ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА В АРХИТЕКТУРЕ. ШРИФТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В АРХИТЕКТУРНЫХ И ДИЗАЙНЕРСКИХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА В АРХИТЕКТУРЕ. ШРИФТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В АРХИТЕКТУРНЫХ И ДИЗАЙНЕРСКИХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЯХ

Сатторова Ч.Ш. 1
1Филиал ВГТУ в городе Борисоглебске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Дизайн делает продукцию массового производства привлекательной для потребителей и выгодной для изготовителей. Умело сочетая конструкцию, материалы и форму таких простых предметов, как стакан, или таких сложных, как автомобиль, дизайнеры стремятся сделать их недорогими в изготовлении, удобными и безопасными в употреблении, привлекательными для глаз и приятными на ощупь.Дизайн – всего одно понятие, а включает в себя в нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт- дизайн, городской публишь-арт, архитектурный дизайн, промышленный дизайн,Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический футуро- дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий рекламный дизайн, информационный программный и текстовый дизайн, научный сайнс-дизайн...

Становлении дизайна России

Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке. Hа первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы. Наиболее интенсивно развивается графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции.Второй этап развития дизайна в России (1923-1932) можно считать временем становления его профессиональной модели. Россия становится одним из важнейших центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров - производственных факультетов ВХУТЕМАСа.

Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных интерьеров... Производственный заказ пока не играет определяющей роли, и активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм изобретательства. Основная цель - организация предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры.

В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна, определившие его дальнейшее развитие. Более подробно о них можно узнать из работ самих авторов - А. Родченко, Л. Лисицкого, В. Татлина. Задача

создания новой среды жизнедеятельности придала особый импульс развитию конструктивизма. Производственные факультеты ВХУТЕМАСа охватывает эйфория изобретательства. Безусловно, тон задавали их лидеры - А. Родченко и Л. Лисицкий, которые наиболее ярко проявили себя именно в графическом дизайне. Фотомонтаж, коллаж, шрифтовые композиции, рекламная и плакатная графика, книжные конструкции составляют золотой фонд мирового дизайна. Множество их открытий и проектов в других областях (новые принципы организации выставочных и бытовых интерьеров, типовой мебели, архитектурных ансамблей и небоскребов) были реализованы значительно позже.

Комплексный подход к созданию объектов нашел отражение и в программе В.Татлина, преподававшего культуру материала. Он уделял основное внимание роли взаимосвязей и взаимоотношений: человек и вещь, функция и материал, различные материалы в процессе создания «систематической, жизненно необходимой вещи». Он учил студентов с самых первых шагов разработки проекта учитывать функциональный (конечная цель создания предмета, особенности производства) и органический (человек, который будет этой вещью пользоваться) факторы. Третий этап (1933-1960) был достаточно печальным для развития дизайна в России. Однако потенциал, накопленный авангардом, еще какое-то время сказывался в проектных работах. В первую очередь в продукции графического дизайна: политических и киноплакатах, книгах, рекламе.Четвертый этап развития дизайна созданный в 1961 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВHИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала «Техническая эстетика» и выпуска тематических сборников, которые самым подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода,это время возрождения художественного конструирования.Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным требованиям.ВHИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт европейского дизайна и предлагая свои концепции. Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.

Применение шрифтов в архитектурных и дизайнерских проектных решениях.

