ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Чигодайкина А.А. 1
1ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим, решение основных социальных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе их обучение, трудоустройство и реабилитация позволит во многом изменить не только положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.

Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки новых подходов.Для повышения эффективности решения социальных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья необходим пересмотр подходов к явлению детской инвалидности, согласно сложившейся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видов инвалидности и других факторов.

В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности, изучению проблем социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, к условиям социума. Однако е в полной мере изучены проблемы организации социальной работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья.

Объектом исследования является социальная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Предметом исследования является организация социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Целью исследования является изучение специфики организации социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (на материалах Министерства труда и социального развития Республики Адыгея).

В соответствии с целью исследования была предпринята попытка решить следующие задачи: охарактеризовать детей, имеющих ограниченные возможности здоровья как объект деятельности социального работника; выявить сущность социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; раскрыть особенности деятельности социального работника с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; разработать рекомендации по повышению эффективности организации социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В процессе исследования нами выявлены основные проблемы социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:

– ухудшение состояния здоровья детей, увеличение числа детей-инвалидов;

– востребованность социально-педагогических, медико-психологических услуг детьми, семьями, с одной стороны, и отсутствие в сельской местности учреждений, занимающихся с детьми с ограниченными возможностями – с другой;

– приоритет медицинской реабилитации при практическом отсутствии педагогической, психологической помощи, коррекционно-реабилитационной работы с детьми-инвалидами, обучающимися на дому, изолированными от общества сверстников.

В процессе исследования нами разработаны практические рекомендации по повышению уровня организации социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:

- обеспечение соединения на практике системы образования с системой здравоохранения и социальной защиты для комплексного решения проблемы оздоровления детей, имеющими ограниченные возможности здоровья;

- расширение охвата нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической, психологической помощью, максимальное приближение ее к месту жительства ребенка;

- обеспечение детям, имеющими ограниченные возможности здоровья возможности быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников; организация развивающей среды для совместного пребывания детей-инвалидов со здоровыми детьми; обеспечение родителям и педагогам консультативной и методической помощи.

Отечественная образовательная система должна обеспечивать возможность подбора каждому ребенку той формы интеграции, которая доступна и полезна для его психического развития, образования и формирования жизненной компетенции. При разработке вариантов организации интегрированного процесса взаимодействия детей, имеющими ограниченные возможности со здоровыми сверстниками необходимо приблизить существующую инфраструктуру учреждений массового и специального образования.

Эффективность педагогической интеграции достигается при комплексном сопровождении ребенка специалистами образовательных учреждений с привлечением семьи и социума. При этом создание на местах Центров психолого-педагогического, медико-социального сопровождения обеспечивает социально-педагогическую реабилитацию таких детей. Такая служба чрезвычайно нужна и важна для детей с ограниченными возможностями и их семей, которые не имеют достаточного социального опыта и определённых знаний, умений, навыков для включения в общество, в самостоятельную жизнь. Не менее значимо развитие интеграции для нормально развивающихся детей, поскольку эта форма организации обучения и развития позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию детей с особыми образовательными потребностями, формировать толерантное отношение и уважение к различиям между людьми.

Социально-педагогическая реабилитация способствует становлению личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни в социуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей. Исследование показывает, что социально-педагогическая реабилитация обеспечивает эффективность интеграции детей-инвалидов в социум при раннем выявлении детей с ограниченными возможностями и комплексном сопровождении.

Эффективная интеграция возможна только при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных и специальных учреждений. Развитие интегрированного обучения требует механизма реального взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями. Как показало наше исследование, интеграция детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в социум посредством социально-педагогической реабилитации обладает уникальными возможностями сопровождения не только детей, но и их родителей, которые тоже нуждаются в этом. Более того, в процесс комплексного сопровождения в качестве социальных партнеров привлекаются общественность, межведомственные, государственные структуры. Участие социума в решении проблем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, стимулирует деятельность родителей по реабилитации своих детей, вселяет в них надежду на выздоровление, развитие, образование и на успешную интеграцию их в общество. Социальное партнерство способствует гуманизации социального окружения, подготовке общества к принятию таких детей.

Основными социально-педагогическими условиями организации социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, целью которой выступает, интеграция детей-инвалидов в социум являются: гуманизация среды, изменение отношения социального окружения к ребенку-инвалиду, принятие его как личности и предоставление равных возможностей развития, образования, реабилитации посредством участия специалистов и социальных партнеров; включение детей в многогранное взаимодействие с социумом, в социально-реабилитационный процесс; актуализация личностного смыслового развития и саморазвития детей через включение их в разные виды социальной деятельности; обеспечение развивающей среды для совместного пребывания детей-инвалидов со здоровыми сверстниками.

В современных условиях развития общества наметились пути интегрированного обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством социально-педагогической реабилитации. Интеграцию мы понимаем как процесс включения ребенка-инвалида в многогранное взаимодействие с факторами социального окружения и субъектами социальной деятельности.

Организационные условия социальной работы по интеграции детей, имеющих ограниченные возможности здоровья являются: гуманизация окружающей среды, готовность общества к интеграционным процессам, к сосуществованию и взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями; включение ребенка с раннего возраста в социально-реабилитационный процесс и разработка индивидуальной программы сопровождения.

Список литературы:

  1. Петросян, В.А. Социальная реабилитация инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания: монография. – М., 2011.

Просмотров работы: 595