Дизайн делает продукцию массового производства привлекательной для потребителей и выгодной для изготовителей. Умело сочетая конструкцию, материалы и форму таких простых предметов, как стакан, или таких сложных, как автомобиль, дизайнеры стремятся сделать их недорогими в изготовлении, удобными и безопасными в употреблении, привлекательными для глаз и приятными на ощупь.Дизайн – всего одно понятие, а включает в себя в нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт- дизайн, городской публишь-арт, архитектурный дизайн, промышленный дизайн,Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический футуро- дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий рекламный дизайн, информационный программный и текстовый дизайн, научный сайнс-дизайн...
Становлении дизайна России
Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке. Hа первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы. Наиболее интенсивно развивается графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции.Второй этап развития дизайна в России (1923-1932) можно считать временем становления его профессиональной модели. Россия становится одним из важнейших центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров - производственных факультетов ВХУТЕМАСа.
Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных интерьеров... Производственный заказ пока не играет определяющей роли, и активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм изобретательства. Основная цель - организация предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры.
В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна, определившие его дальнейшее развитие. Более подробно о них можно узнать из работ самих авторов - А. Родченко, Л. Лисицкого, В. Татлина. Задача
создания новой среды жизнедеятельности придала особый импульс развитию конструктивизма. Производственные факультеты ВХУТЕМАСа охватывает эйфория изобретательства. Безусловно, тон задавали их лидеры - А. Родченко и Л. Лисицкий, которые наиболее ярко проявили себя именно в графическом дизайне. Фотомонтаж, коллаж, шрифтовые композиции, рекламная и плакатная графика, книжные конструкции составляют золотой фонд мирового дизайна. Множество их открытий и проектов в других областях (новые принципы организации выставочных и бытовых интерьеров, типовой мебели, архитектурных ансамблей и небоскребов) были реализованы значительно позже.
Комплексный подход к созданию объектов нашел отражение и в программе В.Татлина, преподававшего культуру материала. Он уделял основное внимание роли взаимосвязей и взаимоотношений: человек и вещь, функция и материал, различные материалы в процессе создания «систематической, жизненно необходимой вещи». Он учил студентов с самых первых шагов разработки проекта учитывать функциональный (конечная цель создания предмета, особенности производства) и органический (человек, который будет этой вещью пользоваться) факторы. Третий этап (1933-1960) был достаточно печальным для развития дизайна в России. Однако потенциал, накопленный авангардом, еще какое-то время сказывался в проектных работах. В первую очередь в продукции графического дизайна: политических и киноплакатах, книгах, рекламе.Четвертый этап развития дизайна созданный в 1961 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВHИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала «Техническая эстетика» и выпуска тематических сборников, которые самым подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода,это время возрождения художественного конструирования.Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным требованиям.ВHИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт европейского дизайна и предлагая свои концепции. Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.
Применение шрифтов в архитектурных и дизайнерских проектных решениях.
В современном мире надписи окружают человека повсеместно: это названия различных общественных зданий, вывески магазинов, мемориальные доски, всевозможные указатели и пр. Наружная реклама активно включилась в архитектуру города. Часто яркая и броская, реклама подавляет застройку, мешает ее восприятию.В практической работе архитекторам постоянно приходится применять шрифт. Оформляя свои чертежные работы, необходимо правильно выбрать шрифты и хорошо закомпоновать надписи на листе. Шрифт на чертеже должен быть четким, ясным, удобочитаемым; он не должен содержать лишних штрихов, якобы украшающих буквы. Желательно соблюдать стилевое единство шрифта и вычерченного объекта — например, чертежи памятников древнерусской архитектуры могут быть подписаны шрифтом устав в обработке Лазурского, а чертежи произведений К.С. Мельникова или М.Я. Гинзбурга целесообразно подписать рубленым шрифтом, т.к. именно этот шрифт часто применялся в период конструктивизма. Размер шрифта должен соответствовать масштабу чертежа. Одним из наиболее часто используемых при оформлении архитектурных работ шрифтов является классическая римская антиква. Это спокойный и гармоничный шрифт, обладающий высокими эстетическими качествами. В настоящее время чертежи проектов и включенные в них размеры и надписи выполняются на компьютере.