В современном мире надписи окружают человека повсеместно: это названия различных общественных зданий, вывески магазинов, мемориальные доски, все­возможные указатели и пр. Наружная реклама активно включилась в архитек­туру города. Часто яркая и броская, реклама подавляет застройку, мешает ее вос­приятию.В практической работе архитекторам постоянно приходится применять шрифт. Оформляя свои чертежные работы, необходимо правильно выбрать шрифты и хорошо закомпоновать надписи на листе. Шрифт на чертеже должен быть чет­ким, ясным, удобочитаемым; он не должен содержать лишних штрихов, якобы украшающих буквы. Желательно соблюдать стилевое единство шрифта и вычер­ченного объекта — например, чертежи памятников древнерусской архитектуры могут быть подписаны шрифтом устав в обработке Лазурского, а чертежи произ­ведений К.С. Мельникова или М.Я. Гинзбурга целесообразно подписать рубленым шрифтом, т.к. именно этот шрифт часто применялся в период конструктивизма. Размер шрифта должен соответствовать масштабу чертежа. Одним из наиболее ча­сто используемых при оформлении архитектурных работ шрифтов является клас­сическая римская антиква. Это спокойный и гармоничный шрифт, обладающий высокими эстетическими качествами. В настоящее время чертежи проектов и включенные в них размеры и надписи выполняются на компьютере.

Особенно ответственно архитектор должен относиться к шрифту в случае, если шрифт закомпонован в само архитектурное сооружение. В таких проектах как «монумент», «вокзал», «аэропорт», «выставочный павильон», «мемориальная доска» и др. шрифт должен органично вписываться в архитектурное решение, создавая с ним единое целое. Примеров включения шрифта в архитектурную композицию можно привести очень много — начиная от Египта и заканчивая современной архитектурой.

На фризе, опоясывающем купол собора Святого Петра в Риме (1506— 1626 гг.), начертаны слова из проповеди Христа: «Ты — Петр, и на сем камне я создам церковь мою...».В замечательном памятнике периода Высокого Возрождения — вилле «Ро­тонда» (ок. 1552 г.) архитектора Андреа Палладио на каждом из четырех класси­ческих портиков помещены тексты.Интересным примером включения шрифта в архитектурное сооружение яв­ляется памятник елизаветинской эпохи особняк Хардуик Холл (Англия, 1591— 1597 гг.), где башни на фасадах завершаются волютами, графской короной и ини­циалами владелицы (ES), высеченными из камня (архит. Роберт Смитсон).

В Германии (Берлине) на здании Старого музея (1823 г., архит. Карл Фрид­рих Шинкель) на антаблементе, опирающемся на 18 ионических колонн, помещена латинская надпись: «Фридрих Вильгельм III основал этот музей для изу­чения всевозможных античных предметов и свободных искусств».

Удачным примером единства архитектурной композиции и шрифта является мемориальный комплекс в Санкт-Петербурге — памятник «Жертвам револю­ции» на Марсовом поле (1917—1919 гг.). Архитектор Л.В.Руднев запроектиро­вал это сооружение в простых монументальных формах, удачно включив в них тексты, написанные А.В. Луначарским и выполненные художником В. Конаше- вичем. Также можно назвать расположенный под Ригой Саласпилский мемориал, возведенный в память о жертвах фашизма на месте самого большого лагеря смерти, устроенного немцами во время Второй мировой войны. Надпись на бе­тонной стене гласит: «За этими воротами стонет земля».И сегодня практикующие архитекторы нередко помещают шрифт на фасады сооружений. Например, во время восстановления Свято-Данилова монастыря (1984—1990 гг.) архитектором Ю.Г. Алоновым была построена надкладезная ча­совня — памятник 1000-летию крещения Руси. На каждом из четырех фасадов часовни размещены накладные надписи, выполненные буквами древнерусского шрифта. Чем обширнее и разнообразнее становятся случаи использования шрифта, тем большее внимание необходимо уделять его изучению.

Архитектору необходимо знать виды шрифтов, приобрести определенные графические навыки в их выполнении, развить в себе чувство пропорций, рав­новесия, ритма и другие качества, чтобы затем грамотно применять шрифт в сво­ей работе. Архитектор должен быть знаком с историей возникновения шрифто­вых гарнитур, с некоторыми особенностями написания шрифтов, с техникой вы­полнения шрифтов в материале. Необходимо научиться грамотно интерпрети­ровать сложившиеся гарнитуры, выбирать шрифт, гармоничный стилю архитек­туры.

