Разработанное приложение будет тестироваться в ходе приёмной кампании 2018 года на абитуриентах Волжского Политехнического Института (филиала ВолгГТУ). Результаты, полученные в ходе тестов послужат источником дополнительной информации для абитуриентов и сотрудников приёмной комиссией. Абитуриенты смогут получить больше рекомендаций по выбору направления подготовки, а сотрудники приёмной комиссии - дополнительную статистическую информацию, которую можно анализировать и в обобщённом виде публиковать в форме исследования на досках приёмной комиссии.
Литература
1.Белик А.Г., Цыганенко В.Н. Информационные технологии анализа данных. Учебное пособие, Омск, Изд-во ОмГТУ, 2015, 80 с.
2.Хлебников А.А. Информационные технологии. Учебник. — М.: КноРус, 2016. 466 с.
3.Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2009. 912 с