Особенно ответственно архитектор должен относиться к шрифту в случае, если шрифт закомпонован в само архитектурное сооружение. В таких проектах как «монумент», «вокзал», «аэропорт», «выставочный павильон», «мемориальная доска» и др. шрифт должен органично вписываться в архитектурное решение, создавая с ним единое целое. Примеров включения шрифта в архитектурную композицию можно привести очень много — начиная от Египта и заканчивая современной архитектурой.
На фризе, опоясывающем купол собора Святого Петра в Риме (1506— 1626 гг.), начертаны слова из проповеди Христа: «Ты — Петр, и на сем камне я создам церковь мою...».В замечательном памятнике периода Высокого Возрождения — вилле «Ротонда» (ок. 1552 г.) архитектора Андреа Палладио на каждом из четырех классических портиков помещены тексты.Интересным примером включения шрифта в архитектурное сооружение является памятник елизаветинской эпохи особняк Хардуик Холл (Англия, 1591— 1597 гг.), где башни на фасадах завершаются волютами, графской короной и инициалами владелицы (ES), высеченными из камня (архит. Роберт Смитсон).
В Германии (Берлине) на здании Старого музея (1823 г., архит. Карл Фридрих Шинкель) на антаблементе, опирающемся на 18 ионических колонн, помещена латинская надпись: «Фридрих Вильгельм III основал этот музей для изучения всевозможных античных предметов и свободных искусств».
Удачным примером единства архитектурной композиции и шрифта является мемориальный комплекс в Санкт-Петербурге — памятник «Жертвам революции» на Марсовом поле (1917—1919 гг.). Архитектор Л.В.Руднев запроектировал это сооружение в простых монументальных формах, удачно включив в них тексты, написанные А.В. Луначарским и выполненные художником В. Конаше- вичем. Также можно назвать расположенный под Ригой Саласпилский мемориал, возведенный в память о жертвах фашизма на месте самого большого лагеря смерти, устроенного немцами во время Второй мировой войны. Надпись на бетонной стене гласит: «За этими воротами стонет земля».И сегодня практикующие архитекторы нередко помещают шрифт на фасады сооружений. Например, во время восстановления Свято-Данилова монастыря (1984—1990 гг.) архитектором Ю.Г. Алоновым была построена надкладезная часовня — памятник 1000-летию крещения Руси. На каждом из четырех фасадов часовни размещены накладные надписи, выполненные буквами древнерусского шрифта. Чем обширнее и разнообразнее становятся случаи использования шрифта, тем большее внимание необходимо уделять его изучению.
Архитектору необходимо знать виды шрифтов, приобрести определенные графические навыки в их выполнении, развить в себе чувство пропорций, равновесия, ритма и другие качества, чтобы затем грамотно применять шрифт в своей работе. Архитектор должен быть знаком с историей возникновения шрифтовых гарнитур, с некоторыми особенностями написания шрифтов, с техникой выполнения шрифтов в материале. Необходимо научиться грамотно интерпретировать сложившиеся гарнитуры, выбирать шрифт, гармоничный стилю архитектуры.
Знакомство с искусством шрифта, с некоторыми особенностями его использования в архитектуре — необходимый этап в цикле архитектурного образования. Если шрифт необходимо закомпоновать в архитектурное сооружение, то архитектор должен решить следующие вопросы:где разместить шрифтовую композицию;какой шрифт (или шрифты) выбрать, чтобы он вызывал у зрителя необходимые ассоциации (одно и то же слово, написанное разными шрифтами, производит различное впечатление);какие слова, учитывая смысл текста, следует выделить и каким образом это лучше сделать (другим размером или шрифтом, цветом и пр.);в каком материале этот шрифт будет выполняться;как данная шрифтовая композиция должна быть освещена.Выделение отдельных букв, цифр, строк в общей надписи позволяет избежать монотонности и помогает концентрировать внимание на смысловых акцентах, при этом размер слов надо выбирать очень умело, так как слишком большой контраст может создать беспокойное впечатление. Размеры надписи определяются расстоянием, с которого она будет читаться. Шрифт, закомпонованный в архитектурное сооружение, прежде чем быть выполненным в материале, тре бует особо тщательной проработки, так как он будет обозреваться очень долгое время. Выбор общей композиции надписи: симметричной или асимметричной шрифтовой гарнитуры, дополнительных декоративных элементов — рамок, орнаментов — обусловлен конкретностью темы, ее связью с определенным историческим периодом, с известной личностью.