Знакомство с искусством шрифта, с некоторыми особенностями его исполь­зования в архитектуре — необходимый этап в цикле архитектурного образова­ния. Если шрифт необходимо закомпоновать в архитектурное сооружение, то архитектор должен решить следующие вопросы:где разместить шрифтовую композицию;какой шрифт (или шрифты) выбрать, чтобы он вызывал у зрителя необ­ходимые ассоциации (одно и то же слово, написанное разными шрифтами, про­изводит различное впечатление);какие слова, учитывая смысл текста, следует выделить и каким образом это лучше сделать (другим размером или шрифтом, цветом и пр.);в каком материале этот шрифт будет выполняться;как данная шрифтовая композиция должна быть освещена.Выделение отдельных букв, цифр, строк в общей надписи позволяет избе­жать монотонности и помогает концентрировать внимание на смысловых акцен­тах, при этом размер слов надо выбирать очень умело, так как слишком боль­шой контраст может создать беспокойное впечатление. Размеры надписи опре­деляются расстоянием, с которого она будет читаться. Шрифт, закомпонованный в архитектурное сооружение, прежде чем быть выполненным в материале, тре­­ бует особо тщательной проработки, так как он будет обозреваться очень долгое время. Выбор общей композиции надписи: симметричной или асимметричной шрифтовой гарнитуры, дополнительных декоративных элементов — рамок, ор­наментов — обусловлен конкретностью темы, ее связью с определенным истори­ческим периодом, с известной личностью.

Большое значение в характеристике художественных качеств шрифта имеет ритм, который прослеживается не только в построении отдельных букв и слов, но и всей надписи в целом. На характер эмоционального впечатления от шриф­та влияет плотность и насыщенность строки, характер контура букв, размеры просветов между буквами, степень их наклона, рисунок засечек.

Одним из необходимых качеств шрифтовой композиции является легкость ее прочтения. На удобочитаемость влияют следующие факторы:формы шрифтовых знаков (тип шрифта), размеры, пропорции буквы от­ношения ширины знака к его высоте;формы, размеры и ритм строк, размер пробелов вокруг строк;цветовое решение, насыщенность, контрастность (отношение цвета (тона) шрифта к цвету (тону) фона);фактура, качество выполнения.

КАЛЛИГРАФИЯ (греч. kalligraphia — красивый почерк, от kallos — красота и grapho — пишу) — искусство красивого и четкого письма.На рисунок

шрифта огромное влияние оказывает технология его выполне­ния, материал, на котором пишут, и инструмент, чем пишут, например, китай­ские иероглифы писались кисточкой, поэтому их формы свободные и мягкие. Клинопись выполняли концом палочки по деревянной доске — отсюда харак­терные острые формы. Египетское письмо выполнялось на камне — отсюда стро­гость и сухость шрифта. В Риме писали костяной или деревянной палочкой, с одной стороны заостренной как игла, а с другой — плоской. При выполнении текста на восковых дощечках возник шрифт тонкий и легкий. Тонкая его часть выполнялась острым концом, вертикали букв выполнялись лопаткой — отсюда две толщины в рисунке буквы. При нанесении букв на камень появились новые элементы — острые углы в буквах — и исчезли очень тонкие элементы. Древ­нейшим материалом, на котором люди начали впервые писать, был камень, за­тем глиняные и восковые дощечки, древесная кора, пальмовые листья. Древней­шей формой книги был свиток.

