КОНКУРЕНЦИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОНКУРЕНЦИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКАХ

Чудный Б.С. 1
1краснодарский кооперативный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества различных структур, взаимодействующих на фоне системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Существует два подхода к пониманию слова рынок:

Рынок (в узком смысле)– это совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг;

рынок (в широком смысле) – это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы.

При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Ключевым элементом саморегулирования рыночного механизма является конкуренция.

Конкуренция( от лат. concurrere – сталкивать, состязаться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полная экономическая обособленность товаропроизводителя, полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка, противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка.

Основными показателями являются:

1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Выделяют два вида конкуренции: совершенная (чистая) и несовершенная.

1.Совершенная (чистая) конкуренция рыночная система, когда многочисленные, независимо действующие производители продают одинаковую продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Признаки совершенной конкуренции:

  1. бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

  2. однородность и делимость продаваемой продукции

  3. отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

  4. высокая мобильность факторов производства

  5. равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

Все признаки должны соблюдаться, при отсутствии хоть одного признака это уже будет несовершенной конкуренцией. Девид Рикардо считал, что в условии совершенной конкуренции экономическая прибыль будет уменьшаться у каждого из продавцов.

2. Несовершенная конкуренцияэкономическая модель в которой отдельные производители имеют возможность контролировать стоимость продукции, которую они производят. В современной экономике эта модель считается наиболее распространённой.

Признаки не совершенной конкуренции:

  1. наличие входных барьеров в отрасль;

  2. дифференцированность продукции

  3. основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;

  4. возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек.

Примеров рынков с несовершенной конкуренции очень много. Например рынок газировок, во главе которого стоят компании CocaCola и Pepsi. Так же к несовершенной конкуренции относится рынок автомобилей (BMW, MercedesBenz, Audi др.), рынок бытовой техники (Samsung, LG, Sony) и др.

Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция– тип конкуренции, при котором большое число фирм продают дифференцируемый товар и осуществляет ценовой контроль. [3]

Данный тип конкуренции представляет собой большое количество продавцов, производящих похожий, но не идентичный товар. Дифференциация товаров дает производителям возможность влиять на цену. Отличительной чертой монополистической конкуренции от совершенной является то, что спрос на товар при монополистической конкуренции не является абсолютно эластичным.

Одним из ярких примеров монополистической конкуренции является рынок мобильной связи. На нем конкурирует множество различных компаний, таких как МТС, Мегафон, Tele2, Билайн и другие, которые пытаются друг у друга переманить клиентов более интересными и выгодными предложениями.

Олигополия– тип несовершенной конкуренции, характеризующийся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.[2]

Главная особенность данного типа конкуренции - это взаимосвязь фирм между собой, одна фирма зависит от остальных и действия конкурентов также влияют друг на друга. Ярким примером является табачная сфера. Сигареты, не смотря на их схожесть имеют свои характеристики виде различных вкусовых добавок, с фильтром и без и другие.

Чистая монополия – тип несовершенной конкуренции, при котором на рынке существует один продавец, производящий уникальный товар, не имеющий заменителей.

Монополист диктует цену, так как он аккумулирует все предложения на товар. Для вступления других фирм существуют значительные барьеры.

Следует отметить, что существует такое понятие как природная (естественная) монополия. Это такой подвид монопольной конкуренции, который создается зачастую искусственным путем. Зачастую подобную монополию создает государство, ввиду большого превышения выгод над издержками. Наиболее яркими примерами природной монополии являются ПАО «Газпром» и ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» обладающие исключительным правом на добычу и поставки газа и нефти.

Также в зависимости от способов реализации стратегических целей предприятия выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по ценам более низким чем у конкурентов. Снижение цен происходит за счет сокращения издержек производства и реализации путем уменьшения норм прибыли.

Ценовую конкуренцию делят на прямую (то есть с широким оповещением о снижении цены) и скрытую( когда на рынок выпускается новый товар с улучшенным качеством и потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены).[1]

Данный вид конкуренции наиболее часто встречается в сфере услуг, например при оказании услуг по транспортировке продукции; реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Основой неценовой конкуренции является не цена, а качество продукции. Это связанно с усложнением запросов потребителей, в силу роста их доходов, ускорением научно-технического прогресса, расширением уровня рынка.

Повышение качества осуществляется по двум основным направлениям: первое –совершенствование технических характеристик товара, второе- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей.

Основными формами неценовой конкуренции являются:

дифференциация продукции;

улучшение качественных и потребительских параметров товара;

реклама.

Конкуренция является необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности.

Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она:

  1. ограничивает возможность появления монополий, которые контролируя основную часть производства или сбыта определенного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т.д.;

  2. создает возможность выбора для потребителя;

  3. заставляет экономику гибко реагировать на изменения обстановки;

  4. способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции.

Вместе с тем необходимо учитывать, что конкуренции, как экономической категории, присущи некоторые отрицательные проявления и свойства, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. По справедливому мнению ряда авторов, конкуренция, создающая определенное равновесие на рынке, в то же время неизбежно разрушает и делает невозможным существование этого равновесия. Это может выражаться в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, что является результатом неустойчивого положения участников имущественного оборота. В частности, с понижением цены определенное количество производителей и продавцов выталкивается с рынка, и для некоторых предпринимателей это означает разорение, а для рабочих – безработицу. Конкуренция ведет к дифференциации доходов и создает для их несправедливого распределения. В погоне за получением прибыли, товаропроизводители применяют такие методы и приемы соперничества, которые не только не способствуют развитию производства и удовлетворению потребностей общества, но и задерживают развитие экономики. К ним относятся: хищническое использование природных ресурсов для скорейшего получения прибыли, скупка патентов на изобретения, сравнительная реклама, дискредитирующая других конкурентов, ложные сведения о товаре, вводящие потребителей в заблуждение, и многие другие.

В целом же, эта форма экономических отношений несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. Она необходима любой экономике.

Список литературы

  1. А.Г.Макронсов, И.Н.Маврина «Конкуренция и конкурентоспособность», учебное пособие, 2014 год.

  2. Г.П.Журавлева «Экономическая теория.Микроэкономика.», учебник, 2014 год.

  3. А.И.Балашов «Экономическая теория», учебник 2015 год.

Просмотров работы: 194