Большое значение в характеристике художественных качеств шрифта имеет ритм, который прослеживается не только в построении отдельных букв и слов, но и всей надписи в целом. На характер эмоционального впечатления от шрифта влияет плотность и насыщенность строки, характер контура букв, размеры просветов между буквами, степень их наклона, рисунок засечек.
Одним из необходимых качеств шрифтовой композиции является легкость ее прочтения. На удобочитаемость влияют следующие факторы:формы шрифтовых знаков (тип шрифта), размеры, пропорции буквы отношения ширины знака к его высоте;формы, размеры и ритм строк, размер пробелов вокруг строк;цветовое решение, насыщенность, контрастность (отношение цвета (тона) шрифта к цвету (тону) фона);фактура, качество выполнения.
КАЛЛИГРАФИЯ (греч. kalligraphia — красивый почерк, от kallos — красота и grapho — пишу) — искусство красивого и четкого письма.На рисунок
шрифта огромное влияние оказывает технология его выполнения, материал, на котором пишут, и инструмент, чем пишут, например, китайские иероглифы писались кисточкой, поэтому их формы свободные и мягкие. Клинопись выполняли концом палочки по деревянной доске — отсюда характерные острые формы. Египетское письмо выполнялось на камне — отсюда строгость и сухость шрифта. В Риме писали костяной или деревянной палочкой, с одной стороны заостренной как игла, а с другой — плоской. При выполнении текста на восковых дощечках возник шрифт тонкий и легкий. Тонкая его часть выполнялась острым концом, вертикали букв выполнялись лопаткой — отсюда две толщины в рисунке буквы. При нанесении букв на камень появились новые элементы — острые углы в буквах — и исчезли очень тонкие элементы. Древнейшим материалом, на котором люди начали впервые писать, был камень, затем глиняные и восковые дощечки, древесная кора, пальмовые листья. Древнейшей формой книги был свиток.
ШРИФТ — это художественная интерпретация алфавита. Алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний, называется шрифтом. Сам алфавит в принципе неизменен, хотя шрифт постоянно претерпевает заметные изменения, связанные с материальной культурой общества, с его эстетическими нормами. Изменение каждой буквы ограничено, т.к. оно не должно мешать узнаваемости буквы. Мы не можем существенно изменять форму буквы, т.к. будет затруднено ее восприятие. Удобочитаемость есть высший принцип шрифтовой работы.Многие современные шрифты это не что иное, как измененные варианты старых шрифтов. Для того, чтобы уметь отличать хорошие формы букв от несовершенных, надо иметь очень натренированный глаз. Искусство шрифта — это искусство вариаций, оттенков, искусство «чуть-чуть». Работа со шрифтом воспитывает тонкий вкус, учит видеть прекрасное в пропорциях букв, в их композиции, в цветовом решении. Шрифт требует длительного изучения, тренировки и опыта. Архитекторам, художникам, работающим со шрифтом, необходимо изучать работы таких прекрасных мастеров шрифта как С. Телингатер, В. Лазур- ский, Д. Бажанова, П. Кузанян, Г. Цапфа и других художников-графиков. Шрифты созданные ими, стали классическими, и используя их, желательно не менять пропорции букв и соотношения толщин основных и вспомогательных штрихов, так как при изменении пропорций эти шрифты теряют индивидуальность рисунка и свои художественные качества. Изящество и строгость формы, гармоничность пропорций, простота и понятность, четкость и соразмерность — вот необходимые современные эстетические требования к шрифту.