ШРИФТ — это художественная интерпретация алфавита. Алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний, называется шрифтом. Сам алфавит в принципе неизменен, хотя шрифт постоянно претерпевает замет­ные изменения, связанные с материальной культурой общества, с его эстетичес­кими нормами. Изменение каждой буквы ограничено, т.к. оно не должно мешать узнаваемости буквы. Мы не можем существенно изменять форму буквы, т.к. бу­дет затруднено ее восприятие. Удобочитаемость есть высший принцип шрифто­вой работы.Многие современные шрифты это не что иное, как измененные варианты ста­рых шрифтов. Для того, чтобы уметь отличать хорошие формы букв от несовер­шенных, надо иметь очень натренированный глаз. Искусство шрифта — это ис­кусство вариаций, оттенков, искусство «чуть-чуть». Работа со шрифтом воспитывает тонкий вкус, учит видеть прекрасное в пропорциях букв, в их компози­ции, в цветовом решении. Шрифт требует длительного изучения, тренировки и опыта. Архитекторам, художникам, работающим со шрифтом, необходимо изу­чать работы таких прекрасных мастеров шрифта как С. Телингатер, В. Лазур- ский, Д. Бажанова, П. Кузанян, Г. Цапфа и других художников-графиков. Шриф­ты созданные ими, стали классическими, и используя их, желательно не менять пропорции букв и соотношения толщин основных и вспомогательных штрихов, так как при изменении пропорций эти шрифты теряют индивидуальность ри­сунка и свои художественные качества. Изящество и строгость формы, гармо­ничность пропорций, простота и понятность, четкость и соразмерность — вот не­обходимые современные эстетические требования к шрифту.

История развития шрифта

Закономерности построения и развития шрифта, его рисунок тесно связаны с исторической эпохой, его породившей, поэтому изучение шрифта следует на­чинать с его истории. Это поможет лучше понять характер и строение современ­ного шрифта, происхождение различных его вариантов.Взаимовлияние искусств — уже доказанная истина; его можно проследить во все периоды развития цивилизации. Как показывают многочисленные истори­ческие примеры, все шрифты формировались под влиянием архитектуры и изоб­разительного искусства. Так же как и в архитектуре, в искусстве шрифта отра­жаются эстетические представления общества.Постараемся проследить развитие стилей и направлений в архитектуре и в шрифтовом искусстве. И в архитектуре, и в шрифтах можно заметить прямое и косвенное соответствие форм, силуэтов, общие эстетические основы. Кто кого вдохновлял? Зодчие брали из рисунков шрифтов архитектурные формы или каллиграфы, отталкиваясь от архитектурных форм, творили свое искусство, ска­зать трудно, но несомненно, и на тех, и на других повлияло время. Особенности исторической эпохи, особенности культуры, стиль времени не могли не сказать­ся на рисунке шрифтов.Возникновение письменности относится к глубокой древности. Много над­писей на камне сохранилось в древней АССИРИИ, но и в ассирийских, и в ва­вилонских постройках тексты, выполненные клинописью, композиционной свя­зи с архитектурой не имели.Предшественником нашего современного письма можно считать письмо древ­него ЕГИПТА. Египетское иероглифическое письмо восходит к четвертому тыся­челетию до н.э. В нем было около 600 знаков с четким изображением предметов, людей и животных. Египетские строители с исключительным мастерством высе­кали иероглифы во дворцах, в усыпальницах фараонов и знати, на обелисках, на пилонах и колоннах. Сначала иероглиф изображал целое слово, а затем — отдель­ную букву. Так постепенно люди перешли к фонетическому письму. Шрифт в еги­петских постройках гармонично сочетается со скульптурными изображениями.

