И.Г. Зайнышев в своих исследованиях предлагает рассматривать технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах, а именно: «во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы относится прежде всего к непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы» [31, с.39].
В процессе исследования нами была разработана технология сопровождаемого проживания детей-инвалидов в условиях КЦСОН.
Цель технологии сопровождаемого проживания детей-инвалидов успешная адаптация детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности.
Теоретический этап.
Задачи теоретического этапа: проанализировать научно-методическую литературу по проблемам сопровождаемого проживания детей-инвалидов; определить концептуальные подходы к организации процесса сопровождаемого проживания детей-инвалидов. Теоретической основой технологии сопровождаемого проживания детей-инвалидоввыступили концепции социальной работы с детьми-инвалидами (Л.С. Алексеева, Н.Ф. Дементьева, Я.Д. Павленок, Е.Ю. Шаталова Е.И. Холостова); концепции социальной реабилитации детей-инвалидов (С.М. Аленникова, Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова); концепции технологии социальной работыпо созданию условий для успешной адаптации детей-инвалидов (И.Г. Беленькая, О.В. Краснова, Е.И. Холостова, А.С. Сорвинова).
Методический этап.
Задачи методического этапа: охарактеризовать формы, методы работы по сопровождаемому проживанию детей-инвалидов.
Диагностический инструментарий: анкетирование, опрос, тренинги.
Все многообразие методов, используемых в работе с детьми-инвалидами можно объединить в три группы: методы осуществления реабилитационной работы и активизации когнитивной сферы. К данным методам относятся: рассказ, беседа, работа с книгой, упражнения, приучение; методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе; методы контроля эффективности реабилитационного процесса.
Процедурный этап.
Задачи процедурного этапа. Разработать программу по сопровождаемому проживанию детей-инвалидов.
Дидактический инструментарий: беседы, тренинги, лекции.
В процессе исследования нами на базе Комплексного центра социального обслуживания населения г. Майкопа были проанкетированы 15 детей, имеющих диагноз ДЦП средней степени.
У детей-инвалидов были слабо развиты навыки самообслуживания (85%), практически отсутствовали навыки работы бытовой техникой (75%), отсутствие навыков самостоятельной организации свободного времени (65%), желание помогать в быту своим родителям было диагностировано только у 13% детей. В связи с этим, нами подтверждается необходимость проектирования технологии социальной работы по организации сопровождаемому проживанию детей-инвалидов.
Полученные результаты анкетирования подтвердили актуальность разработки технологии сопровождаемого проживания детей-инвалидов.
В основу процедурного этапа технологии легла программа сопровождаемого проживания детей инвалидов в Республике Адыгея.
Этапы реализации программы
1 этап (сбор информации)
Основные задачи: выявление потенциальных проживающих в квартирах; определение группы родителей, готовых активно участвовать в подготовке.
2 этап (подготовительный). Основные задачи: подготовка родителей и их детей к сопровождаемому проживанию; обсуждение с родителями различных организационных вопросов; подготовка детей-инвалидов к жизни без родителей; подготовка сопровождающего персонала.
3 этап (реализация программы). Основные задачи: апробировать модель постоянного сопровождаемого проживания в условиях квартир обычного жилого дома; наладить уважительные взаимоотношения между участниками программы и ближайшим социальным окружением.
В таблице 1 представлены темы взаимодействия с семьей специалистов учреждений социального обслуживания населения.
Таблица 1
Темы взаимодействия с семьей специалистов учреждений социального обслуживания населения
| № | Форма взаимодействия | Тема | Ответственный | 
| 1 | Беседа | «Семейное благополучие – залог здоровья ребенка» | Невролог, педиатр | 
| 2 | Групповая консультация | «Семейный микроклимат» | психолог | 
| 3 | Родительское собрание | Формирование трудовых навыков | Социальный работник | 
| 4 | Родительское собрание | «Дружная семья» | психолог | 
| 5 | Беседа | Вред алкоголизма | Врач - нарколог | 
| 6 | Дискуссия | Формирование здоровых отношений | психолог | 
| 7 | День открытых дверей | Здоровье наших детей | Социальный работник | 
| 8 | Социально-психологический тренинг | Мы все можем | Психолог | 
| 9 | Групповая консультация | Наши родители | Социальный педагог | 
| 1 | Групповая консультация | Игры для детей | Врач-педиатр | 
Эмпирической базой исследования выступил Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе. На обслуживании в Комплексном центре состоят не только дети с ограниченными возможностями, но и вся семья в целом. Социальная деятельность по реабилитации детей-инвалидов проводится комплексно.
Основные принципы социального обслуживания клиентов Центра: доступность социальных услуг; предоставление их комплексно; приоритет интересов клиента; обслуживание командой социальных работников и социальных педагогов.
В процессе организации сопровождаемого проживания детей-инвалидов применяются следующие методы: социальный патронаж семьи, воспитывающей ребенка инвалида; анкетирование родителей; беседа со всеми членами семьи; целенаправленное наблюдение. К основным показателям самостоятельного проживания детей-инвалидов относятся: формирование навыков самообслуживания; формирования навыков работы с бытовой техникой; формирование навыков трудовой деятельности; формирование навыков организации собственного досуга.
Таким образом, к основным условиям реализации технологии сопровождаемого проживания детей-инвалидов относятся:
1. Разработка нормативных правовых, организационных и информационно-методических документов и материалов (регламенты, порядки, стандарты и другие), обеспечивающих комплекс социальных услуг, предоставляемых при сопровождаемом проживании детей-инвалидов.
2. Повышение профессиональных компетенций специалистов, участвующих в реализации технологии сопровождаемого проживания детей-инвалидов.
4. Создание условий для участия в реализации программ сопровождаемого проживания некоммерческих организаций, бизнес-структур, добровольцев.
5. Разработка и реализация индивидуальных программ подготовки детей инвалидов для дальнейшего сопровождаемого проживания.
6. Обеспечение приспособленными для целей сопровождаемого проживания жилыми помещениями вне стационарных организаций социального обслуживания в целях создания условий для малогруппового проживания детей-инвалидов.
7. Мониторинг жизнедеятельности детей-инвалидов проживающих с сопровождением.
8. Проведение мониторинга и независимой оценки качества социальных услуг, предоставляемых детям при организации сопровождаемого проживания.
Список использованной литературы:
Социальная работа: Учебное пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 480 с.