История развития шрифта
Закономерности построения и развития шрифта, его рисунок тесно связаны с исторической эпохой, его породившей, поэтому изучение шрифта следует начинать с его истории. Это поможет лучше понять характер и строение современного шрифта, происхождение различных его вариантов.Взаимовлияние искусств — уже доказанная истина; его можно проследить во все периоды развития цивилизации. Как показывают многочисленные исторические примеры, все шрифты формировались под влиянием архитектуры и изобразительного искусства. Так же как и в архитектуре, в искусстве шрифта отражаются эстетические представления общества.Постараемся проследить развитие стилей и направлений в архитектуре и в шрифтовом искусстве. И в архитектуре, и в шрифтах можно заметить прямое и косвенное соответствие форм, силуэтов, общие эстетические основы. Кто кого вдохновлял? Зодчие брали из рисунков шрифтов архитектурные формы или каллиграфы, отталкиваясь от архитектурных форм, творили свое искусство, сказать трудно, но несомненно, и на тех, и на других повлияло время. Особенности исторической эпохи, особенности культуры, стиль времени не могли не сказаться на рисунке шрифтов.Возникновение письменности относится к глубокой древности. Много надписей на камне сохранилось в древней АССИРИИ, но и в ассирийских, и в вавилонских постройках тексты, выполненные клинописью, композиционной связи с архитектурой не имели.Предшественником нашего современного письма можно считать письмо древнего ЕГИПТА. Египетское иероглифическое письмо восходит к четвертому тысячелетию до н.э. В нем было около 600 знаков с четким изображением предметов, людей и животных. Египетские строители с исключительным мастерством высекали иероглифы во дворцах, в усыпальницах фараонов и знати, на обелисках, на пилонах и колоннах. Сначала иероглиф изображал целое слово, а затем — отдельную букву. Так постепенно люди перешли к фонетическому письму. Шрифт в египетских постройках гармонично сочетается со скульптурными изображениями.
В архитектуре деспотий можно отметить монументальность форм и силуэтов. Архитектура должна была впечатлять своими внешними формами. Памятники архитектуры Древнего Египта поразительны по своим масштабам и по объему затраченного труда. Для загробной жизни знати строили гробницы — мастаба, для фараонов — огромные пирамиды (самая большая и древняя — пирамида Хеопса).В периоды Древнего (3—4 тыс. до н.э.) и Среднего царств (до XVI в. до н.э.) в гробницах монархов часто помещались надписи, восхвалявшие правителей и богов. Рельефы и иероглифы выполняли в том числе и декоративную роль.В период Нового царства (до конца XI в. до н.э.) создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и в Луксоре. Сто двадцать две гигантские колонны (включая 12 колон гипостильного зала высотой 22 м), архитрав и каменные потолки храма в Карнаке покрыты рельефами и надписями. Тексты включали имена умерших царей, молитвы, заклинания, гимны богам. Эти надписи, удачно закомпонованные с рельефами, помимо информационной, играли огромную декоративную роль. Наивысшего расцвета египетская культура достигла в период Нового царства.Семитские племена, обитавшие на Синайском полуострове, около XVI в. до н.э. переняли из египетского картинного письма целый ряд знаков, дав им наименования на своем языке.С юго-восточного побережья Средиземного моря алфавит распространился в районы, заселенные греками. Это произошло, вероятно, в XI в. до н.э. Переняв финикийский алфавит, состоящий из 22 согласных и полусогласных знаков, греки преобразовали его соответственно требованиям своего языка. Алфавитное письмо появилось в ГРЕЦИИ на рубеже IX—VIII в. до н.э.
Греческий шрифт созвучен архитектурным формам сооружений Древней Греции. Архитектура античного времени характеризуется легкостью и целесообразностью. И зодчество, и шрифтовое искусство подчеркивали свободу человека, идеальные пропорции его тела. В основе искусства того времени лежали тектоника и эстетика. Шрифтовые композиции в Древней Греции размещались на памятных стелах, на мраморных плитах, на которых писались многочисленные декреты и постановления. В греческих некрополях сохранились плиты с могил, где размещены похвальные слова покойнику. Надписи встречаются также на пьедесталах отдельных скульптур и монументов. Древнегреческий шрифт необычайно прост — он построен четкими линиями равномерной толщины, которые образуют простые геометрические формы (круг, треугольник, дуги).
Русский и латинский алфавиты построены на единой графической основе и возникли из одного первоисточника. Этот первоисточник — шрифт древнегреческих надписей VII—VI вв. до н.э. Русский алфавит состоит из 33 букв, латинский — из 40 букв. Первоначально буквы латинского алфавита почти повторяли греческие, затем их начертание уточнилось, они стали более правильными, вычерченными, а не написанными.РИМ во II в. до н.э. становится центром мировой державы, здесь возникает архитектура, характерная своим размахом и колоссальными масштабами. Во всех больших городах по примеру Рима строятся форумы, базилики, триумфальные арки, театры и термы. Ордерная система теперь чаще всего носит декоративный характер. Надписи в этот период удачно компонуются на триумфальных арках, на надгробиях, на фасадах храмов. Большинство букв в латинском алфавите сохранило греческое значение и начертание. Если греческие надписи выполнялись буквами, имеющими одну толщину, то в латинских надписях у букв появляются различные толщины основных и вспомогательных штрихов. В этот период в шрифтах сформировалась новая деталь — засечки (поперечный штрих, завершающий стойку буквы), появление которых было обусловлено техникой высекания букв на камне.