В архитектуре деспотий можно отметить монументальность форм и силуэтов. Архитектура должна была впечатлять своими внешними формами. Памятники архитектуры Древнего Египта поразительны по своим масштабам и по объему за­траченного труда. Для загробной жизни знати строили гробницы — мастаба, для фараонов — огромные пирамиды (самая большая и древняя — пирамида Хеопса).В периоды Древнего (3—4 тыс. до н.э.) и Среднего царств (до XVI в. до н.э.) в гробницах монархов часто помещались надписи, восхвалявшие правителей и бо­гов. Рельефы и иероглифы выполняли в том числе и декоративную роль.В период Нового царства (до конца XI в. до н.э.) создаются выдающиеся хра­мовые сооружения в Карнаке и в Луксоре. Сто двадцать две гигантские колон­ны (включая 12 колон гипостильного зала высотой 22 м), архитрав и каменные потолки храма в Карнаке покрыты рельефами и надписями. Тексты включали имена умерших царей, молитвы, заклинания, гимны богам. Эти надписи, удачно закомпонованные с рельефами, помимо информационной, играли огромную де­коративную роль. Наивысшего расцвета египетская культура достигла в период Нового царства.Семитские племена, обитавшие на Синайском полуострове, около XVI в. до н.э. переняли из египетского картинного письма целый ряд знаков, дав им наи­менования на своем языке.С юго-восточного побережья Средиземного моря алфавит распространился в районы, заселенные греками. Это произошло, вероятно, в XI в. до н.э. Переняв финикийский алфавит, состоящий из 22 согласных и полусогласных знаков, гре­ки преобразовали его соответственно требованиям своего языка. Алфавитное письмо появилось в ГРЕЦИИ на рубеже IX—VIII в. до н.э.

Греческий шрифт созвучен архитектурным формам сооружений Древней Гре­ции. Архитектура античного времени характеризуется легкостью и целесообраз­ностью. И зодчество, и шрифтовое искусство подчеркивали свободу человека, идеальные пропорции его тела. В основе искусства того времени лежали текто­ника и эстетика. Шрифтовые композиции в Древней Греции размещались на па­мятных стелах, на мраморных плитах, на которых писались многочисленные дек­реты и постановления. В греческих некрополях сохранились плиты с могил, где размещены похвальные слова покойнику. Надписи встречаются также на пьеде­сталах отдельных скульптур и монументов. Древнегреческий шрифт необычай­но прост — он построен четкими линиями равномерной толщины, которые об­разуют простые геометрические формы (круг, треугольник, дуги).

Русский и латинский алфавиты построены на единой графической основе и возникли из одного первоисточника. Этот первоисточник — шрифт древнегре­ческих надписей VII—VI вв. до н.э. Русский алфавит состоит из 33 букв, латин­ский — из 40 букв. Первоначально буквы латинского алфавита почти повторяли греческие, затем их начертание уточнилось, они стали более правильными, вы­черченными, а не написанными.РИМ во II в. до н.э. становится центром мировой державы, здесь возникает архитектура, характерная своим размахом и колоссальными масштабами. Во всех больших городах по примеру Рима строятся форумы, базилики, триумфальные арки, театры и термы. Ордерная система теперь чаще всего носит декоративный характер. Надписи в этот период удачно компонуются на триумфальных арках, на надгробиях, на фасадах храмов. Большинство букв в латинском алфавите со­хранило греческое значение и начертание. Если греческие надписи выполнялись буквами, имеющими одну толщину, то в латинских надписях у букв появляются различные толщины основных и вспомогательных штрихов. В этот период в шрифтах сформировалась новая деталь — засечки (поперечный штрих, заверша­ющий стойку буквы), появление которых было обусловлено техникой высека­ния букв на камне.

Наибольшую законченность латинский шрифт приобрел ко II в. н.э. Таков шрифт на колонне Траяна, построенной в Риме греческим архитектором Аполло- дором в 114 г. н.э. Пропорции этого шрифта безупречны, размерены и продуман­ны. Каждая деталь в нем закономерна и исполнена с величайшей тщательностью. Этот шрифт ясен, гармоничен и величав, в нем отразилось благородство античной архитектуры, с которой он был самым непосредственным образом связан. Надпись на цоколе колонны Траяна отличается редким спокойным достоинством. Надпись на колонне Траяна вызвала огромный интерес в эпоху Возрождения. Многие уче ные старались найти закономерности ее построения, пытались выяснить способы ее выполнения. Сейчас исследователи пришли к выводу, что древнеримский мас­тер не вычерчивал шрифт при помощи линейки, циркуля и других принадлежно­стей, а писал их плоской ширококонечной кистью или двумя соединенными па­лочками; этим объясняется тот факт, что одни и те же буквы, встречающиеся на одной и той же строке, имеют разные варианты написания. Высота букв в натуре равна, примерно, 10 см. Учитывая перспективу, обусловленную высотой колонны, мастер выполнил буквы верхних рядов немного крупнее, чем буквы в нижних ря­дах. В иллюстрациях приведен анализ этих букв, выполненный Л.С. Иветсом.