Наибольшую законченность латинский шрифт приобрел ко II в. н.э. Таков шрифт на колонне Траяна, построенной в Риме греческим архитектором Аполло- дором в 114 г. н.э. Пропорции этого шрифта безупречны, размерены и продуманны. Каждая деталь в нем закономерна и исполнена с величайшей тщательностью. Этот шрифт ясен, гармоничен и величав, в нем отразилось благородство античной архитектуры, с которой он был самым непосредственным образом связан. Надпись на цоколе колонны Траяна отличается редким спокойным достоинством. Надпись на колонне Траяна вызвала огромный интерес в эпоху Возрождения. Многие уче ные старались найти закономерности ее построения, пытались выяснить способы ее выполнения. Сейчас исследователи пришли к выводу, что древнеримский мастер не вычерчивал шрифт при помощи линейки, циркуля и других принадлежностей, а писал их плоской ширококонечной кистью или двумя соединенными палочками; этим объясняется тот факт, что одни и те же буквы, встречающиеся на одной и той же строке, имеют разные варианты написания. Высота букв в натуре равна, примерно, 10 см. Учитывая перспективу, обусловленную высотой колонны, мастер выполнил буквы верхних рядов немного крупнее, чем буквы в нижних рядах. В иллюстрациях приведен анализ этих букв, выполненный Л.С. Иветсом.
Римляне не выделяли строчные и заглавные буквы, не делали они и пробелов между словами. Однако художник-каменотес уже следил за тем, чтобы окончания строк приходились на одну линию. Это пример основной и первоначальной формы латинского шрифта — шрифта капитального (в переводе с латинского — большого, главного). Еще этот шрифт называют маюскул, что переводится «несколько больший», т.к. он состоит исключительно из прописных (больших) букв. Маюскул — это, прежде всего, шрифт торжественных надписей, высекаемых на колоннах, на триумфальных арках, на стенах. Его задача — хранить для всеобщего обозрения и на долгое время важные изречения, законодательные акты и имена правителей. Строки выполнялись различной высоты: более крупно писалось имя императора, его титулы и заслуги. Этот шрифт тщательно и медленно высекался на каменных плитах по заранее намеченному контуру, что постепенно помогло выработать его специфическую форму.
Самые известные триумфальные арки были построены в Риме, многие из них сохранились до настоящего времени. На Триумфальной арке Тита (81 г.) написано: «Сенат и народ римский божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана». На арке Константина в Риме также размещена надпись. По этим надписям можно судить о характере шрифтов в тот период. В Римском Пантеоне (храме всех богов), построенном императором Адрианом шрифт расположен на фронтоне (120—124 гг.).
В Древнем Риме впервые стали делать инкрустированные надписи: позолоченные буквы на серебре, серебряные буквы на бронзе, бронзовые на камне.
Параллельно с монументальными надписями развивалось и рукописное письмо. Оно тяготело к простоте, к округлости форм и к лучшей связи букв, что объясняется необходимостью писать быстро. Так развилось римское курсивное письмо в противовес римскому капитальному письму. Курсив подразделяется на ранний и поздний. Ранний — маюскульный курсив — употреблялся в I—VI вв., поздний — минускульный курсив шрифта развился к IV столетию. Форма букв приобрела резко отличный от маюскульного шрифта характер. Этот курсив можно считать далеким предшественником современных строчных букв. Затем появились различные виды письма квадратный капитал, рустика, унциальное, полуунциальное письмо, каролинский минускул. Все эти шрифты отличаются друг от друга пропорциями букв, характером засечек и закруглений. В основном это были шрифты рукописных книг. Во всех названных шрифтах ощущается естественность пишущей руки. Наклон пера влияет на толщину штриха. Для переписки больших литературных текстов сформировался особый шрифт — унциал. В нем сочетаются достоинства и капитального, и курсивного шрифтов, углы в нем округлились, штрихи приняли дугообразную форму что позволяло выполнять его предельно быстро. Несколько позднее из унциального письма развился полуунциал, сохранивший ясность курсива.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, господствовавший в странах Западной и Центральной Европы в X—XIII вв., полная противоположность античности. Название этого стиля происходит от латинского названия города Рима, поскольку стиль возник в областях, входивших в прошлом в состав Римской империи. Основными объектами строительства того периода становятся монастыри и замки — сильно укрепленные крепости, из которых удобно нападать и в которых можно выдержать длительную осаду. Архитектура той эпохи носит характер суровой статичности, замкнутости, нарочитой прочности. Тесно прижатые друг к другу каменные дома с фахверковыми надстройками обступают узкие улицы города. В строительстве культовых зданий можно выделить три типа — базилика, зальные и купольные церкви. В основе плана храма лежит форма латинского креста. Особое развитие в романской архитектуре получили перспективные порталы и ар- катурные пояса. В шрифтовом искусстве того периода можно отметить некоторую сухость и суровость. Шрифты выполняются тщательно, с некоторой долей схематизма и строгости. В романской архитектуре шрифтовые композиции встречаются на порталах, в храмах, на надгробных плитах, но они немногословны. Характер шрифта на них аналогичен шрифтам рукописных книг.
В период господства в средневековой Европе ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ (XII—XVI вв.) в архитектуре наблюдается динамичность устремленных вверх форм, иррациональность завершений, сложность силуэтов зданий. Кривые улицы города были очень узкими, их ширина не превышала 5—7 метров. Замкнутость — характерная особенность средневековых площадей. В противоположность мрачной суровости романской архитектуры с ее тяжеловесностью стен, готическая архитектура устремляется вверх, предельно расширяются оконные проемы. Зодчие разработали и стали широко применять системы стрельчатых сводов на ребрах — нервюрах. Готика — единственный стиль, создавший совершенно особенную систему форм и новое понимание пространства и объема. Под влиянием готической архитектуры и искусства появляется шрифт ломаный, ассоциируемый с вертикальностью архитектуры, с арками и контрфорсами. Готический шрифт (текстура и ратунда) во всех его разновидностях — сильный, ритмичный, декоративный. Господствовавший долгое время во всей Европе, он дольше всего сохранился в Германии и окончательно вышел из употребления лишь к концу Второй мировой войны.
Непрерывно растущий спрос на книги могло удовлетворить только их механическое размножение — печатание. Первые печатные книги имитировали рукописные. Так, в Париже в XV в. некоторые печатные экземпляры Библии удавалось продавать, выдавая их за рукописные. Но все-таки печатные шрифты стали развиваться самостоятельным путем, все более отходя от своего прообраза — письма ширококонечным пером. Однако связи с рукописными стилями типографские шрифты никогда не утрачивали.Стили не исчезают бесследно. Периодические броски от простого к сложному и обратно, от практицизма к иррациональности, от легкости к тяжеловесности в формах архитектуры и в шрифтах прослеживаются очень четко. Переворот в стилях произошел в начале XX в. с появлением ФУНКЦИОНАЛИЗМА. В архитектуре это плоские кровли, здания на опорах, многослойность ограждающих конструкций. Та же простота и ясность появилась в конструкциях шрифтов. В СССР в 1920-е годы созвучным архитектуре и прикладному искусству конструктивистов оказался рубленый шрифт. Некоторое время он был единственным используемым шрифтом. В этот период возникла громадная семья рубленых шрифтов самого разного рисунка, отличающихся и по плотности, и по деталям. Со временем к рубленому шрифту перестали относиться как к единственному шрифту нашей эпохи. Усилился интерес художников к традиционным шрифтам.
Наше время — это период поисков, разностилье, демократичность архитектурных форм, возможность выбора. Поиски нового идут подчас в противоположных направлениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги этапу становления дизайнерского образования, можно отметить, что тогда уже были заложены все его основные направления и тенденции.Позднее появились крупные центры подготовки дизайнеров, которые сыграли заметную роль не только в профессиональном оформлении дизайна, но и в культуре в целом: Баухауз в Германии, ВХУТЕМАС в России, первые американские школы 30-х годов, английские школы 30-40-х годов. Затем началась эпоха Ульмской школы, формирования систем дизайнерского образования в отдельных странах Европы, Азии, Америки, которые превращались в общественную силу именно как системы школ ...»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Харитонов А. В. «Дизайн среды» - М., 1998.
2. С. О. Хан-Магометов. «Пионеры советского дизайна» - М., 1995.
3. Безухова Л. Н., Юмагулова Л. А. Шрифт в работе архитектора. — М., 2007