Римляне не выделяли строчные и заглавные буквы, не делали они и пробе­лов между словами. Однако художник-каменотес уже следил за тем, чтобы окон­чания строк приходились на одну линию. Это пример основной и первоначаль­ной формы латинского шрифта — шрифта капитального (в переводе с латин­ского — большого, главного). Еще этот шрифт называют маюскул, что перево­дится «несколько больший», т.к. он состоит исключительно из прописных (боль­ших) букв. Маюскул — это, прежде всего, шрифт торжественных надписей, вы­секаемых на колоннах, на триумфальных арках, на стенах. Его задача — хранить для всеобщего обозрения и на долгое время важные изречения, законодатель­ные акты и имена правителей. Строки выполнялись различной высоты: более крупно писалось имя императора, его титулы и заслуги. Этот шрифт тщательно и медленно высекался на каменных плитах по заранее намеченному контуру, что постепенно помогло выработать его специфическую форму.

Самые известные триумфальные арки были построены в Риме, многие из них сохранились до настоящего времени. На Триумфальной арке Тита (81 г.) напи­сано: «Сенат и народ римский божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана». На арке Константина в Риме также размещена над­пись. По этим надписям можно судить о характере шрифтов в тот период. В Римском Пантеоне (храме всех богов), построенном императором Адрианом шрифт расположен на фронтоне (120—124 гг.).

В Древнем Риме впервые стали делать инкрустированные надписи: позоло­ченные буквы на серебре, серебряные буквы на бронзе, бронзовые на камне.

Параллельно с монументальными надписями развивалось и рукописное пись­мо. Оно тяготело к простоте, к округлости форм и к лучшей связи букв, что объясняется необходимостью писать быстро. Так развилось римское курсивное письмо в противовес римскому капитальному письму. Курсив подразделяется на ранний и поздний. Ранний — маюскульный курсив — употреблялся в I—VI вв., поздний — минускульный курсив шрифта развился к IV столетию. Форма букв приобрела резко отличный от маюскульного шрифта характер. Этот курсив мож­но считать далеким предшественником современных строчных букв. Затем по­явились различные виды письма квадратный капитал, рустика, унциальное, полуунциальное письмо, каролинский минускул. Все эти шрифты отличаются друг от друга пропорциями букв, характером засечек и закруглений. В основном это были шрифты рукописных книг. Во всех названных шрифтах ощущается ес­тественность пишущей руки. Наклон пера влияет на толщину штриха. Для пе­реписки больших литературных текстов сформировался особый шрифт — унци­ал. В нем сочетаются достоинства и капитального, и курсивного шрифтов, углы в нем округлились, штрихи приняли дугообразную форму что позволяло выпол­нять его предельно быстро. Несколько позднее из унциального письма развился полуунциал, сохранивший ясность курсива.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, господствовавший в странах Западной и Централь­ной Европы в X—XIII вв., полная противоположность античности. Название это­го стиля происходит от латинского названия города Рима, поскольку стиль воз­ник в областях, входивших в прошлом в состав Римской империи. Основными объектами строительства того периода становятся монастыри и замки — сильно укрепленные крепости, из которых удобно нападать и в которых можно выдер­жать длительную осаду. Архитектура той эпохи носит характер суровой статич­ности, замкнутости, нарочитой прочности. Тесно прижатые друг к другу камен­ные дома с фахверковыми надстройками обступают узкие улицы города. В стро­ительстве культовых зданий можно выделить три типа — базилика, зальные и купольные церкви. В основе плана храма лежит форма латинского креста. Осо­бое развитие в романской архитектуре получили перспективные порталы и ар- катурные пояса. В шрифтовом искусстве того периода можно отметить некото­рую сухость и суровость. Шрифты выполняются тщательно, с некоторой долей схематизма и строгости. В романской архитектуре шрифтовые композиции встречаются на порталах, в храмах, на надгробных плитах, но они немногослов­ны. Характер шрифта на них аналогичен шрифтам рукописных книг.

В период господства в средневековой Европе ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ (XII—XVI вв.) в архитектуре наблюдается динамичность устремленных вверх форм, иррациональность завершений, сложность силуэтов зданий. Кривые ули­цы города были очень узкими, их ширина не превышала 5—7 метров. Замкну­тость — характерная особенность средневековых площадей. В противополож­ность мрачной суровости романской архитектуры с ее тяжеловесностью стен, готическая архитектура устремляется вверх, предельно расширяются оконные проемы. Зодчие разработали и стали широко применять системы стрельчатых сводов на ребрах — нервюрах. Готика — единственный стиль, создавший совер­шенно особенную систему форм и новое понимание пространства и объема. Под влиянием готической архитектуры и искусства появляется шрифт ломаный, ас­социируемый с вертикальностью архитектуры, с арками и контрфорсами. Готи­ческий шрифт (текстура и ратунда) во всех его разновидностях — сильный, рит­мичный, декоративный. Господствовавший долгое время во всей Европе, он доль­ше всего сохранился в Германии и окончательно вышел из употребления лишь к концу Второй мировой войны.

Непрерывно растущий спрос на книги могло удовлетворить только их меха­ническое размножение — печатание. Первые печатные книги имитировали руко­писные. Так, в Париже в XV в. некоторые печатные экземпляры Библии удава­лось продавать, выдавая их за рукописные. Но все-таки печатные шрифты стали развиваться самостоятельным путем, все более отходя от своего прообраза — письма ширококонечным пером. Однако связи с рукописными стилями типог­рафские шрифты никогда не утрачивали.Стили не исчезают бесследно. Периодические броски от простого к сложному и обратно, от практицизма к иррациональности, от легкости к тяжеловесности в формах архитектуры и в шрифтах прослеживаются очень четко. Переворот в сти­лях произошел в начале XX в. с появлением ФУНКЦИОНАЛИЗМА. В архитек­туре это плоские кровли, здания на опорах, многослойность ограждающих конст­рукций. Та же простота и ясность появилась в конструкциях шрифтов. В СССР в 1920-е годы созвучным архитектуре и прикладному искусству конструктивистов оказался рубленый шрифт. Некоторое время он был единственным используемым шрифтом. В этот период возникла громадная семья рубленых шрифтов самого разного рисунка, отличающихся и по плотности, и по деталям. Со временем к руб­леному шрифту перестали относиться как к единственному шрифту нашей эпохи. Усилился интерес художников к традиционным шрифтам.

Наше время — это период поисков, разностилье, демократичность архитектур­ных форм, возможность выбора. Поиски нового идут подчас в противоположных направлениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги этапу становления дизайнерского образования, можно отметить, что тогда уже были заложены все его основные направления и тенденции.Позднее появились крупные центры подготовки дизайнеров, которые сыграли заметную роль не только в профессиональном оформлении дизайна, но и в культуре в целом: Баухауз в Германии, ВХУТЕМАС в России, первые американские школы 30-х годов, английские школы 30-40-х годов. Затем началась эпоха Ульмской школы, формирования систем дизайнерского образования в отдельных странах Европы, Азии, Америки, которые превращались в общественную силу именно как системы школ ...»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Харитонов А. В. «Дизайн среды» - М., 1998.

2. С. О. Хан-Магометов. «Пионеры советского дизайна» - М., 1995.

3. Безухова Л. Н., Юмагулова Л. А. Шрифт в работе архитектора. — М., 2007

Просмотров работы: 378